Проектная деятельность в системе технологического образования детей с ОВЗ
Проектная деятельность в системе технологического образования детей с ОВЗ
Проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Нигде больше, как в младшей школе, образовательная область «Технология» не интегрирует в себе возможности совершенствования знаний и по другим учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе. Этот учебный предмет способствует формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности, активизирует развитие основных личностных новообразований возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в системе технологического образования детей с ОВЗ »
Проектная деятельность в системе технологического образования.
Педагогический процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в результате развития и становления системы деятельностей, в которых реализуются потенциальные возможности человека, происходит их совершенствование. Именно деятельность опосредует отношения личности и среды конструируя социальную ситуацию развития. Именно в деятельности реализуется потребность быть личностью (А.В. Петровский). Обучение проектной деятельности является составной частью технологического образования школьников.
Современный научно-технологический этап развития мировой цивилизации обусловливает необходимость осуществления технологического образования подрастающих поколений, под которым понимается процесс и результат активного овладения обучающимися проектно-технологической культурой (Симоненко В.Д.), содержанием и формами преобразовательной деятельности в материальном и духовном производстве и сфере услуг.
Методологической основой технологического образования является культурологический подход. Многоаспектное понятие «технология» как философская, социально-культурологическая, гносеологическая и психолого-педагогическая категория пронизывает все стороны жизни современного человека и общества. Под технологией мы понимаем процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт.
Технологическое образование осуществляется в рамках личностно-ориентированной, развивающей концепции, являющейся следствием генезиса предшествующих парадигм образования: религиозно-догматической, информационно-репродуктивной, формирующей.
Основная цель технологического образования — подготовка молодежи к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом качественных особенностей. Нигде больше, как в младшей школе, образовательная область «Технология» не интегрирует в себе возможности совершенствования знаний и по другим учебным предметам и соответствует ориентирам развития личности на данном возрастном этапе. Этот учебный предмет способствует формированию трудолюбия и осознанию труда как ценности, активизирует развитие основных личностных новообразований возраста: произвольности, внутреннего плана деятельности, рефлексии.
Поэтому основными задачами проектного образования младших школьников являются:
по содержанию: формирование наглядно-образного представления о технологическом мире и развитие манипулятивных навыков с помощью ручных технологий: прикладная художественная обработка бумаги, картона, древесины и древесных материалов, мягкого листового металла, тонкой проволоки, тканей, шнура и нитей, глины; выращивание комнатных и огородных растений; уход за домашними животными, птицами, рыбами;
по влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.
Включение школьников в проектную деятельность и для учителей, и для учащихся явление новое, а внедрение нового всегда сопровождается трудностями. Быть может, впервые в проектной деятельности многие школьники при проектировании должны будут выйти из привычной образовательной среды, в которой обычно следуют объяснение-инструкция, потом — предъявление образца действия, затем — действие по образцу на уровне простого воспроизведения.
В начале овладения опытом творческой проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания («звездочке обдумывания»). С использованием этого символа младшим школьникам легче систематизировать и структурировать свои мыслительные процессы: формулировать ограничения и критерии для принятия решения. Как показывает опыт экспериментальной работы, практически все школьники к концу обучения в младшей школе овладевают умениями принятия алгоритмизированных решений в рамках творческой проектной деятельности, отмечены способности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие .виды деятельности и ситуации.
Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) также вызывает затруднения. Привыкшие к репродуктивной деятельности, школьники с неуверенностью вступают в дискуссии. Но этот барьер снимается включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр.
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
Именно в младших классах актуальность технологии как учебного предмета чрезвычайна и в плане овладения основами проектной деятельности, трудовыми операциями, и в плане возможностей развития возрастных особенностей личности, что способствует увеличению качества знаний, формирует цельность восприятия действительности.
Пропедевтическая профориентационная работа
с младшими школьниками в процессе проектной деятельности.
Одна из задач общеобразовательной школы — подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и проектированию жизненной карьеры. Начинается этот процесс в семье, детских дошкольных учреждениях, младшей, средней, старшей школе, продолжается в профессиональных учебных заведениях.
Проектная деятельность школьников — действенное средство подготовки их к профессиональному самоопределению уже в начальной школе. Известно, что программа образовательной области «Технология» в 1-4 классах состоит из 14 модулей, изучение которых позволит ознакомить школьников с основными типами профессий: человек-человек (Ч-Ч), человек-техника (Ч-Т), человек-художественный образ (Ч—О), человек—знаковая система (Ч—3), человек-природа (Ч—П).
В процессе обучения в младшем звене у школьников складываются первые четкие, осознанные представления о сферах профессиональной деятельности, закладывается фундамент профессионального самоопределения. Цель этого периода обучения - сформировать первоначальные представления о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями и специальностями.
Педагогические задачи:
— развитие потребности в творческой трудовой деятельности;
— первоначальное знакомство с миром профессий и специальностей;
- овладение элементарными трудовыми навыками, в том числе и через выполнение творческих проектов;
— формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.
Алгоритм профессионального самоопределения, известная, триада «хочу-могу-надо», созвучна алгоритму проектной деятельности, согласно которому, обосновывая и изготавливая проект, учащиеся согласовывают свои желания, потребности и возможности. Проектная деятельность расширяет сферу познания школьников в плане постижения технологической картины мира, овладения новыми технологиями, а также возможностями их применения, преломления в профессиональной деятельности.
В проектном обучении изменяется роль учителя, он превращаете из «урокодателя» в организатора познавательной деятельности учащихся, менеджера образования. Функции учителя в процессе выполнения учащимися проектов конкретно заключаются в следующем:
— консультирование, помощь в подборе проектов; т- наблюдение за ходом работы учащихся;
- оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование учебно-трудовой деятельности;
- поддержание рабочей обстановки в классе;
— нормирование труда школьников;
— анализ и обобщение работы отдельных учащихся;
— оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе. Организуя учебное проектирование, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащим Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания на воспроизведение по образцу; поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов; творческие задания, направленные на создание новых объектов.
Этапы проектной деятельности
Ведущие методы обучения
1. Исследовательский
(подготовительный)
этап
Вербальные методы (рассказ, беседа, дискуссия)
Демонстрация
Информационная поддержка
Мозговой штурм
Исторический метод
Дизайн-анализ
Морфологический анализ
Метод фокальных объектов
Алгоритмический метод
Функционально-стоимостный анализ
Метод временных ограничений
Метод внезапных запрещений
Метод скоростного эскизирования
Метод информационной недостаточности
Практический показ
2. Технологический
этап
Упражнение
Метод фактической коммуникации Информационная поддержка Вербальные методы
3. Заключительный этап
Сравнительный анализ
Информационная поддержка экономического
обоснования и мини-маркетинговых
исследований учащихся
Защита и оценка проектов
Самопрезентация
Конкурсы творческих проектов
Тематический план творческого проекта «Изготовление сувенира из пластичного материала».
п/п
Этап
Теоретические сведения
Практическая работа
I
Выбор и
обоснование
проекта
Постановка проблемы. Изучение элементов цветовеления.
Просмотр фильма
II
Выбор изделий, материалов и инструментов
Выбор оптимальных вариантов изделий для оформления панно (в соответствии с интересами детей; работа по микрогруппам), разработка «звездочки обдумывания». Выбор материалов, инструментов
Заполнение
«звездочки
обдумывания».
Выбор
элементов
изделия
III
Выбор
оптимальной
технологии
Планирование работы с опорой на технологические карты (работа по микрогруппам). Повторение правил безопасного труда (по микрогруппам)
Запись плана работы
IV
Практическая работа и корректировка деятельности
Критерии оценки качества изделий
Выполнение элементов изделия
V
Корректирование проекта
Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации
Доведение идеи до возможности ее практической реализации
3 . Практическая работа над идеей
Практическая реализация идеи
4. Опробование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи
Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества
К творческой деятельности учащихся надо готовить.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться. (В. А. Моляко).
Таким образом, необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества и производства.
Доклад
«Развитие творческой активности учащихся с применением проектного метода обучения на уроках трудового обучения».
Составила: Сытник Л.В.
Доклад
«Решение воспитательных задач на уроках в начальной школе».
Разработала:Сытник Л.В.
В решении многообразных воспитательных задач специальной (коррекционной ) школы – интерната VIII вида основная роль принадлежит воспитательной работе на уроках и во внеурочное время. В 1 классе главной задачей является воспитание интереса к учебной деятельности.
Давайте рассмотрим , какие же воспитательные задачи решаются на уроках в начальной школе:
на уроках математики осуществляется воспитание
-усидчивости,
-внимательности.
-целеустремлённости,
-проявление воли, упорства в достижении цели
-работоспособности;
на уроках по письму осуществляется воспитание
-аккуратности.
-опрятности,
-старательности,
-бережного отношения к школьному имуществу;
на уроках чтения и развития речи осуществляется воспитание
-культуры речи,
-культуры общения,
-наблюдательности,
-дружелюбия, чувства товарищества,
-чувства патриотизма, любви к родному краю,
-смелости,
-отзывчивости,
-бережного отношения к животным,
-любви к поэзии;
на уроках физической культуры , ЛФК осуществляется воспитание
-дисциплинированности,
-бережного отношения к своему здоровью,
-активности и целеустремлённости;
на уроках изобразительного искусства осуществляется воспитание
-эстетических чувств.
-аккуратности,
-вдохновения, творчества,
-чувства цвета;
на уроках музыки и ритмики осуществляется воспитание
-культуры поведения на сцене,
-любовь к прекрасному ,
-чувство ритма,
-музыкальность,
-умение понимать музыку;
на уроках психомоторики осуществляется воспитание
-саморегуляции и самоконтроля,
-умения планировать и оценивать свои действия,
-усердия,
- трудолюбия,
-учебной мотивации при выполнении упражнений на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия), а так же развития речи , зрительно-моторной координации, мелкой моторики;
на уроках трудового обучения осуществляется воспитание
-трудолюбия,
-умения работать в коллективе,
-умения выполнять начатую работу до конца.
-бережливости,
-культуры труда,
-ответственности,
-аккуратности,
-творческой активности.
Мною был проведён открытый урок трудового обучения на тему «Изготовление сувенира из пластичного материала». Хочу поделиться опытом , как на этом уроке осуществлялось воспитание творческой активности учащихся через проектную деятельность.