kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" на 2023-2024 учебный год  разработана с учетом программы воспитания и Стандарта православного компонента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"»

Частное общеобразовательное учреждение

Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца



Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании заместителем директора Директор

методического по учебно-воспитательной Н.С. Белик объединения работе

(протокол №1 от Т.Н.Куренковой

«__» августа 2023г.) « ___» августа 2023г. «___» августа 2023г.

_______________ ___________________ __________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

Направление: духовно-нравственное

Форма организации: кружок



Классы

Учитель Реньзяева Юлия Александровна

Количество часов всего – 34

В неделю – 1















Сургут

2022-2023 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

  • рабочей программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»;

  • основной образовательной программы ЧОУ гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

Учебный курс «Социокультурные стоки» в 4 классе призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе. Предстоит вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовно-нравственных ценностей. В центре курса -традиции как важнейший механизм сохранения и сбережения культурных универсалий, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Ставится и задача увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций программы воспитания на основе знания закона Божьего, учитывающего Стандарт православного компонента общего образования и призвана удовлетворить запросы в получении обучающимися образования в соответствии с образовательными стандартами.

Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:

• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы. В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в  образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к  ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

  • Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

  • Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;

  • Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

  • Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

В качестве задач выдвигаются:

  • освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

  • оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

  • развитие мотивации к саморазвитию.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются:

  • развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,

  • накопление социокультурного опыта,

  • развитие навыков общения,

  • управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия,

  • обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.


Место учебного курса в учебном плане

В 4 классе на изучение курса отводится в год – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Система социокультурных ценностей, заложенная в Истоках:

  • Ценности духовного мира: Вера, Надежда, Любовь, Истина

  • Ценности нравственности и красоты: почитание родителей, родной очаг, любовь к ближнему, праздник как труд души, терпение, сострадание

  • Ценности деятельности: мастерство, труд праведный.

  • Ценности социума: семья, род, праведный суд, праведная власть, отеческая забота.

  • Ценности природно-культурного пространства: река, лес, нива.



Основные формы контроля результатов обучения



Компетентностный подход к образованию предполагает такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором главной задачей учителя становится педагогическая поддержка ученика: учёт его интересов, поддержка его стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. В связи с этим для успешной реализации образовательной программы применяются элементы современных педагогических технологий:

  • личностно-ориентированного обучения;

  • дифференцированного обучения;

  • проблемного обучения;

  • развития критического мышления;

  • системно - деятельностный подход;

  • ИКТ.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, системности, воспитания на социокультурном опыте.

В основе концепции преподавания «Истоков» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе.

Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги:

  • работы в паре;

  • работы в тройке;

  • работы в четвёрке;

  • ресурсные круги.

Главными целями тренинга являются освоение обучающимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта - в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

Важным этапом каждого тренинга является рефлексия, в ходе которой обучающиеся оценивают характер общения, работу лидера и группы в целом. Проведение социокультурных тренингов позволяет в образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков обучающихся – самооценку, взаимооценку и экспертную оценку.

Тренинги подразделяются на развивающие и оценивающие. В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды контроля: оценивающие тренинги. Они проводятся с целью определения уровня усвоения содержания материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. С помощью оценивающих тренингов социокультурное развитие ученика можно фиксировать в баллах. Это позволяет отойти от субъективизма и шаблона в оценке знаний школьников. Оценивание результатов в ходе тренинга осуществляется по 7-балльной шкале. При необходимости набранные баллы могут быть переведены в традиционную 5 – балльную отметку.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение (1 ч.)

Традиции как свод взглядов и норм поведения, определенный уклад жизни. Традиционные устойчивые образы отечественной культуры, традиции российской словесности, традиции человеческой деятельности, традиции праздника.

Традиционное и новое

Часть I. Традиции образа ( 8 ч.)

Первые образы

Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.

Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.

Род, родоначальник и родословие. Виды родословий и системы родства.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Связь старинного и современного в образе Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Защитить Отечество, устрашить врага, покарать захватчика. Щит меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.

Священные образы.

Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).

Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.


Светлые образы.

Образ света как знака истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло -черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.

Образы праведников и мудрецов. Святые бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и др. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

П. Традиции слова (8 ч.)

Священные слова.

Заповеди и заветы. Следование им в жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

Молитвы (прошение, благодарение, хвала) - слово, сберегающее чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчающее сердца.



Сердечные слова.

Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

Честные слова.

Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, чего не думаешь; не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство. Нравственное правило: лучше ногами споткнуться, чем языком.


III. Традиции дела (9 ч.)

Труд

Земледельцы - кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора. Пахота, боронование, сев, сенокос, жатва (страда), обмолот и т.д.

Ремесленники - созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретом мастерства ученикам. Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.


Служение

Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства - научение Вере, наставление в жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Служение местное и государственное. Издание справедливых (правых) законов, строгость в сочетании с любовью, рассудительность и честность - добрые традиции государственного служения.


Творчество

Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Деревянные доски, ковчег, паволока, левкас, темпера, следование иконописному канону-спутники иконописца.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества.

Научное творчество и его проявления.

Традиции праведного дела.

Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.


IV. Традиции праздника (8 ч.)
Гулять всем миром

Праздники земледельческого календаря. Масленица. Девичий праздник Семик и его признаки: образ березки, хороводы, гуляния, качели, трапеза, катание яиц. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

Радоваться всей семьей

Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Крестины - праздник, который бывает раз в жизни, именины - ежегодно. Обряды и обычаи семейных праздников.

Помнить всем Отечеством

Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и др. Атрибуты

государственного праздника: возложение венков, минуты молчания, воинские парады, ярмарки, народны гулянья, торжественные богослужения, праздничные концерты.

Молиться всей Церковью.

Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздика

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

Потрудиться душой

Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок


Предметные результаты

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.

Русский язык:

  • первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

  • понимание роли языка как основного средства общения;

  • осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;

  • понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

  • осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка;

  • использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Литературное чтение:

  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Иностранный язык:

  • знакомство представителей других стран с культурой своего народа.

Математика и информатика:

  • развитие логического мышления;

  • приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.

Окружающий мир:

  • сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе;

  • сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы;

  • сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;

  • первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;

  • развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

  • понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);

  • приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и интернета, получения информации из источников в современной информационной среде;

  • формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;

  • приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

Основы религиозных культур и светской этики:

  • понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

  • формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

  • построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

  • понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

  • понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

  • умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни;

  • открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства;

  • знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.

Изобразительное искусство:

  • выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;

  • умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;

  • умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.

Музыка:

  • знание основных жанров народной и профессиональной музыки.

Технология:

  • сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.

Физическая культура:

  • сформированность общих представлений о физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях;

  • умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. «Социокультурные истоки» воспитывают патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.


Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 4-го класса составлено с учетом Стандарта православного компонента. Православный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов обучающихся НОО:

1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;

2) устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека);

3) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

4) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

5) наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

6) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;

7) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, мужество, стойкость, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;

8) ответственность и прилежание в учебе;

9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;

10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;

11) наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;

12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;

13) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;

14) наличие бережного отношения к природе и всему живому.

15). формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;

16). совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.;

17). сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;

18). умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

19). овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову, помня наставления древнего книжника «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напаяющие Вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания».



пп

Наименование разделов и тем программы


Количество часов

ЦОР/ЭОР

Всего

Контр. работы

Практ

работы

http://www.svetoch-opk.ru 

http://vsevteme.ru

http://vos.1september.ru/

http://azbyka.ru/ 


1

Традиции образа

8



2

Традиции слова

8



3

Традиции дела

9



4

Традиции праздника

9



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I. Традиции образа


урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Содержание

Основные понятия

Формы обучения

1.

Вводный урок.

1


Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.

Введение в «Истоки»-4.

Что такое традиция?

Значение традиций в жизни человека, народа, общества.

Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера. Надежда, Любовь, София.

Традиции образа. Традиции. Традиции слова. Традиции дела. Традиции праздника.

Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки»

в этом году?»

2.

Первые образы.

Отец. Мать.

1


Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?

Отец. Глава семьи. Кормилец.

Заступник. Родоначальник. Отеческий суд и наказание.

Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.

Мать. Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.

Работа в паре «Роль отца и матери

в традиционной семье»

3.

Родители.

1


Семья-любовь, забота, согласие.

Семья.

Родители.

Почитание родителей.

Послушание.

Работа в паре «Принципы жизни в семье»

Ресурсный круг

«Моя будущая семья»

4.

Отечество.

1


Как в образе отечества отражается живая связь времен?

Отечество. Образ Родины.

Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные.

Мнемотехника

«Отечество мое Святая Русь»

5.

Мир.

1


Какие три образа живут в слове «мир»?

Мир-Вселенная.

Мир-сообщество.

Мир-согласие.

Община, артель, сотня, гильдия, цехи, собор, дружина, братия.

Работа в паре

«Традиции жизнеустройства в мире-сообществе»

6.

Священные образы.

Спаситель.

1


«Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Спаситель.

«Спас Нерукотворный».

«Спас Вседержитель».

«Спас в силах»

Работа в паре

«Традиции образа Спасителя»

7.

Богородица.

Ангел-хранитель.

1


Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей.

Образ Ангела-хранителя.

Образы Богородицы:

«Умиление»,

«Знамение»,

«Путеводительница».

Ангел-хранитель. Именины.

Работа в паре

«Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница»

Ресурсный круг

«Почему иконы так дороги русскому человеку?»

8.

Светлые образы.

Свет и просветители.

Праведники и мудрецы.

1


Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.

Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?

Свет. Свеча. Лампада.

Просветители.

Праведная жизнь.

Мудрецы. Бессеребренники.

Исповедники. Преподобные.

Святые. Истина.

Работа в паре

«Пути праведности»

Настольная игра «Путь от исповеди к причастию»

9.

Образы-знаки.

1


Дерево, птица, конь, на русских иконах и в народном творчестве. Почему среди любимых образов нашего народа много символов-знаков?


Символ.

Конь. Дерево. Птица. Крест. Якорь. Купол.

Работа в паре

«Символы храмостроительства»

Ресурсный круг

«Традиции образа»


10.

Священные слова.

Заповеди и заветы.

Молитва.

1


Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков?

Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках?

Обычаи и традиции молитвы.

Заповеди Божии.

Заветы предков.

Молитва.

Благодарение.


Работа в четверке

«Заповеди и заветы»

Ресурсный круг

«В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

11.

Сердечные слова.

Родительское благословение.

1


Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее?

Родительское благословение.

Благое слово.

Крестное знамение.

Благословенные иконы.

Духовные грамоты.

Работа в четверке

«Родительское благословение»

12.

Родительское благословение.

1


Доброе дело начинается с благословения.

Родительское наставление.

Родительская воля.

Почитание родителей.

Послушание. Уверенность.

Успокоение.

Ресурсный круг

«На какие дела необходимо родительское благословение?»

13.

Сердце сердцу весть подает.

1


Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает?

Добрые слова,

Слова поздравления и пожелания.

Благодарные слова.

Памятные слова.

Слова любви. Слова совести.

Работа в четверке

«Сердечные слова»

14.

Сердечные слова.

1


Доброе слово способно вершить великие дела.

Примирение.

Утешение.

Прощение.

Ресурсный круг

«Может ли сердечное слово примирить людей?»

15.

Честные слова.

1


Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком?

Договор. Уговор

Присяга. Обет.

Доверие.

Работа в четверке

«Традиции честного слова»

16

Правила честного слова.

1


Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

Правдивое слово.

Искренность.

Вера. Совесть.

Ресурсный круг

«Образ честного человека»

17.

Обобщающий урок.

«Традиции слова».

1


Слово-ключ, открывающий сердца.

Сила слова.

Любовь.

Мудрость.

Работа в четверке

«Дар слова»

Ресурсный круг

«Как слово помогает человеку?»

18.

Труд.

Земледельцы.

1


Земледельцы кормят все Отечество.


Земледелие. Взаимопомощь.

Опыт. Ответственность.

Пахота. Сев. Сенокос.

Жатва. Страда.

Работа в четверке

«Законы земледелия»

19.

Ремесленники.

1


Традиции ремесла.

Мастер - золотые руки.

Ремесленники.

Мастер. Ученик.

Подмастерье.

Добросовестность.

Репутация.

Терпение.

Работа в четверке

«Каково полотно – такова и строчка»

Ресурсный круг

«Люби дело – мастером будешь»

20.

Купцы и предприни-матели.

1


Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы.

Купец. Предприниматель.

Деловые люди.

Дальновидный ум.

Ярмарка. Торжок.

Честная торговля.

Добрые дела. Доброе имя.

Работа в четверке

«Дерево ценят по корням, а человека по делам»

21.

Служение.

Воинство.

1


Почему воинское служение считается священной обязанностью?

Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага.

Отцы – командиры.

Талант полководца.

«храм – памятник»

Работа в четверке

«Защита Отечества – священный долг»

22.

Священство.

1


Традиции духовного служения.

Духовные войны.

Подвижник. Священник.

Монахи. Монастырь.

Владыка.

Терпение. Любовь к ближним.

Ресурсный круг

«Духовные войны Руси»

Настольные игры «Паломничество в монастырь», «Послушание в монастырских мастерских», «Послушание в монастыре»


23.

Суд и управление.

1


Как соблюсти порядок и справедливость?

Как соединить закон и правду?

Управление государственное и местное. Власть. Суд.

Добросовестность.

Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость.

Работа в четверке

«Мудрые правители земли русской»

24.

Творчество.

Искусники.

1


Талант – способность к творчеству.

Икона – окно в духовный мир.

Картина – отображение земного мира.

Талантливый человек – большой труженик.

Творчество. Талант.

Иконописцы.

Горний мир. Дольний мир.

Художники. Живописцы.

Художественный язык.

Вышивальщицы. Золотошвейки.

Терпение.

Ресурсный круг

«В мастерской художника»

Работа в четверке

«Рождение иконы»

25.

Книжники.

1


Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству.

Наука. Знания о мире. Книжники.

Достоверные знания.

Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников.

Работа в четверке

«Испокон века книга растит человека»

Настольная игра «Славянские буквы№»

26.

Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела»

1


Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Праведное дело.

Освящение труда.

Опыт. Трудолюбие.

Умение. Смекалка. Честность Благотворительность.

Работа в четверке

«Праведное дело сродни подвигу»

27.

Гулять всем миром.

1


Какие праздники связанны с земледельческим календарем?

Когда и как отгащивали, собирались на братчину и шли крестным ходом?

Праздник.

Земледельческий календарь.

Общинные праздники.

Братчины Заветные и обетные.

Храмовый престольный праздник.

Работа в четверке

«Древние праздники Руси»

Настольная игра «Путешествие в Рождественские праздничные лни (Святки)

28.

Гулять всем миром.

1


К празднику готовились всем миром.

Гулянье. Хоровод.

Трапеза. Ярмарка.

Молебен. Крестный ход.

Гостевание.

Ресурсный круг

«Почему праздники сближают людей?»

Настольная игра «Весна Великого поста»

29.

Радоваться всей семьей.

1


Торжество семьи – семейный праздник.

Верность семейным традициям.

Семья.

Гостеприимство.

Трапеза.

Ресурсный круг

«Любимый семейный праздник»

Настольная игра «Светлая пасхальная седмица»

30.

Радоваться всей семьей.

1


О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»?

Крещение. Крестины.

Именины. День ангела.

Крестильная рубашка.

Крестильный крест.

Крестные родители.

Работа в четверке

«Кума и кум наставляй на ум»

Настольная игра «Пасхальное миссионерское путешествие на остров Надежды»

31.

Помнить всем Отечеством.

1


Единство русского духа.

Возложение венков.

Минута молчания.

Воинский парад.

Долг памяти. Благодарность.

Мнемотехника

«Праздник памяти и славы»

Настольная игра «Празднование Дня Победы»

32.

Помнить всем Отечеством.

1


Праздники государственные и гражданские.

Торжественное богослужение.

Народное гуляние.

Ярмарка.

Память. Уважение.

Ресурсный круг

«День рождения города»


33.

Молиться всей церковью.

1


Обычаи православного праздника.

Крестный ход.

Богослужение.

Водосвятие. Моление. Ликование.

Духовная радость.

1Вера. Надежда. Мудрость.

Работа в четверке «Православные праздники»

Настольная игра «Двунадесятые церковные праздники»

34.

Потрудиться душой.



Традиции праздника.

Особый настрой.

Заветное и заповедное слово праздников.

Единодушие.

Гостеприимство.

Любовь.

Уважение.

Почитание.

Забота.

Работа в четверке

«Традиции праздника»

Ресурсный круг

«Жизнь без праздника, что еда без хлеба»


Традиции Отечества.



Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир?

Истоки.

Традиции.

Отечество.

Память.

Ресурсный круг

«Традиции моего Отечества»

Настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2000.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Тематическое планирование. //Истоковедение.– М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 6. – С. 184-190.

  1. Краткий словарь истоковедения.

  2. И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «О первоначальном контексте» («Перекрёстки эпох», т.3).

  3. И.А.Кузьмин Программа «Социокультурные истоки» («Перекрёстки эпох», т.2).

  4. И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «Истоки». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).

  5. О.А.Бандяк «Истоки» - 4. Активные формы обучения (системная разработка). Дидактический материал.

  6. «Истоки» - 4. Социокультурный инструментарий.

  7. А.П.Лешуков «Истоки – начало возрождения России» (газета «Истоки» №6 (11), 1999г.).

  8. В.Е.Позгалев «Времён связующая нить» (газета «Истоки» №7 (12),1999г.).

  9. И.А.Кузьмин, О.А.Бандяк, В.Н.Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).

  10. Л.И.Бурова, М.Е.Гриценко, Г.П.Логовеева «Родной край». Книга для младших школьников.

  11. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.

  12. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

  13. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.

  14. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.

  15. Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.

  16. Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

LearningApps.org

Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов (pravolimp.ru)

Православный портал «Азбука веры» | Православный сайт (azbyka.ru)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Автор: Реньзяева Юлия Александровна

Дата: 15.07.2023

Номер свидетельства: 634923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_kursa_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_sotsiokul_turnyie_istoki"
    ["file_id"] => string(6) "419712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496211489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства