kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность в системе технологического образования детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Нигде больше, как в младшей школе, образовательная область «Технология» не интегрирует в се­бе возможности совершенствования знаний и по другим учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на дан­ном возрастном этапе. Этот учебный предмет способствует форми­рованию трудолюбия и осознанию труда как ценности, активизиру­ет развитие основных личностных новообразований возраста: про­извольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в системе технологического образования детей с ОВЗ »

Проектная деятельность в системе технологического образования.

Педагогический процесс как особое социальное явление обрета­ет свою жизнеспособность в результате развития и становления си­стемы деятельностей, в которых реализуются потенциальные воз­можности человека, происходит их совершенствование. Именно де­ятельность опосредует отношения личности и среды конструируя социальную ситуацию развития. Именно в деятельности реализует­ся потребность быть личностью (А.В. Петровский). Обучение про­ектной деятельности является составной частью технологического образования школьников.

Современный научно-технологический этап развития мировой цивилизации обусловливает необходимость осуществления техно­логического образования подрастающих поколений, под которым понимается процесс и результат активного овладения обучающими­ся проектно-технологической культурой (Симоненко В.Д.), со­держанием и формами преобразовательной деятельности в матери­альном и духовном производстве и сфере услуг.

Методологической основой технологического образования яв­ляется культурологический подход. Многоаспектное понятие «тех­нология» как философская, социально-культурологическая, гносео­логическая и психолого-педагогическая категория пронизывает все стороны жизни современного человека и общества. Под технологией мы понимаем процесс преобразования материалов, сырья и инфор­мации в нужный для человека продукт.

Технологическое образование осуществляется в рамках личностно-ориентированной, развивающей концепции, являющейся следствием генезиса предшествующих парадигм образования: ре­лигиозно-догматической, информационно-репродуктивной, фор­мирующей.

Основная цель технологического образования — подготовка молодежи к успешному и гармоничному функционированию в инфор­мационно и технологически насыщенном мире.

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Нигде больше, как в младшей школе, образовательная область «Технология» не интегрирует в се­бе возможности совершенствования знаний и по другим учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на дан­ном возрастном этапе. Этот учебный предмет способствует форми­рованию трудолюбия и осознанию труда как ценности, активизиру­ет развитие основных личностных новообразований возраста: про­извольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии.

Поэтому основными задачами проектного образования младших школьников являются:

по содержанию: формирование наглядно-образного представле­ния о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий: прикладная художественная обработ­ка бумаги, картона, древесины и древесных материалов, мягкого ли­стового металла, тонкой проволоки, тканей, шнура и нитей, глины; выращивание комнатных и огородных растений; уход за домашни­ми животными, птицами, рыбами;

по влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внут­реннего плана действий, произвольности, коммуникативных навы­ков, обобщенных способов учебной деятельности.

Включение школьников в проектную деятельность и для учите­лей, и для учащихся явление новое, а внедрение нового всегда со­провождается трудностями. Быть может, впервые в проектной дея­тельности многие школьники при проектировании должны будут выйти из привычной образовательной среды, в которой обычно следуют объяснение-инструкция, потом — предъявление образца действия, затем — действие по образцу на уровне простого воспроиз­ведения.

В начале овладения опытом творческой проектной деятельнос­ти школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания («звездочке обдумывания»). С использованием этого символа млад­шим школьникам легче систематизировать и структурировать свои мыслительные процессы: формулировать ограничения и критерии для принятия решения. Как показывает опыт экспериментальной работы, практически все школьники к концу обучения в младшей школе овладевают умениями принятия алгоритмизированных реше­ний в рамках творческой проектной деятельности, отмечены спо­собности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие .виды деятельности и ситуации.

Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор те­мы, обоснование принятого решения) также вызывает затруднения. Привыкшие к репродуктивной деятельности, школьники с неуве­ренностью вступают в дискуссии. Но этот барьер снимается включе­нием методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитаци­онных деятельностных игр.

Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует разви­тию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовест­ного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает вли­яние на познавательную сферу.

Именно в младших классах актуальность технологии как учебно­го предмета чрезвычайна и в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями, и в плане возможностей раз­вития возрастных особенностей личности, что способствует увели­чению качества знаний, формирует цельность восприятия действи­тельности.

Пропедевтическая профориентационная работа

с младшими школьниками в процессе проектной деятельности.

Одна из задач общеобразовательной школы — подготовка уча­щихся к профессиональному самоопределению и проектированию жизненной карьеры. Начинается этот процесс в семье, детских до­школьных учреждениях, младшей, средней, старшей школе, продол­жается в профессиональных учебных заведениях.

Проектная деятельность школьников — действенное средство подготовки их к профессиональному самоопределению уже в на­чальной школе. Известно, что программа образовательной области «Технология» в 1-4 классах состоит из 14 модулей, изучение кото­рых позволит ознакомить школьников с основными типами профес­сий: человек-человек (Ч-Ч), человек-техника (Ч-Т), человек-ху­дожественный образ (Ч—О), человек—знаковая система (Ч—3), че­ловек-природа (Ч—П).

В процессе обучения в младшем звене у школьников складывают­ся первые четкие, осознанные представления о сферах профессио­нальной деятельности, закладывается фундамент профессионального самоопределения. Цель этого периода обучения - сформировать первоначальные представления о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями и специальностями.

Педагогические задачи:

— развитие потребности в творческой трудовой деятельности;

— первоначальное знакомство с миром профессий и специаль­ностей;

- овладение элементарными трудовыми навыками, в том числе и через выполнение творческих проектов;

— формирование склонностей, способностей и интереса к про­фессиональной деятельности.

Алгоритм профессионального самоопределения, известная, триада «хочу-могу-надо», созвучна алгоритму проектной деятель­ности, согласно которому, обосновывая и изготавливая проект, учащиеся согласовывают свои желания, потребности и возможно­сти. Проектная деятельность расширяет сферу познания школьни­ков в плане постижения технологической картины мира, овладе­ния новыми технологиями, а также возможностями их применения, преломления в профессиональной деятельности.


В проектном обучении изменяется роль учителя, он превращаете из «урокодателя» в организатора познавательной деятельности учащихся, менеджера образования. Функции учителя в процессе выполнения учащимися проектов конкретно заключаются в следующем:

— консультирование, помощь в подборе проектов; т- наблюдение за ходом работы учащихся;

- оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование учебно-трудовой деятельности;

- поддержание рабочей обстановки в классе;

— нормирование труда школьников;

— анализ и обобщение работы отдельных учащихся;

— оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе. Организуя учебное проектирование, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащим Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания на воспроизведение по образцу; поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов; творческие задания, направленные на создание новых объектов.

Этапы проектной деятельности


Ведущие методы обучения

1. Исследовательский

(подготовительный)

этап


Вербальные методы (рассказ, беседа, дискуссия)

Демонстрация

Информационная поддержка

Мозговой штурм

Исторический метод

Дизайн-анализ

Морфологический анализ

Метод фокальных объектов

Алгоритмический метод

Функционально-стоимостный анализ

Метод временных ограничений

Метод внезапных запрещений

Метод скоростного эскизирования

Метод информационной недостаточности

Практический показ

2. Технологический

этап

Упражнение

Метод фактической коммуникации Информационная поддержка Вербальные методы

3. Заключительный этап

Сравнительный анализ

Информационная поддержка экономического

обоснования и мини-маркетинговых

исследований учащихся

Защита и оценка проектов

Самопрезентация

Конкурсы творческих проектов


Тематический план творческого проекта «Изготовление сувенира из пластичного материала».


п/п

Этап

Теоретические сведения

Практическая работа

I

Выбор и

обоснование

проекта

Постановка проблемы. Изучение элементов цветовеления.

Просмотр фильма

II

Выбор изделий, материалов и инструментов

Выбор оптимальных вариантов изделий для оформления панно (в соответствии с интересами детей; работа по микрогруппам), разработка «звездочки обдумывания». Выбор материалов, инструментов

Заполнение

«звездочки

обдумывания».

Выбор

элементов

изделия

III

Выбор

оптимальной

технологии

Планирование работы с опорой на технологические карты (работа по микрогруппам). Повторение правил безопасного труда (по микрогруппам)

Запись плана работы

IV

Практическая работа и корректировка деятельности

Критерии оценки качества изделий

Выполнение элементов изделия

V

Корректирова­ние проекта

Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации

Усовершенство­вание проекта. Оформление документации

VI

Защита проекта

Праздничная защита коллективного проекта

Защита проекта. Подарок родным.






Этапы и результаты процесса творчества учащихся


Этапы

Результаты

1. Обоснование, осознание и принятие идеи

Осмысленная и принятая идея-задача

2. Технологическая разработка идеи

Доведение идеи до возможности ее практической реализации

3 . Практическая работа над идеей

Практическая реализация идеи

4. Опробование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи

Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества



К творческой деятельности учащихся надо готовить.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого ранне­го возраста, и этому можно научиться. (В. А. Моляко).

Таким образом, необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности объективно обусловлена современ­ным этапом развития общества и производства.


































Доклад

«Развитие творческой активности учащихся с применением проектного метода обучения на уроках трудового обучения».







Составила: Сытник Л.В.





Доклад



«Решение воспитательных задач на уроках в начальной школе».





Разработала:Сытник Л.В.



В решении многообразных воспитательных задач специальной (коррекционной ) школы – интерната VIII вида основная роль принадлежит воспитательной работе на уроках и во внеурочное время. В 1 классе главной задачей является воспитание интереса к учебной деятельности.



Давайте рассмотрим , какие же воспитательные задачи решаются на уроках в начальной школе:


на уроках математики осуществляется воспитание

-усидчивости,

-внимательности.

-целеустремлённости,

-проявление воли, упорства в достижении цели

-работоспособности;


на уроках по письму осуществляется воспитание

-аккуратности.

-опрятности,

-старательности,

-бережного отношения к школьному имуществу;


на уроках чтения и развития речи осуществляется воспитание

-культуры речи,

-культуры общения,

-наблюдательности,

-дружелюбия, чувства товарищества,

-чувства патриотизма, любви к родному краю,

-смелости,

-отзывчивости,

-бережного отношения к животным,

-любви к поэзии;


на уроках физической культуры , ЛФК осуществляется воспитание

-дисциплинированности,

-бережного отношения к своему здоровью,

-активности и целеустремлённости;


на уроках изобразительного искусства осуществляется воспитание

-эстетических чувств.

-аккуратности,

-вдохновения, творчества,

-чувства цвета;


на уроках музыки и ритмики осуществляется воспитание

-культуры поведения на сцене,

-любовь к прекрасному ,

-чувство ритма,

-музыкальность,

-умение понимать музыку;


на уроках психомоторики осуществляется воспитание

-саморегуляции и самоконтроля,

-умения планировать и оценивать свои действия,

-усердия,

- трудолюбия,

-учебной мотивации при выполнении упражнений на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия), а так же развития речи , зрительно-моторной координации, мелкой моторики;


на уроках трудового обучения осуществляется воспитание

-трудолюбия,

-умения работать в коллективе,

-умения выполнять начатую работу до конца.

-бережливости,

-культуры труда,

-ответственности,

-аккуратности,

-творческой активности.


Мною был проведён открытый урок трудового обучения на тему «Изготовление сувенира из пластичного материала». Хочу поделиться опытом , как на этом уроке осуществлялось воспитание творческой активности учащихся через проектную деятельность.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность в системе технологического образования детей с ОВЗ

Автор: Евсеева Людмила Валентиновна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Практико-ориентированные проекты для детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(54) "praktiko-oriientirovannyie-proiekty-dlia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "228261"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441201117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства