kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с литературным жанром- миф, с мифом Древней Греции "Дедал и Икар". Чтение мифов способствует развитию воображения, вызывает интерес к истории древнего мира. Учащиеся работают в парах и группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.»

Литературное чтение 4 класс

Дата: 22.11.2017 г.

Тема: Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.

Цель: сформировать понятие о мифах, как литературном жанре.

Задачи урока: - познакомить с художественным жанром - миф, добиться понимания содержания мифов;

- -способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;

- вызвать интерес к истории древнего мира; воспитывать чувство сотрудничества.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация, карточки, хрестоматия, греческая музыка Сиртаки.

                                                 Ход урока.

Организационный момент.

Мы начинаем урок,  подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём  нашу  волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!»  Ведь вокруг нас так много интересного, нового.

Деление на группы

Встаньте в круг пожелайте друг другу удачи, один учащийся (Ильгиз) раздаёт карточки , делятся на 4 группы:1 группа-сказание,2 группа- былина, 3 группа-былинный сказ,4 группа- миф. Выберите модератора группы

Объявление темы.

( На доске иллюстрации с изображением Древней Греции. Звучит музыка «Сиртаки»)
- Сегодня, ребята, мы попадем в другую страну на много тысячелетий назад.
Музыка, которую вы слышали, перенесла нас на Балканский полуостров в Древнюю Грецию. 
А на уроке чтения мы познакомимся с литературным прошлым Греции.
- Прочитайте тему, написанную на доске. (Мифы Древней Греции.) (1 слайд)

Предположения учащихся.
- Правильно. Мы узнаем, что такое миф и познакомимся с одним из древнегреческих мифов.
1) Введение понятия «миф»

М – мистика

И – интерес, интрига

Ф- фантастика

- Посмотрите на эту схему и попробуйте объяснить, что такое миф? (предположения детей)(2 слайд)

- Что такое миф?Ваши одноклассники подготовили для нас информацию о мифах.

1 ученик. (Аружан)

Миф - (с греческого) предание, сказание. Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно. Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен. 2.ученик. (САМИРА)

Миф – это рассказ, порожденный фантазией, в котором дается объяснение явлений и фактов. 

Мифы были сложены древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали всматриваться в окружающий мир пытались его понять и объяснить. Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы начинали свои удивительные повествования. С одним из таких мы сегодня познакомимся

3 ученик Тамила

Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, как она выглядит, - невозможно. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги! Направляемся в Элладу ( так в древности называли Грецию) – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами! Греция –страна необыкновенной красоты. Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий! Столица Греции – город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания.(3-7 слайды)

Изучение нового материала.

а) Рассыпался горох,

    По сто дорог,

    Никто его не соберёт,

     Ни царь, ни царица,

     Ни красная девица. (звёзды)

б)  Гуляет в поле, да не конь,

      Летает на воле, да не птица? (ветер)

в)   Красное коромысло

      Через реку повисло. ( радуга)

г) С неба пришёл

    В землю ушёл. (дождь)

Что я вам загадывала?

Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности роль загадки была более серьёзной. Сведения об этом сохранили сказки.

Мифы, судя по которым решение загадок было каким- то испытанием мудрости человека и могло помочь, а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.

Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от города Фивы, поселилось страшное чудовище- Сфинкс.(8 слайд)

Он загадывал загадки всем, кто шёл по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать- пожирал.

Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался, плачь  по погибшим.

Но мудрый юноша Эдин не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришёл к подножию скалы, и Сфинкс загадал загадку. (Кто ходит утром на 4 ногах, днём на 2 ногах,а вечером на 3?) (9 слайд)

Человек , - ответил Эдин. В младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на 2 ногах, а в старости опирается на палку.

Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.

- Мифы создавались тогда, когда еще люди не знали грамоты, мифы складывались постепенно, в течение нескольких веков, передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
- По мифам можно воссоздать картину мира, как представляли ее себе древние греки.
Греки населили мир чудовищами и великанами: гигантскими, свирепыми циклопами, могучими титанами. Эти образы олицетворяли собой стихийные силы природы. Затем эти чудовища были обузданы и покорены богом Зевсом. Самым главным из богов. Боги по представлению греков жили на горе Олимп. (10-11 слайд)

В представлении древних греков боги были похожи на людей, и отношения между ними тоже напоминали человеческие. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах.
-Какие еще боги жили на олимпе?

У вас на столах лежат справочники «Боги Олимпа» изучите внимательно таблицу. Учитель называет имя бога или богини, учащиеся определяют «специальность» и атрибуты. (слайды 10-11)
Но, кроме богов, мифы древних греков населяли герои из простого народа: отважный юноша Тезей; Персей, победивший Медузу – горгону, певец Орфей и герой всей Греции – Геракл.
Слайды (12-15)

- Хотелось бы отметить, что персонажи и события мифов прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Так, безрезультатную работу часто называют сизифовым трудом; самые знаменитые международные спортивные соревнования называют Олимпийскими играми. А как вы объясните выражение «петь дифирамбы»? (То есть петь хвалебные песни, славить кого то). 

Задание для работы в парах. (2 минуты)Соедините афоризмы и высказывания.

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного положения.

Физкультминутка.
- Мы поработали, теперь давайте разомнем наши спинки.(Уч-ся встают и выполняют упражнения на разминку спины, ног, шеи)

Работа с текстом в группах

а)У вас на столах лежит хрестоматия. Откройте страницу 52. С каким мифом нам предстоит познакомиться. Верно, «Дедал и Икар». Прогноз. Как вы думаете о чём будет этот миф? Опрос 2-3 обучающихся. Каждая группа читает свою часть мифа. На это задание вам дается 4 минуты. Затем выходит один человек из группы и рассказывает свою часть.

Время пошло. (засекаю время)4 минуты
б)Работа с текстом мифа и выделение информации.

в)По одному человеку из группы рассказывают каждый свою часть.

Домашнее задание.
- В заключение нашей работы посмотрите есть ли в учебнике иллюстрации? 

Верно, вашим домашним заданием будет нарисовать иллюстрацию к этому мифу, найдите отрывок в тексте, который бы соответствовал ей.
- Стр. 52-53, выразительное чтение мифа. Написать письмо Дедалу.

Подобрать книги с мифами Древней Греции для дополнительного чтения.

Рефлексия

- Итак, с каким новым жанром литературы мы познакомились? 
- Что такое миф?
- С каким мифом Древней Греции мы познакомились? 


- А теперь давайте еще раз насладимся звуками греческой музыки, как наслаждались греки пением Ариона.






















Работа в парах

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного положения.


Работа в парах

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного положения.


Работа в парах

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного положения.


Работа в парах

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного положения.


Работа в парах

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного положения.

Работа в парах

Нить Ариадны-

сложная, трудноразрешимая задача.

Загадка Сфинкса-

быть забытым, навсегда исчезнуть.

Кануть в Лету-

распекать кого-либо, говорить гневно.

Метать гром и молнии-

быть очень спокойным, ни за что не переживать

Олимпийское спокойствие-

то, что помогает найти выход из трудного положения.

Справочная таблица «Боги Олимпа»


Имя бога


«Специальность»


Атрибуты 


Зевс 


Верховный бог, владыка неба, громовержец, повелитель вселенной


Дубовый венок, жезл власти – скипетр, орёл.


Посейдон 


Бог моря, владыка всех вод


Дельфин, трезубец


Аид 


Бог подземного мира, владыка всех подземных богатств и душ умерших


Двузубец, трёхглавый Цербер


Гера 


Верховная богиня, богиня семьи


Золотая диадема, павлин, гранат


Деметра 


Богиня плодородия и земледелия


Хлебные колосья, корзина с фруктами , пчела


Афродита 


Богиня любви и красоты


Яблоко, роза, пара голубей, Амур.


Арес 


Бог жестоких и безрассудных войн


Шлем, щит, волк


Афина 


Богиня мудрости и справедливых войн


Шлем, щит с изображением горгоны Медузы 


Гефест 


Бог огня и кузнечного ремесла, бог-труженик


Наковальня, молот, клещи


Аполлон 


Бог солнечного света, гармонии


Лавровый венок, лира


Артемида 


Богиня живой природы


Лук, колчан со стрелами, лань


Гермес 


Бог торговли, вестник богов


Крылатые сандалии и шапочка


Дионис 


Бог виноградарства и виноделия


Кисть винограда, пантера


Пан 


Бог скотоводства


Свирель из тростника




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.

Автор: Капанова Камшат Бауржановна

Дата: 27.08.2018

Номер свидетельства: 476475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Древняя Греция (мифология)."
    ["seo_title"] => string(32) "drievniaia-grietsiia-mifologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "277598"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452943405"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства