Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.
Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.
На уроке учащиеся знакомятся с литературным жанром- миф, с мифом Древней Греции "Дедал и Икар". Чтение мифов способствует развитию воображения, вызывает интерес к истории древнего мира. Учащиеся работают в парах и группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.»
Литературное чтение 4 класс
Дата: 22.11.2017 г.
Тема: Произведения устного народного творчества. Понятие «Миф». Мифы Древней Греции.
Цель: сформировать понятие о мифах, как литературном жанре.
Задачи урока: - познакомить с художественным жанром - миф, добиться понимания содержания мифов;
- -способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;
- вызвать интерес к истории древнего мира; воспитывать чувство сотрудничества.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, презентация, карточки, хрестоматия, греческая музыка Сиртаки.
Ход урока.
Организационный момент.
Мы начинаем урок, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!» Ведь вокруг нас так много интересного, нового.
Деление на группы
Встаньте в круг пожелайте друг другу удачи, один учащийся (Ильгиз) раздаёт карточки , делятся на 4 группы:1 группа-сказание,2 группа- былина, 3 группа-былинный сказ,4 группа- миф. Выберите модератора группы
Объявление темы.
( На доске иллюстрации с изображением Древней Греции. Звучит музыка «Сиртаки») - Сегодня, ребята, мы попадем в другую страну на много тысячелетий назад. Музыка, которую вы слышали, перенесла нас на Балканский полуостров в Древнюю Грецию. А на уроке чтения мы познакомимся с литературным прошлым Греции. - Прочитайте тему, написанную на доске. (Мифы Древней Греции.) (1 слайд)
Предположения учащихся. - Правильно. Мы узнаем, что такое миф и познакомимся с одним из древнегреческих мифов. 1) Введение понятия «миф»
М – мистика
И – интерес, интрига
Ф- фантастика
- Посмотрите на эту схему и попробуйте объяснить, что такое миф? (предположения детей)(2 слайд)
- Что такое миф?Ваши одноклассники подготовили для нас информацию о мифах.
1 ученик. (Аружан)
Миф - (с греческого) предание, сказание. Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно. Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен. 2.ученик. (САМИРА)
Миф – это рассказ, порожденный фантазией, в котором дается объяснение явлений и фактов.
Мифы были сложены древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали всматриваться в окружающий мир пытались его понять и объяснить. Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет тому назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы начинали свои удивительные повествования. С одним из таких мы сегодня познакомимся
3 ученик Тамила
Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, как она выглядит, - невозможно. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги! Направляемся в Элладу ( так в древности называли Грецию) – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами! Греция –страна необыкновенной красоты. Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий! Столица Греции – город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания.(3-7 слайды)
Изучение нового материала.
а) Рассыпался горох,
По сто дорог,
Никто его не соберёт,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (звёзды)
б) Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица? (ветер)
в) Красное коромысло
Через реку повисло. ( радуга)
г) С неба пришёл
В землю ушёл. (дождь)
Что я вам загадывала?
Сегодня загадка служит для развлечения, для весёлой игры ума. Но в древности роль загадки была более серьёзной. Сведения об этом сохранили сказки.
Мифы, судя по которым решение загадок было каким- то испытанием мудрости человека и могло помочь, а то и сохранить жизнь человека в минуты опасности.
Один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от города Фивы, поселилось страшное чудовище- Сфинкс.(8 слайд)
Он загадывал загадки всем, кто шёл по дороге к городу. Тех, кто не мог их отгадать- пожирал.
Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе, и раздавался, плачь по погибшим.
Но мудрый юноша Эдин не побоялся сразиться со Сфинксом. Он пришёл к подножию скалы, и Сфинкс загадал загадку. (Кто ходит утром на 4 ногах, днём на 2 ногах,а вечером на 3?) (9 слайд)
Человек , - ответил Эдин. В младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на 2 ногах, а в старости опирается на палку.
Сфинкс с позором кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.
- Мифы создавались тогда, когда еще люди не знали грамоты, мифы складывались постепенно, в течение нескольких веков, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. - По мифам можно воссоздать картину мира, как представляли ее себе древние греки. Греки населили мир чудовищами и великанами: гигантскими, свирепыми циклопами, могучими титанами. Эти образы олицетворяли собой стихийные силы природы. Затем эти чудовища были обузданы и покорены богом Зевсом. Самым главным из богов. Боги по представлению греков жили на горе Олимп. (10-11 слайд)
В представлении древних греков боги были похожи на людей, и отношения между ними тоже напоминали человеческие. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. -Какие еще боги жили на олимпе?
У вас на столах лежат справочники «Боги Олимпа» изучите внимательно таблицу. Учитель называет имя бога или богини, учащиеся определяют «специальность» и атрибуты. (слайды 10-11) Но, кроме богов, мифы древних греков населяли герои из простого народа: отважный юноша Тезей; Персей, победивший Медузу – горгону, певец Орфей и герой всей Греции – Геракл. Слайды (12-15)
- Хотелось бы отметить, что персонажи и события мифов прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Так, безрезультатную работу часто называют сизифовым трудом; самые знаменитые международные спортивные соревнования называют Олимпийскими играми. А как вы объясните выражение «петь дифирамбы»? (То есть петь хвалебные песни, славить кого то).
Задание для работы в парах. (2 минуты)Соедините афоризмы и высказывания.
Нить Ариадны-
сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса-
быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету-
распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии-
быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие-
то, что помогает найти выход из трудного положения.
Физкультминутка. - Мы поработали, теперь давайте разомнем наши спинки.(Уч-ся встают и выполняют упражнения на разминку спины, ног, шеи)
Работа с текстом в группах
а)У вас на столах лежит хрестоматия. Откройте страницу 52. С каким мифом нам предстоит познакомиться. Верно, «Дедал и Икар». Прогноз. Как вы думаете о чём будет этот миф? Опрос 2-3 обучающихся. Каждая группа читает свою часть мифа. На это задание вам дается 4 минуты. Затем выходит один человек из группы и рассказывает свою часть.
Время пошло. (засекаю время)4 минуты б)Работа с текстом мифа и выделение информации.
в)По одному человеку из группы рассказывают каждый свою часть.
Домашнее задание. - В заключение нашей работы посмотрите есть ли в учебнике иллюстрации?
Верно, вашим домашним заданием будет нарисовать иллюстрацию к этому мифу, найдите отрывок в тексте, который бы соответствовал ей. - Стр. 52-53, выразительное чтение мифа. Написать письмо Дедалу.
Подобрать книги с мифами Древней Греции для дополнительного чтения.
Рефлексия
- Итак, с каким новым жанром литературы мы познакомились? - Что такое миф? - С каким мифом Древней Греции мы познакомились?
- А теперь давайте еще раз насладимся звуками греческой музыки, как наслаждались греки пением Ариона.
Работа в парах
Нить Ариадны-
сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса-
быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету-
распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии-
быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие-
то, что помогает найти выход из трудного положения.
Работа в парах
Нить Ариадны-
сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса-
быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету-
распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии-
быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие-
то, что помогает найти выход из трудного положения.
Работа в парах
Нить Ариадны-
сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса-
быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету-
распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии-
быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие-
то, что помогает найти выход из трудного положения.
Работа в парах
Нить Ариадны-
сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса-
быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету-
распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии-
быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие-
то, что помогает найти выход из трудного положения.
Работа в парах
Нить Ариадны-
сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса-
быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету-
распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии-
быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие-
то, что помогает найти выход из трудного положения.
Работа в парах
Нить Ариадны-
сложная, трудноразрешимая задача.
Загадка Сфинкса-
быть забытым, навсегда исчезнуть.
Кануть в Лету-
распекать кого-либо, говорить гневно.
Метать гром и молнии-
быть очень спокойным, ни за что не переживать
Олимпийское спокойствие-
то, что помогает найти выход из трудного положения.
Справочная таблица «Боги Олимпа»
Имя бога
«Специальность»
Атрибуты
Зевс
Верховный бог, владыка неба, громовержец, повелитель вселенной
Дубовый венок, жезл власти – скипетр, орёл.
Посейдон
Бог моря, владыка всех вод
Дельфин, трезубец
Аид
Бог подземного мира, владыка всех подземных богатств и душ умерших