Презентация к уроку литературного чтения по теме: К.Ушинский "Проказы старухи-зимы"
Презентация к уроку литературного чтения по теме: К.Ушинский "Проказы старухи-зимы"
Тема: К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Загадки.
•Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения по теме: К.Ушинский "Проказы старухи-зимы" »
Литературное чтение Урок 51
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна
Тема: К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Загадки.
Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового раза жизни.
Пересказ учащимися рассказа И. Соколова-Микитова «Зима вьюжная».
Обобщающая беседа по рассказу.
Во что зима нарядила лес?
Что за необыкновенный свет светил в окно?
Что нарисовал Мороз на окнах? Чем он еще занимался, чтобы разогнать скуку? Народная примета гласит: «Если дым стоит столбом — значит, будет хорошая погода».
Как об этом сказано в рассказе? Проверьте эту народную примету.
Выразительное чтение стихотворения С. Погореловского «Зимняя сказка».
От какого слова образованы все выделенные в тексте слова?
Как называются такие слова?
Образуйте родственные слова от слова мороз.
Что сказочного в этом стихотворении?
Я даю вам рисунок-загадку.
Прочитайте на нем слово.
Беседа.
О каких зимних развлечениях
детей идет речь в стихотворении?
А во что еще вы любите играть зимой?
Чтение учащимися стихотворения JI. Квитко «На катке» «цепочкой»
Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!
С буйным ветром повстречаться,
Чтоб звенело, чтоб несло,
Чтобы щеки обожгло!
Раскатиться спозаранок
И на санках и без санок,
На поленьях, на бревне,
На коленях, на спине,
Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Лишь бы съехать раньше всех!
Шлет мороз снега-метели
Подымать ребят с постели.
Скучно в поле одному,
Песню мы споем ему:
( Далее следует хоровое чтение.)
«Озорной и смелый,
Белый-белый-белый,
Ты приходишь из-за гор
Нас вытаскивать во двор.
Ты всю зиму с нами —
Мчишься за санями,
Больно щиплешь уши,
Все дороги сушишь.
На прудах,
У реки ты построил нам катки.
Их раскинул вширь и вдаль,
Сделал крепкими, как сталь!»
На чем еще можно кататься зимой по совету автора?
В каких строках стихотворения говорится о том, что ребята любят зиму Прочитайте.
Как ребята пытаются задобрить мороз?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Работа с загадкой.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром.
Что это за царица?
Какая она?
Что же это за тройка?
Назовите зимние месяцы.
Работа с пословицами.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь — году начало, зиме — середина.
Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Объясните, как вы понимаете каждую из этих пословиц.
Работа с загадкой.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!(Вода)
В каких состояниях может пребывать вода?
(Жидком, твердом, газообразном.)
Какую воду можно носить в решете?
Коллективное чтение стихотворения JI. Дьяконова «Щенок и снег».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Декабрь» учитель читает стихотворение И. Никитина «Зашумела непогода».
Зашумела, разгулялась
в поле непогода;
принакрылась белым снегом
гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась
не осталось следа,
Поднялась метель и вьюга
не видать и света.
Подберите слова, близкие по значению к слову метель. ( Снегопад, вьюга, завируха, буран.)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи-зимы», узнаем, всегда ли зима такая добрая, поймем, почему писатель называет ее старухой.
Чтение учителем рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Каким словом, близким по значению, вы бы заменили слово проказы ? ( Проделки .)
Чтение и анализ текста.
Мы будем читать рассказ, делить его на части и составим план рассказа.
1 часть. От начала и до слов «...и тот под стреху забился».
Как вы понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»
Почему зима решила перво-наперво до птиц добраться?
Дополните предложение словами (предложение записано на доске):
Зима холодом ..., листья ... с лесов и дубрав и ... их по дорогам.
Словарь: дубрава — участок леса, где растут дубы; стреха — край крыши.
Что решили сделать птицы?
Озаглавьте первую часть рассказа.
План
Зима решила добраться до птиц.
Накинулась «старуха» на зверей.
Зима пытается заморозить рыб.
Не удалось донять и людей.
Дети рады проказам старухи-зимы.
2 часть. От слов «Видит зима, ...» и до слов «...теплое пойло пьют».
Самостоятельное чтение учащимися второй части шепотом.
На кого решила накинуться зима?
Что она сделала с полем (лесом, деревьями)?
Прочитайте, как злились морозы.
Почему звери не испугались их?
Как озаглавить вторую часть?
3 часть. От слов «Пуще злится зима...» и до слов «...под ледяной кровлей ей теплее».
«Жужжащее» чтение третьей части.
До кого зима решила добраться на сей раз?
Как она посвирепствовала на реках и озерах?
Испугались ли ее рыбы? Почему?
Что значит «ледяная кровля»?
Придумайте название к этой части рассказа .
4 часть. От слов: «— Ну, постой же,—...» и до слов «... морозцы похвали Чтение «цепочкой» (по одному предложению) четвертой части.
Кого решила донять зима?
Прочитайте, как это она пыталась сделать.
Испугались ли ее люди?
Озаглавьте эту часть рассказа.
5 часть. От слов: «Обиднее всего...» и до конца.
Коллективное чтение последней части рассказа.
Почему стало обидно зиме?
Прочитайте о зимних развлечениях детей.
— Расскажите, как донимала ребят проказница-зима.
Почему зима заплакала?
Озаглавьте последнюю часть рассказа.
Работа с рисунком учебника
Рассмотрите рисунок в учебнике.
Расскажите, какой вы себе представляете старуху-зиму.
Пересказ рассказа «Проказы старухи-зимы» учащимися по составленному плану.
Творческая работа.
Как бы вы продолжили рассказ?
Обобщающая беседа.
Как проказничала старуха-зима?
Почему все ее дела названы проказами?
Что предвещало близость зимы?
Работа с учебником
Прочитайте загадки.
Как догадались, что это коньки (сосулька)?
(Учитель использует предметные картинки: коньки, сосулька.)
Сообщение учителя.
Знаете ли вы, почему коньки назвали коньками?
Раньше папы и дедушки делали коньки детям из дерева. Передняя часть коньков была сделана в виде головы коня. Так и стали называть эту вещь для катания по льду коньками.
ИТОГ УРОКА
Чему учились сегодня на уроке?
О чем расскажете дома, что вам показалось на уроке наиболее интересным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к пересказу рассказа по плану, подобрать загадки о зиме. На следующем уроке у нас будет конкурс загадок.