kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературного чтения по теме: К.Ушинский "Проказы старухи-зимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Загадки.

•Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения по теме: К.Ушинский "Проказы старухи-зимы" »

Литературное чтение  Урок 51 Автор: учитель начальных классов Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна

Литературное чтение Урок 51

Автор: учитель начальных классов

Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна

Тема: К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Загадки.

Тема: К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Загадки.

  • Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового раза жизни.
Пересказ учащимися рассказа И. Соколова-Микитова «Зима вьюжная».

Пересказ учащимися рассказа И. Соколова-Микитова «Зима вьюжная».

  • Обобщающая беседа по рассказу.
  • Во что зима нарядила лес?
  • Что за необыкновенный свет светил в окно?
  • Что нарисовал Мороз на окнах? Чем он еще занимался, чтобы разогнать скуку? Народная примета гласит: «Если дым стоит столбом — значит, будет хоро­шая погода».
  • Как об этом сказано в рассказе? Проверьте эту народную примету.
Выразительное чтение стихотворения С. Погореловского «Зимняя сказка».

Выразительное чтение стихотворения С. Погореловского «Зимняя сказка».

  • От какого слова образованы все выделенные в тексте слова?
  • Как называются такие слова?
  • Образуйте родственные слова от слова мороз.
  • Что сказочного в этом стихотворении?
Я даю вам рисунок-загадку.  Прочитайте на нем слово.

Я даю вам рисунок-загадку.

Прочитайте на нем слово.

Беседа. О  каких зимних развлечениях  детей идет речь в стихотворении? А во что еще вы любите играть зимой?
  • Беседа.
  • О каких зимних развлечениях
  • детей идет речь в стихотворении?
  • А во что еще вы любите играть зимой?
Чтение учащимися стихотворения JI. Квитко  «На катке» «цепочкой»   Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться! С буйным ветром повстречаться, Чтоб звенело, чтоб несло, Чтобы щеки обожгло! Раскатиться спозаранок И на санках и без санок, На поленьях, на бревне, На коленях, на спине, Лишь бы вниз, лишь бы в снег,  Лишь бы съехать раньше всех! Шлет мороз снега-метели Подымать ребят с постели.  Скучно в поле одному, Песню мы споем ему:  ( Далее следует хоровое чтение.)

Чтение учащимися стихотворения JI. Квитко «На катке» «цепочкой»

Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!

С буйным ветром повстречаться,

Чтоб звенело, чтоб несло,

Чтобы щеки обожгло!

Раскатиться спозаранок

И на санках и без санок,

На поленьях, на бревне,

На коленях, на спине,

Лишь бы вниз, лишь бы в снег,

Лишь бы съехать раньше всех!

Шлет мороз снега-метели

Подымать ребят с постели.

Скучно в поле одному,

Песню мы споем ему:

( Далее следует хоровое чтение.)

«Озорной и смелый, Белый-белый-белый, Ты приходишь из-за гор Нас вытаскивать во двор. Ты всю зиму с нами —  Мчишься за санями, Больно щиплешь уши, Все дороги сушишь. На прудах, У реки ты построил нам катки.  Их раскинул вширь и вдаль,  Сделал крепкими, как сталь!»

«Озорной и смелый,

Белый-белый-белый,

Ты приходишь из-за гор

Нас вытаскивать во двор.

Ты всю зиму с нами —

Мчишься за санями,

Больно щиплешь уши,

Все дороги сушишь.

На прудах,

У реки ты построил нам катки.

Их раскинул вширь и вдаль,

Сделал крепкими, как сталь!»

  • На чем еще можно кататься зимой по совету автора?
  • В каких строках стихотворения говорится о том, что ребята любят зиму Прочитайте.
  • Как ребята пытаются задобрить мороз?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Работа с загадкой.
  • Тройка, тройка прилетела.
  • Скакуны в той тройке белы.
  • А в санях сидит царица —
  • Белокоса, белолица.
  • Как махнула рукавом —
  • Все покрылось серебром.
  • Что это за царица?
  • Какая она?
  • Что же это за тройка?
  • Назовите зимние месяцы.
Работа с пословицами.

Работа с пословицами.

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Январь — году начало, зиме — середина.
  • Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
  • Объясните, как вы понимаете каждую из этих пословиц.
Работа с загадкой.

Работа с загадкой.

  • Я и туча, и туман,
  • И ручей, и океан,
  • И летаю, и бегу,
  • И стеклянной быть могу! (Вода)
  • В каких состояниях может пребывать вода?
  • (Жидком, твердом, газообразном.)
  • Какую воду можно носить в решете?
Коллективное чтение стихотворения JI. Дьяконова «Щенок и снег».

Коллективное чтение стихотворения JI. Дьяконова «Щенок и снег».

  • На первый снег взглянул щенок
  • и ничего понять не мог.
  • Откуда столько белых мух
  • набилось к нам во двор?
  • А может, это птичий пух
  • летит через забор?
  • Он пасть раскрыл —
  • и снегу хвать —
  • и стал задумчиво жевать...
  • Жует, жует, но вот беда
  • На языке одна вода
  • Совсем сконфузился щенок
  • И в конуру обратно лег
  • Он был не глуп, а просто мал
  • И снег впервые увидал….
  • Можно ли есть снег, лед? Почему?
Лексическая работа.

Лексическая работа.

  • Сконфузиться — засмущаться, почувствовать неловкость.
Работа над скороговоркой.

Работа над скороговоркой.

  • Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
  • А Маруся не каталась —
  • В снег упасть она боялась.
Создание эмоционального фона урока.

Создание эмоционального фона урока.

  • На фоне музыки П. И. Чайковского «Декабрь» учитель читает стихотворение И. Никитина «Зашумела непогода».
  • Зашумела, разгулялась
  • в поле непогода;
  • принакрылась белым снегом
  • гладкая дорога.
  • Белым снегом принакрылась
  • не осталось следа,
  • Поднялась метель и вьюга
  • не видать и света.
  • Подберите слова, близкие по значению к слову метель. ( Снегопад, вьюга, за­вируха, буран.)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

  • Познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи-зимы», узнаем, всегда ли зима такая добрая, поймем, почему писатель называет ее старухой.
Чтение учителем рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Чтение учителем рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

  • Каким словом, близким по значению, вы бы заменили слово проказы ? ( Проделки .)
Чтение и анализ текста.

Чтение и анализ текста.

  • Мы будем читать рассказ, делить его на части и составим план рассказа.
  • 1 часть. От начала и до слов «...и тот под стреху забился».
  • Как вы понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»
  • Почему зима решила перво-наперво до птиц добраться?
  • Дополните предложение словами (предложение записано на доске):
  • Зима холодом ..., листья ... с лесов и дубрав и ... их по дорогам.
  • Словарь: дубрава — участок леса, где растут дубы; стреха — край крыши.
  • Что решили сделать птицы?
  • Озаглавьте первую часть рассказа.
План Зима решила добраться до птиц. Накинулась «старуха» на зверей. Зима пытается заморозить рыб. Не удалось донять и людей. Дети рады проказам старухи-зимы.
  • План
  • Зима решила добраться до птиц.
  • Накинулась «старуха» на зверей.
  • Зима пытается заморозить рыб.
  • Не удалось донять и людей.
  • Дети рады проказам старухи-зимы.
2 часть. От слов «Видит зима, ...» и до слов «...теплое пойло пьют». Самостоятельное чтение учащимися второй части шепотом. На кого решила накинуться зима? Что она сделала с полем (лесом, деревьями)? Прочитайте, как злились морозы. Почему звери не испугались их? Как озаглавить вторую часть?
  • 2 часть. От слов «Видит зима, ...» и до слов «...теплое пойло пьют».
  • Самостоятельное чтение учащимися второй части шепотом.
  • На кого решила накинуться зима?
  • Что она сделала с полем (лесом, деревьями)?
  • Прочитайте, как злились морозы.
  • Почему звери не испугались их?
  • Как озаглавить вторую часть?
3 часть. От слов «Пуще злится зима...» и до слов «...под ледяной кровлей ей теплее». «Жужжащее» чтение третьей части. До кого зима решила добраться на сей раз? Как она посвирепствовала на реках и озерах? Испугались ли ее рыбы? Почему? Что значит «ледяная кровля»? Придумайте название к этой части рассказа .
  • 3 часть. От слов «Пуще злится зима...» и до слов «...под ледяной кровлей ей теплее».
  • «Жужжащее» чтение третьей части.
  • До кого зима решила добраться на сей раз?
  • Как она посвирепствовала на реках и озерах?
  • Испугались ли ее рыбы? Почему?
  • Что значит «ледяная кровля»?
  • Придумайте название к этой части рассказа .
4 часть. От слов: «— Ну, постой же,—...» и до слов «... морозцы похвали Чтение «цепочкой» (по одному предложению) четвертой части. Кого решила донять зима? Прочитайте, как это она пыталась сделать. Испугались ли ее люди? Озаглавьте эту часть рассказа.
  • 4 часть. От слов: «— Ну, постой же,—...» и до слов «... морозцы похвали Чтение «цепочкой» (по одному предложению) четвертой части.
  • Кого решила донять зима?
  • Прочитайте, как это она пыталась сделать.
  • Испугались ли ее люди?
  • Озаглавьте эту часть рассказа.
5 часть. От слов: «Обиднее всего...» и до конца. Коллективное чтение последней части рассказа. Почему стало обидно зиме? Прочитайте о зимних развлечениях детей. — Расскажите, как донимала ребят проказница-зима. Почему зима заплакала? Озаглавьте последнюю часть рассказа.
  • 5 часть. От слов: «Обиднее всего...» и до конца.
  • Коллективное чтение последней части рассказа.
  • Почему стало обидно зиме?
  • Прочитайте о зимних развлечениях детей.
  • — Расскажите, как донимала ребят проказница-зима.
  • Почему зима заплакала?
  • Озаглавьте последнюю часть рассказа.
Работа с рисунком учебника Рассмотрите рисунок в учебнике. Расскажите, какой вы себе представляете старуху-зиму. Пересказ рассказа «Проказы старухи-зимы» учащимися по составленному плану. Творческая работа. Как бы вы продолжили рассказ? Обобщающая беседа. Как проказничала старуха-зима? Почему все ее дела названы проказами? Что предвещало близость зимы? Работа с учебником Прочитайте загадки. Как догадались, что это коньки (сосулька)? (Учитель использует предметные картинки: коньки, сосулька.)
  • Работа с рисунком учебника
  • Рассмотрите рисунок в учебнике.
  • Расскажите, какой вы себе представляете старуху-зиму.
  • Пересказ рассказа «Проказы старухи-зимы» учащимися по составленному плану.
  • Творческая работа.
  • Как бы вы продолжили рассказ?
  • Обобщающая беседа.
  • Как проказничала старуха-зима?
  • Почему все ее дела названы проказами?
  • Что предвещало близость зимы?
  • Работа с учебником
  • Прочитайте загадки.
  • Как догадались, что это коньки (сосулька)?
  • (Учитель использует предметные картинки: коньки, сосулька.)
Сообщение учителя.

Сообщение учителя.

  • Знаете ли вы, почему коньки назвали коньками?
  • Раньше папы и дедушки делали коньки детям из дерева. Передняя часть коньков была сделана в виде головы коня. Так и стали называть эту вещь для катания по льду коньками.
ИТОГ УРОКА

ИТОГ УРОКА

  • Чему учились сегодня на уроке?
  • О чем расскажете дома, что вам показалось на уроке наиболее интересным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ       Подготовиться к пересказу рассказа по плану, подобрать загадки о зиме. На следующем уроке у нас будет конкурс загадок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Подготовиться к пересказу рассказа по плану, подобрать загадки о зиме. На следующем уроке у нас будет конкурс загадок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Презентация к уроку литературного чтения по теме: К.Ушинский "Проказы старухи-зимы"

Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149780


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства