Свой урок я проводила в специальной школе-интернат для детей с нарушением интеллекта в 3 классе. Урок проводила с целью: знакомство с новым произведением о зиме, с его идейно-смысловым содержанием. На уроке были использованы разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Также были использованы личностно-ориентированная, здоровьесберегающая технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
2. Развивать устную речь.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Коррекционная задача: развитие внимания, мышления, памяти.
Оборудование: таблички с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами, пословицы, картинки о зиме.
Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.
Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Межпредметные связи: развитие речи.
Дифференцированный подход: слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; сильные ученики работают по карточкам.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
- Добрый день! Надеюсь, у вас хорошее настроение. Подойдите к доске и встаньте под той тучкой, которая больше всего отражает ваше настроение сейчас. (У тучек разное "настроение" - грустное, среднее, веселое).
2. Разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
- Вдох - носом, выдох - через рот.
- Вдох, задержка дыхания, выдох.
- Вдох, выдох, задержка дыхания.
2) Разминка для глаз.
А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
- сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.
- вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
3) Речевая разминка.
Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки.
Раз Егорка, два Егорка и т.д.
3. Проверка домашнего задания.
- По какой теме мы читаем рассказы и стихи? (о зиме)
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
- Назовите зимние месяцы по порядку.
-Какой сейчас месяц? Какая погода?
Б) Работа с доской.
- Давайте вспомним признаки зимы.
На доске - карточка с надписью "зима", вокруг карточки со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.
- Надо соединить признаки зимы со словом "зима".
- Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.
В) Работа по карточкам.
Зима.
Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.
- Прочитайте текст вполголоса. Зачеркните лишние предложения, объясните свой выбор. Прочитать вслух восстановленный текст.
Физминутка.
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам твердолобым.
Поднимай повыше ногу.
Проложи другим дорогу.
2) Сообщение темы урока.
На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ.
- Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
- А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?
На доске - портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы жизни.
- Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - знаменитый русский педагог и писатель. Жил он 200 лет назад. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.
3) Словарная работа.
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.
Учитель вывешивает слова на доске.
ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
САЛАЗКИ - САНКИ
ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
4) Чтение текста учителем.
5) Чтение цепочкой.
6) Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- Как зима решила расправиться с птицами?
- Что сделали птицы?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озерами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети?
- Почему зиме стало обидно?
Физминутка для глаз.
По схеме.
5. Закрепление. Работа над текстом.
1) Найдите в тексте и прочитайте:
- как спасались от зимы птицы
- что сделали звери, чтобы защититься от холода
- как спрятались рыбы
- как подготовились к зиме люди
- о зимних забавах детей
2) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц.
ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
ЗИМА - НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.
3) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.
6. Итог урока
- Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
- Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме.
- Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение у вас сейчас.
Домашнее задание. Выставление оценок.
Константин Дмитриевич Ушинский Ушинский (Константин Дмитриевич, 1824 - 1870) - знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа Д.А. Толстого, и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для Чтения".