Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Правописание гласных на конце наречий"»
Тема:Правописание гласных на конце наречий
Цель:знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.
Планируемые результаты:
предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;
метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;
личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.
Оборудование:
учебник «Русский язык»: 4 класс, Ч.2 /С.В.Иванов/ и рабочая тетрадь №2 «Пишем грамотно»: 4 класс /М.И.Кузнецова/;
проектор, компьютер, презентация;
стенд с планом урока;
карточки для работы в группах,
алгоритм работы по правилу,
треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,
карточки с домашним заданием,
солнце и тучка.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем наш урок.
- Прочитайте пословицу (Слайд 2):
Выучишь правило – выполнишь ….. задание.
- Какое слово пропущено? (верно)
- Какой частью речи оно является? (наречие)
- В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.
- Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)
2. Планирование учебной деятельности
- Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).
Повторение: такие разные наречия
Правописание наречий
Время открытий
Составление алгоритма действий
Применение нового правила
Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)
Подведение итогов
3. Актуализация знаний:
1) работа по карте «Город НАРЕЧИЙ» (Слайд 4)
- Что мы уже знаем о наречиях?
Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.
Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?
Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.
Наречия не изменяются.
Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.
Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.
Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.
- К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд 5)
- Каким членом предложения является слово верно в пословице?
2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)
- Замените фразеологизм наречием:
Рукой подать (близко)
За тридевять земель (далеко)
Положа руку на сердце (честно)
В два счета (легко)
На вес золота (дорого)
Самопроверка.
- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)
4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)
- Настало время познакомиться с темой урока.
- Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд 7)
- Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)
- А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?
- Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)
5. «Время открытий» (работа в группах по построению проекта выхода из затруднений) (Слайд 10)
- Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.
- Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.
близко
далеко
честно
редко
дорого
вправо
влево
направо
набело
запросто
засветло
издалека
изредка
дополна
докрасна
слева
снова
1 группа: Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?
(нет приставок, оканчиваются на –о)
Подсказки (1 группа)
1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?
2. Каким способом образованы наречия?
3. Есть ли у наречий приставки?
4. Какой суффикс пишется на конце наречий?
2 группа: Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?
(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)
Подсказки (2 группа)
1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?
2. Каким способом образованы наречия?
3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?
4. Какой суффикс пишется на конце наречий?
3 группа: Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?
(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)
Подсказки (3 группа)
1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?
2. Каким способом образованы наречия?
3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?
4. Какой суффикс пишется на конце наречий?
4 группа: Распределить по столбикам слова сух_, досух_, насух_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.
Подсказки (4 группа)
1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?
2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.
3. Какой суффикс пишется на конце наречий?
5 группа: Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.
Подсказки (5 группа)
1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?
2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.
3. Какой суффикс пишется на конце наречий?
6 группа: Определите общее между наречиями каждого столбика.
Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.
Подсказки (6 группа)
1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?
2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?
3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?
Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)
6. Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись!
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели.
7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)
- Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.
- От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)
- Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)
- Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)
- Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)
- Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)
- Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)
/Выключить проектор!/
8. Применение правила
Работа по учебнику:
- Откройте учебник на странице 68, найдите значок «Тайны языка».
- Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?
- Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь
алгоритмом на карточке.
1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)
2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)
/Включить проектор для проверки!/
3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)
4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило
9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (М.Горький)
- Возьмите, пожалуйста, «волшебный» треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению на уроке.
- Допишите предложения, вставляя подходящие наречия (рефлексия). Старайтесь употреблять разные наречия, избегать слова «хорошо». Можете воспользоваться наречиями на слайде. (Слайд 21)
- Кто хочет прочитать предложения, которые у него получились?
10. Подведение итогов
- Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?
- Какие пункты плана мы не выполнили?
- Какую тайну открыли?
- Переверните свой треугольник и оцените свою работу на уроке (заполнение оценочного листа).
- Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.
*****
- Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23)Почему они не подчиняются нашему алгоритму?
- Посмотрите на улицу «Правописания суффиксов наречий». (Слайд 24) Что вы заметили? (Она еще не вся зеленая. Значит, мы еще не все знаем о правописании суффиксов наречий.)
- Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.
11. Домашнее задание (Слайд 25)
Работать в Веб-Грамотее (50 слов) или вставить пропущенные буквы на карточке
с.69 упр.4 (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)
* А почему??? - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)