Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии на уроках кубановедения»
Проектные технологии на уроках кубановедения.
Дубинина Инна Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11 им. А.В. Кривоноса
Кубановедение – это сложный, многогранный, интегрированный предмет.
Ни для кого не секрет, что школьники относятся к «Кубановедению» как «второстепенному» предмету, по которому не нужно сдавать экзамены, изучается 1 час в неделю. Отсюда не только низкая мотивация к обучению, но и низкое качество знаний в этой области. Кубановедение - курс, который направлен не только на овладение знаниями о богатстве и разнообразии флоры и фауны Кубани, но и на развитие коммуникативной компетенции и практическое применение приобретенных знаний и умений. Возникает педагогическое противоречие между требованиями к результату и имеющимся результатом. В поисках способа разрешения этого противоречия мною была изучена методическая литература, проанализирован имеющийся педагогический опыт, апробированы приемы различных педагогических технологий. Обобщив результаты собственного поиска, я пришла к выводу, что оптимальным решением поставленной цели будет использование технологии проектно-исследовательской деятельности.
Использование технологии проектно-исследовательской деятельности способствует формированию следующих УУД: умение слушать, слышать, общаться, смыслообразование, целеполагание, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, построение логической цепи рассуждений, доказательство, постановка проблемы, сбор и обработка информации, наблюдение, проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов.
«Проект» – исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, иногда целой четверти». Термин «проектная деятельность» происходит от слова «проекция», этимологически означающее «бросать вперед», а ныне определяемое как «думать о будущем», «замышлять», «предполагать», «проектировать». «Речь идет о планах, замыслах и проектах, свойственных каждому человеку, на любой стадии его развития – от раннего детства до глубокой старости. Они порождают задачи, решая которые самостоятельно или с помощью других людей, человек ориентируется в действительности, приобретает знания о мире, а следовательно образуется». «Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, могут пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно выделенной цели разработке проекта; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (соотносят поставленную цель и условия её достижения); приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями, осуществляют рефлексию».
Таким образом, можно увидеть, что проектная и исследовательская деятельность является одним из лучшим решением психологических задач современного урока.
Теперь разберемся в том, как можно использовать проектную технологию при проведении уроков кубановедения. Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что данный метод одинаково эффективен как во внеклассной работе (особенно с одаренными детьми), так и в проведении учебного процесса.
Проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроке можно условно разделить на несколько видов:
домашнее задание исследовательского характера (подготовка сообщений, рефератов и т.д.);
применение исследовательского метода обучения (учащиеся разбиваются на группы, каждая получает свою под тему для разработки и в течение урока готовит мини проект, который защищает в конце урока);
проведение учебного эксперимента;
некоторые нетрадиционные формы занятий.
Урок кубановедения позволяет учителю и учащимся придумывать разрабатывать самые неожиданные и нестандартные проекты. Вот несколько примеров тем для работы:
нарисовать календарь на следующий год с учетом праздников;
создать макет хаты казака;
собрать информацию (фото, Ф.И. родственников) и создать родословное древо;
поиск и сбор информации (текст, картинки) создание презентации по определенной теме.
Эти виды деятельности всегда встречается учащимися с интересом и энтузиазмом, так как позволяют не просто рассказать о Кубани, её традициях и особенностях, а почувствовать себя частичкой казачьей культуры и соответственно Кубани. Именно это и является главной задачей курса «Кубановедение».
Прежде чем приступить к использованию метода проекта в своей работе, я знакомлю учащихся с тем, что такое проект, с основными этапами работы над проектом, целями каждого этапа и параметрами оценки проекта. Этот материал достаточно хорошо описан в книге Т.Н. Поляковой «Метод проектов в школе: теория и практика применения».
Выделяют 5 основных этапов работы над проектом:
Определение темы и цели.
Планирование работы.
Реализация проекта
Презентация проекта
Рефлексия и оценка проекта.
на первом уроке учащимся предлагается тема, определение цели и составление плана работы над проектом, распределение задания индивидуально, по группам или парам. Источниками информации обычно являются книги, энциклопедии, словари, фото, иллюстрации, сеть Интернет. Реализация проекта осуществляется в течение заданного времени. На определенном уроке проходит презентация проекта, рефлексия и его оценка. В оценке проекта принимают участие сами учащиеся, учитель, учителя, работающие в других классах.
В моём классе обучается 23 учащийся. Если работа проходит в парах или группах, то дети самостоятельно определяю, кто с кем работает, но так чтобы все ученики принимали участие. Каждой группе на защиту проекта даётся до 10 мин.
Описание проектов из опыта работы.
1 проект – «Календарь».
Это получился интегрированный проект. Мы связали урок технологии по теме «Изготавливаем календарь» и урок кубановедения по теме «Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани».
На уроке технологии мы составили инструкционную карту по изготовлению календаря, а на уроке кубановедения изучили, какие праздники должны быть включены в календарь.
На выполнение задания отводилось 2 недели.
2 проект – «Екатеринодар – Краснодар»
На этот проект отводилась 1 неделя.
После прохождения темы «Екатеринодар – Краснодар» учащимся было предложено создать свою презентацию. Это также получился интегрированный проект. На уроке технологии мы разобрали программы для создания презентаций, научились выбирать цветовое оформление, макет, фон страниц. Как правильно вставить-убрать текст или картинку. На уроке кубановедения после прохождения тем нами было определено несколько тем презентаций: рассказать о возникновении Екатеринодара, Екатеринодар – Краснодар от прошлого к современности, достопримечательности современного Краснодара.
Детям очень понравилась эта работа. При показе презентаций учащиеся уверенно рассказывали, отвечали на вопросы учителя и своих одноклассников.
3 проект – «Хата казака».
На этот проект было отведено 3 недели. После изучения темы «История Кубани в архитектуре» было дано задание изготовить хату казака. На уроке мы разобрали, как выглядело жилище, из какого материала построено, что располагалось внутри, какие постройки были во дворе.
При презентации своего проекта учащиеся рассказывали, кто из родственников им помогал, что выполняли сами дети, а что взрослые, но под бдительным руководством учащихся. Дети и родители настолько увлеклись этой работой, что получились не просто хаты, а целые подворья.
Что же все-таки дает учащимся проектная деятельность?
Развиваются мотив достижения и познавательные интересы учащихся.
Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, школьники видят результат своего труда, а учитель получает также возможность решить проблему накопляемости оценок.
Устанавливается связь с жизненным опытом. В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.
Один ученик однажды сказал, что мы часто не замечаем того «простого», что находится вокруг нас, а копнешь поглубже – уже интересно, и не так-то все оказывается просто. Вот в чем для нас, учителей, заключаются главные преимущества использования проектной технологии в современной школе.
Подводя итог, могу сказать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует становлению детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI века.