kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Справочник сказочных семей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Справочник сказочных семей" написана ученицей 4 класса ГБОУ СОШ № 782. Стасева Дарья выступала с презентацией своего справочника на окружном конкурсе "Ступень к успеху" и стала призёром конкурса. В своей работе она сравнивает героев русских народных сказок с их дальними родственниками из сказок других стран. Созданный ученицей справочник занял почётное место на полке школьной библиотеки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Справочник сказочных семей" »

Проектная работа





Справочник сказочных семей

или

встреча волшебных героев со своими родственниками





Автор: Стасева Дарья

ГБОУ СОШ № 782 4Б класс

Руководитель: Жафарова Г.Р.

















Москва, 2015 г.





Введение

Я очень люблю читать сказки разных народов. На уроках внеклассного чтения мы с ребятами часто делимся своими знаниями, рассказываем об интересных книгах, обмениваемся ими. Однажды одноклассники засыпали меня вопросами о некоторых героях европейских сказок. Мне сложно было удовлетворить их интерес, так как я и сама не всегда представляла, как выглядит тот или иной герой, чем питается, откуда он родом, есть ли у него родственники в русских народных сказках.

И тогда я решила создать справочник, заглянув в который мои одноклассники смогли бы познакомиться поближе с новыми сказочными героями и с их родственниками.

Но вкусы у всех разные, и, чтобы понять, о каких персонажах интересно было бы прочитать ребятам, моя учительница предложила воспользоваться таким методом исследования, как анкетирование.

План:

1.Провести анкетирование среди учеников 4 Б класса.

2.Прочитать сказки разных народов.

3.Найти схожие персонажи и объединить их в сказочные семьи.

4.Проиллюстрировать будущую книгу, воспользовавшись помощью одноклассников.

5.Издать книгу.

6.Подготовить презентацию книги для учеников школы.















Основная часть



1.Мы с мамой подготовили анкеты для детей. Вот какие вопросы мы им предложили:

  1. Каких героев зарубежных сказок, мифов, легенд Вы знаете?

  2. Каких героев русских сказок, мифов, легенд Вы знаете?

  3. О каких героях Вы хотели бы узнать:

  1. Василиск

  2. Водяной

  3. Индрик – зверь

  4. Кот Баюн

  5. Леший

  6. Песочный человек

  7. Фея

  8. Эльф

  9. Другое

  1. Кто из героев сказок Вам нравится?

  2. Кого из героев Вы считаете положительным персонажем (добрым, веселым и т. д.)

  3. Кого из героев Вы считаете отрицательным персонажем (страшным, злым и т. д.)?

По результатам проведенного анкетирования, я узнала, что:











Таблица №1

Ответы детей

Кол-во ответов в %

Не смогли назвать таких сказочных героев

19%

Путают с мультипликационными

12%

Читали, знают сказочных героев

57%

Хотели бы узнать новое, интересное

92%



Таблица №2

Больше всего дети хотят узнать о:

Сказочные герои

Кол-во ответов в %

Фея

5%

Водяной

10%

Василиск

38%

Кот Баюн

43%

Индрик-Зверь

67%



2. Мне стало понятно, что знакомство со сказочными и мифологическими героями нужно начать с подбора и чтения литературы.

Без помощи моей учительницыэта работа была бы невозможна. Вместе с ней мы посетили школьную библиотеку, где подобрали несколько русских и европейских сказок. Также мы с мамой ходили в районную библиотеку, где нам подобрали энциклопедию с мифологическими героями.

Много интересного и познавательного я узнала на интернет-сайтах, посвященных разнообразным мифологическим и сказочным героям.

Началась работа над проектом. Много времени мы посвящали обсуждению прочитанного на уроках и дома. Выдвигались разные версии происхождения героев, мне было приятно наблюдать, как мои одноклассники с нетерпением ждали знакомства с новыми персонажами сказок и мифов.

3. Фольклорные произведения знакомы нам с самых первых дней жизни. Это колыбельные песни и пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки («ладушки», «сорока и ворона»). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать нескладушки, анекдоты, произносить скороговорки. В играх пользуются считалками, дразнилками, закличками. В речи каждого человека есть пословицы и поговорки. Все это – произведения устного народного творчества - фольклора.

Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – сказки, былины, песни.

Важнейшие особенности фольклора как устного народного творчества – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколения, сохраняя традиции народа. В большинстве случаев мы не можем сказать, кто был автором того или иного произведения – песенки, сказки, былины, пословицы. В этом проявляется коллективность: автором можно считать весь народ. С незначительными изменениями фольклорные произведения передаются из уст в уста.

Но воспроизводить дословно все произведения трудно. Например, сказки довольно большая по объему форма устного народного творчества. Они имеют обычно развернутый сюжет, много героев. Поэтому при сохранении общего смысла и сюжета сказки при каждом воспроизведении, рассказывании возникают небольшие отклонения. В этом проявляется вариативность фольклора, т.е. появляются разные варианты одного и того же произведения и их героев. Наличие различных вариантов объясняется и другими причинами. Во-первых, важно, кто рассказывает. Люди обладают разным лексическим запасом, воображением. У одних речь богаче, у других – беднее и т.д. Во-вторых, зависит от того, кому рассказывают. Например, рассказывая сказки маленьким детям, стараются их сократить, сделать их лёгкими для понимания. Детям постарше интересны развернутые сюжеты, занимательные повороты. В-третьих, важна цель рассказчика: отвлечь ребенка, усыпить его, заинтересовать, научить радоваться одному и остерегаться другого, а может быть напугать, ведь не все народные сказки хорошо кончаются.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорным произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и т.д.

С их помощью сказки кочевали из одной страны в другую. А герои менялись: из доброго он превращался в злого и хитрого, из чудовища в красавицу. Таким образом влияние того или иного исполнителя наделяло героя новыми чертами характера, внешностью и даже именем, но родословная у них осталась общей. Хотелось бы надеяться, что я сумела хотя бы на миг устроить встречу дальним родственникам на страницах своей книги.

4.Следующим этапом стало иллюстрирование справочника. Я предложила ребятам выполнить рисунки некоторых героев. Эта идея им очень понравилась, и они с удовольствием принялись за работу. Но сначала просмотрели множество иллюстраций в разных книгах. Картинок получилось много, и нам пришлось устроить конкурс, чтобы найти лучшие.

5.Настал момент, когда мне вновь понадобилась помощь родителей. Необходимо было переплести книгу. Мы отправились в переплётную мастерскую, и вскоре справочник был готов.

































Заключение

Задачи, поставленные перед началом работы, были решены. Это способствовало достижению цели: справочник сказочных семей создан.

Сейчас он стоит на полке книжного шкафа в нашем кабинете. Каждый ученик может прочитать о новом для него герое, узнать, есть ли у него родственники в сказках других народов.

Очень надеюсь, что сказочные родственники и сами были рады встретиться на страницах моей книги. Ведь так важно, чтобы члены семьи, как бы далеко они не находились друг от друга, хотя бы изредка встречались.

Даже если они не совсем обычные, а сказочно волшебные.



































Приложение

Таблица сказочных семей

1.Водяной и его родственники

Водяной - дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Гражданство

Герои

Общие схожие черты

Различие

Восточные славянские былины, сказки




Водяной


Водяной считается истинным хозяином рек, озер и прочих водоемов. Люди всегда с опаской и уважением, относились к этому существу, зная его лихой нрав. Ведь, как хороший хозяин, он очень трепетно оберегает свои владения и в случае угрозы своему благополучию способен жестоко наказать обидчика.

«– Нехорошее дело тут творится у моего дядюшки Морского царя. На море-океане от этой пляски такая непогода разыгралась. Кораблей, людей и товаров погибло – тьма-тьмущая».

Человеку, как правило, враждебен: пугает и топит купающихся, разгоняет и выпускает из невода рыбу.

Может награждать людей за добрые дела.

Живет в омутах или под водяными мельницами. Те, кто побогаче, строят в зарослях тростника палаты из ракушек и речных камушков

Западные славянские сказки, былины

Водяницы


У западных славян в роли водяных выступают водяницы или водянихи – женские духи воды, которые считаются злыми духами.

Финские былинные сказания

Морской бог Ахто

У Морского царя палаты роскошные, и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды,





2. Василиск и его родственники

Василиск (лат. basiliscus, regulus, от греч. basilens «царь»), мифический чудовищный змей. Василиск наделялся сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы. Можно было спастись от Василиск а, показав ему зеркало: змей погибал от собственного отражения. Смертельным для Василиска считался также взгляд или крик петуха. Имел гребень в виде диадемы, откуда его название — «царь змей». В средние века верили, что Василиск выходил из яйца, снесённого петухом и высиженного жабой, поэтому на средневековых изображениях он имеет голову петуха, туловище жабы и хвост змеи.

Гражданство

Герои

Общие схожие черты

Различие


Античный мир (Африка: страны Ливия, Египет)


Василиск

«Нет в природе существа злее, страшнее Василиска. Одним взглядом своим убивает он людей и животных; его свист обращает в бегство даже ядовитых змей; от его дыхания сохнет трава и растрескиваются скалы. Но, чтобы ничто в природе не оставалось без противовеса, — говорит Плиний, — есть средства и против Василиска. Стоит, например, только показать ему зеркало — и он погибнет от отражения своего собственного взгляда». Кровь Василиска.отличается чудесными свойствами. Смешанная с киноварью, она служит предохранительным средством от ядов и болезней, а также придает силу молитвам.

Небольшая змея, длиною не более 12 дюймов, желтого цвета, с белым пятном и тремя небольшими утолщениями на голове, образующими некоторое подобие царской диадемы

Средние века (Европа)

Василиск или Кокатрикс

В виде чудовища с головою петуха, туловищем жабы и хвостом змеи. Боится Единорога.



3.Единорог и его родственники

Единорог - мифическое животное с телом быка, лошади, иногда козла, именуемое по наиболее характерному признаку - наличию одного длинного прямого рога на лбу.

Гражданство

Герои

Общие схожие черты

Различие


Древняя Русь

Индрик - зверь

  Питаются Единороги цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они  ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются и пьют

от туда и вода в этих озерах обычно  становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем).   Единорог - существо   иного мира и предвещает чаще всего счастье. 

Живет тысячу лет, олицетворяет абсолютное добро, душевное величие, плодовитость  и  долголетие

Индрик- зверь -  красивый, на лбу носит рог, который светится в темноте.Его мало кто видел, а тем более живого, ведь известно, что всю жизнь он проводит под землей, умело прокладывая себе и подземным водам ходы, своим единственным рогом, а когда вылезет на белый свет, то сразу же каменеет. Может парить над землей, не имея крыльев.  Индрик производит подземные землетрясения когда сильно разыграется.  (М.Успенский "Там, где нас нет")



.

Западная Европа

Единорог

Единорог - символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в  виде белого коня с одним  рогом выходящим изо лба, красную голову и синие глаза

Китай

Ци-линь

Туловище у него оленье, хвост бычий, копыта лошадиные. Его короткий рог, растущий во лбу, сплошь из мяса; шерсть на спине пяти разных цветов, а брюхо бурое или желтое.





4. Кот Баюн и его родственники

Кот Баюн - персонаж русских сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять  - «рассказывать, говорить, усыплять».

Сказки «Поди, туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» и «Сказ про Федота Стрельца»

Сказки «Баба Яга и кот Баюн» и «Иван- дурак и Баба Яга»

Гомер «Одиссей»

Гражданство

Герои

Общие схожие черты

Различие

Древняя Русь

Кот Баюн

Имеют волшебный голос, но дикий и злобный нрав.

Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает.



Кот Баюн — огромный кот-людоед.

Песни кота несут исцеление больным и успокоение души для людей добрых

Греция

Сирена

Водятся они в море и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам, когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют 
сознание, падают в море и погибают.

Сирены - в греческой мифологии полудевы - полуптицы, хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами,





5.Фея и её родственники

Фея в переводе с французского означает «маленький человек», «хороший человек». Феи имеют много родственников в разных странах, кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и характером.

Гражданство

Герои

Общие схожие черты

Различие

Англия, Франция

Феи

Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

Бывают как добрыми, так и  злыми.

Феи и эльфы очень любят танцевать и устраивать веселые балы.

Феи и эльфы очень трудолюбивы.

B европейском фольклоре — феи— обладающие волшебными знаниями и силой женщины. Как правило, феи помогают или просто творят добрые дела, а так же становятся крестными принцев и принцесс, принося им в подарок при крещении какие-нибудь волшебные дары или способности. Во владении феи обычно всегда бывает волшебная палочка с помощью, которой они и творит свои чудеса

Феи считаются самыми многочисленными, и красивыми   из всех сверхъестественных существ.

«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня…

(Л. А. Чарская «Сказки голубой феи»)

Живут на зеленых холмах и лугах, лесных полянах.

Швеция, Норвегия, Дания

Эльфы

Эльфы обычно маленького роста и предвещают беду. Они похищают скот и детей, а также горазды на мелкие пакости.

Все они живут либо отдельными большими семьями в холмах, либо целыми народами в особых подземных государствах. Государства эти обыкновенно состоят из огромных волшебных садов, по которым текут прозрачные ручейки в золотых и серебряных берегах, где круглый год красуются цветы, поют райские птицы, где вместо солнца, месяца и звезд ярко горят самоцветные камни, где в воздухе вечно носятся звуки дивно прекрасной, неземной музыки...

Древняя Русь

Василисы…

Вставить кусок из книги о русских волшебницах


























Литература

http://www.skazkipro.com

Мифы народов мира

Онлайн энциклопедия

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки / Пересказ А. И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл. Л. Яценко.-2-у изд. — Л.: Дет., лит., 1991—336 с. ил.

«Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. — М.: Дет. лит., 1988. — 175 с.: ил.

« Садко: Былинный сказ» – М.: Ростов н/Д: изд-во «Феликс», 1996.-446 с.

«Морской царь и Василиса Премудрая»,«Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. — М.: Дет. лит., 1988. — 175 с.: ил.

югославская народная сказка «Водяной»-http://peskarlib.ru

словенская народная сказка «Сокровища водяного» - http://chitaem.com

Финские былинные сказания- http://www.hobobo.ru

Итальянские народные сказки: сборник – М.: Правуч., 1991 – 464 с.

«Заколдованная королева». – М.: «Ветеран»., 1991 -16 с.

«Нестрашная энциклопедия чудищ, юдищ и бук» А. Никольская ., ЗАО ИПК Парето- Принт., 2012. – 97 с.: ил.

www.clever- media.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа "Справочник сказочных семей"

Автор: Жафарова Гюзель Рашидовна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа по английскому языку 5 класс по УМК В.П.Кузовлева (4 год обучения) "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-5-klass-po-umk-v-p-kuzovlieva-4-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "229311"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441692205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства