Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" на 2023-2024 учебный год разработана с учетом программы воспитания и Стандарта православного компонента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»;
основной образовательной программы ЧОУ гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Учебный курс «Социокультурные стоки» в 4 классе призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе. Предстоит вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовно-нравственных ценностей. В центре курса -традиции как важнейший механизм сохранения и сбережения культурных универсалий, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Ставится и задача увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций программы воспитания на основе знания закона Божьего, учитывающего Стандарт православного компонента общего образования и призвана удовлетворить запросы в получении обучающимися образования в соответствии с образовательными стандартами.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы. В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются:
развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
накопление социокультурного опыта,
развитие навыков общения,
управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия,
обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Место учебного курса в учебном плане
В 4 классе на изучение курса отводится в год – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Система социокультурных ценностей, заложенная в Истоках:
Компетентностный подход к образованию предполагает такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором главной задачей учителя становится педагогическая поддержка ученика: учёт его интересов, поддержка его стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. В связи с этим для успешной реализации образовательной программы применяются элементы современных педагогических технологий:
личностно-ориентированного обучения;
дифференцированного обучения;
проблемного обучения;
развития критического мышления;
системно - деятельностный подход;
ИКТ.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, системности, воспитания на социокультурном опыте.
В основе концепции преподавания «Истоков» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе.
Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги:
работы в паре;
работы в тройке;
работы в четвёрке;
ресурсные круги.
Главными целями тренинга являются освоение обучающимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта - в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Важным этапом каждого тренинга является рефлексия, в ходе которой обучающиеся оценивают характер общения, работу лидера и группы в целом. Проведение социокультурных тренингов позволяет в образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков обучающихся – самооценку, взаимооценку и экспертную оценку.
Тренинги подразделяются на развивающие и оценивающие. В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды контроля: оценивающие тренинги. Они проводятся с целью определения уровня усвоения содержания материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. С помощью оценивающих тренингов социокультурное развитие ученика можно фиксировать в баллах. Это позволяет отойти от субъективизма и шаблона в оценке знаний школьников. Оценивание результатов в ходе тренинга осуществляется по 7-балльной шкале. При необходимости набранные баллы могут быть переведены в традиционную 5 – балльную отметку.
СОДЕРЖАНИЕКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение (1 ч.)
Традиции как свод взглядов и норм поведения, определенный уклад жизни. Традиционные устойчивые образы отечественной культуры, традиции российской словесности, традиции человеческой деятельности, традиции праздника.
Традиционное и новое
Часть I. Традиции образа ( 8 ч.)
Первые образы
Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.
Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.
Род, родоначальник и родословие. Виды родословий и системы родства.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Связь старинного и современного в образе Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Защитить Отечество, устрашить врага, покарать захватчика. Щит меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.
Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.
Священные образы.
Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).
Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.
Светлые образы.
Образ света как знака истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло -черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и др. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
П. Традиции слова (8 ч.)
Священные слова.
Заповеди и заветы. Следование им в жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.
Честные слова.
Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, чего не думаешь; не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство. Нравственное правило: лучше ногами споткнуться, чем языком.
III. Традиции дела (9 ч.)
Труд
Земледельцы - кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора. Пахота, боронование, сев, сенокос, жатва (страда), обмолот и т.д.
Ремесленники - созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретом мастерства ученикам. Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
Служение
Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение Вере, наставление в жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Служение местное и государственное. Издание справедливых (правых) законов, строгость в сочетании с любовью, рассудительность и честность - добрые традиции государственного служения.
Творчество
Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Деревянные доски, ковчег, паволока, левкас, темпера, следование иконописному канону-спутники иконописца.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества.
Научное творчество и его проявления.
Традиции праведного дела.
Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
IV. Традиции праздника (8 ч.) Гулять всем миром
Праздники земледельческого календаря. Масленица. Девичий праздник Семик и его признаки: образ березки, хороводы, гуляния, качели, трапеза, катание яиц. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Крестины - праздник, который бывает раз в жизни, именины - ежегодно. Обряды и обычаи семейных праздников.
Помнить всем Отечеством
Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и др. Атрибуты
государственного праздника: возложение венков, минуты молчания, воинские парады, ярмарки, народны гулянья, торжественные богослужения, праздничные концерты.
Молиться всей Церковью.
Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздика
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
Потрудиться душой
Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
Русский язык:
первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение:
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык:
знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика:
развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир:
сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе;
сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы;
сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и интернета, получения информации из источников в современной информационной среде;
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;
приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики:
понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни;
открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства;
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство:
выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;
умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка:
знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология:
сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура:
сформированность общих представлений о физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях;
умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. «Социокультурные истоки» воспитывают патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 4-го класса составлено с учетом Стандарта православного компонента. Православный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов обучающихся НОО:
1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;
2) устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека);
3) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
4) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
5) наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
6) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
7) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, мужество, стойкость, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
8) ответственность и прилежание в учебе;
9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;
10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;
11) наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;
12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
13) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
14) наличие бережного отношения к природе и всему живому.
15). формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;
16). совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.;
17). сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;
18). умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
19). овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову, помня наставления древнего книжника «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напаяющие Вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания».
№пп
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
ЦОР/ЭОР
Всего
Контр. работы
Практ
работы
http://www.svetoch-opk.ru
http://vsevteme.ru
http://vos.1september.ru/
http://azbyka.ru/
1
Традиции образа
8
2
Традиции слова
8
3
Традиции дела
9
4
Традиции праздника
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I. Традиции образа
№ урока
Тема
Кол-во часов
Дата
Содержание
Основные понятия
Формы обучения
1.
Вводный урок.
1
Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.
Введение в «Истоки»-4.
Что такое традиция?
Значение традиций в жизни человека, народа, общества.
Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера. Надежда, Любовь, София.
Традиции образа. Традиции. Традиции слова. Традиции дела. Традиции праздника.
Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки»
в этом году?»
2.
Первые образы.
Отец. Мать.
1
Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?
Отец. Глава семьи. Кормилец.
Заступник. Родоначальник. Отеческий суд и наказание.
Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.
Мать. Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.
Работа в паре «Роль отца и матери
в традиционной семье»
3.
Родители.
1
Семья-любовь, забота, согласие.
Семья.
Родители.
Почитание родителей.
Послушание.
Работа в паре «Принципы жизни в семье»
Ресурсный круг
«Моя будущая семья»
4.
Отечество.
1
Как в образе отечества отражается живая связь времен?
Отечество. Образ Родины.
Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные.