Просмотр содержимого документа
«Проверочные по родному русскому языку. Разделы «Язык в действии», «Секреты речи и текста»»
Раздел «Язык в действии»
Проверочная работа №5
«Помогает ли ударение различать слова?» ,
«Для чего нужны синонимы?», «Для чего нужны антонимы?»
Обозначь ударение в выделенных словах.
У Маши красивая кукла. Не маши руками перед моим лицом.
Кати тележку с продуктами к кассе. У Кати сегодня день рождения.
Около моего уха летал комар. Уха на костре быстро сварилась.
Прочитай. Соедини линиями пары слов, которые являются синонимами, и пары слов, которые являются антонимами.
летчик – пилот
восток – запад
азбука – алфавит
синонимы легкий – тяжелый антонимы
мириться – ссориться
думать - размышлять
Прочитай. Укажи слово, которое близко по значению слову храбрый и противоположное по значению слову трусливый
П угливый смелый сильный
Проверочная работа №6
«Как появляются пословицы, фразеологизмы?»
Составь из частей пословицы
Кончил дело —
лень портит.
Делано наспех и
нашел — береги.
Труд кормит, а
гуляй смело
Нет друга — ищи, а
сделано на смех.
Для каждой русской пословицы найди пару по смыслу среди пословиц других народов
Как волка не корми, он все в лес смотрит. (русская)
Беден тот, у кого друзей нет. (английская)
В гостях хорошо, а дома лучше. (русская)
Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет. (немецкая)
Дружба да братство дороже всякого богатства. (русская)
В знакомых местах уважают человека, в незнакомых – шубу. (казахская)
Встречают по одежке, провожают по уму. (русская)
Свой хлеб лучше чужого плова. (узбекская)
Узнай фразеологизм по рисунку
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Раздел «Секреты речи и текста»
Проверочная работа №7
«Участвуем в диалогах», «Общение как обмен смыслами»
Прочитай разговор двух друзей. Можно ли считать их речь вежливой? Подчеркни слова, которые делают речь вежливой.
Вдруг зазвонил телефон. Миша поднял трубку:
-Алло!
-Здравствуй, Миша! – послышался в трубке Петькин голос.
-Добрый день, Петя!
-Миша, подскажи мне, пожалуйста, домашнее задание по математике. Я был на приеме у врача и пропустил урок.
-Записывай, - ответил Миша и продиктовал другу номера заданий.
-Спасибо!- поблагодарил его Петя.
-До свидания!
-До свидания!
Прочитай. Найди и зачеркни в каждой группе «лишнее» слово.
прости до свидания
здравствуй пожалуйста
отдай извини
добрый день прощай
будьте добры напиши
Проверочная работа №8 «Особенности текста-повествования»
1. Выбери и подчеркни слова-действия, которые помогают понять, что произошло.
— Что значит — ничего нет? — спросила Мэри Поппинс и выпрямилась с таким видом, словно её кровно обидели. — Ты сказала — ничего нет? И с этими словами она достала из совершенно пустой сумки накрахмаленный белый фартук и надела его. Затем она вынула оттуда большой кусок туалетного мыла, зубную щётку, пакетик шпилек, флакон духов, складной стул и коробочку таблеток от кашля.
По П. Трэверс, «Мэри Поппинс»
2.Подбери вопрос, который можно задать к тексту, и определи тип текста.
Зимой Коля подобрал в парке утку с раненым крылом. Он долго лечил её, а вчера отпустил на волю.
Тип текста_______________________________________________
3.Как ты думаешь, как могли бы называться тексты –повествования? Соедини заголовки и типы текстов.
Э
описание
та удивительная пасека
Как мы ловили пчел
Д
рассуждение
олго ли болит укус пчелы?
Д
повествование
ом для пчел – улей
Мы готовим медовые ковриж
Проверочная работа №9 «Особенности текста-описания»
1. В больших текстах повествование и описание сменяют друг друга. Впиши номер абзаца, в котором автор описывает что-либо.
Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо. Он жмурил глаза, ёжился. Его тянуло обратно в тёплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан. Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислонённый к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью.
А. Рыбаков, «Кортик»
________
2. Подбери вопрос, который можно задать к тексту, и определи тип текста.
Наш замок построен из огромных валунов. Он имеет форму пятиугольника, в каждом углу которого расположена круглая башня с бойницами. Вопрос__________________________________________________
Тип текста_______________________________________________
3.Определи типы текстов
1. На четвёртый год, когда сошёл снег, я пошёл смотреть свои яблони. Они потолстели за зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы, и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки.
По Л. Н. Толстому, «Яблони»
_______________________________
2. Видит он широкий двор, ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды, высокие, большие и малые. Лестница во дворце со перилами позолоченными устлана багряным сукном.
По С. Т. Аксакову, «Аленький цветочек»
__________________________________
Проверочная работа №10 «Особенности текста-рассуждения»
1.Выбери и подчеркни слова, которые помогают тебе понять, что это текст-рассуждение.
Если подуть на стекло, на стекле сядут капли. И чем холоднее, тем больше сядет капель. Отчего это будет? Оттого, что дыхание человека теплее, чем стекло, и в дыхании много летучей воды. Как только это дыхание сядет на холодное стекло, из него выйдет вода.
Л. Н. Толстой «Отчего потеют окна и бывает роса?»
2.Выбери такой конец предложения, чтобы получилось рассуждение.
3. Составь из данных предложений два текста разных типов.
Мне купили мебель: письменный стол, кровать, шкафы.
Письменный стол лучше ставить у окна.
Недавно мы переехали в новую квартиру.
Так дневной свет будет падать прямо на рабочее место.