Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме "Умножение многозначного числа на двузначное"»
Предмет: Математика, 3 класс
Учебник: Л. Г. Петерсон «Математика», 3 класс
Проблемная ситуация на уроке. Учебный диалог.
Тема: Умножение многозначного числа на двузначное число.
Цель: ввести на основе алгоритма умножения многозначного числа на однозначное и распределительного свойства умножения алгоритм умножения многозначного числа на двузначное.
Итоговое рассуждение ученика: чтобы умножить многозначное число на двузначное, нужно умножить это число сначала на единицы, потом на десятки, записать второе произведение со сдвигом на 1 разряд влево, затем полученные произведения сложить.
Зона актуальных ЗУН:
- знают таблицу умножения;
- умеют умножать многозначное число на однозначное, на круглые десятки;
- знают распределительное свойство умножения на основе сложения;
- знают разрядный состав многозначного числа;
- умеют складывать многозначные числа.
Зона ближайших ЗУН:
- умножение многозначных чисел в столбик.
Какое учебное действие позволит ученикам построить новое знание на базе известного?
- Составление алгоритма умножения многозначных чисел в столбик.
Какие учебные действия будут способствовать осмысленному развёртыванию основного учебного действия?
- Принятие проблемной ситуации детьми, фиксация проблемной ситуации, установление места и причины затруднения, постановка цели урока, поиск решения проблемной ситуации.
Проект
1. Ситуация «успеха».
1) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
Задание:
- Длина прямоугольника в см – предыдущее числа 600, ширина – последующее числа 399. Запишите на чертеже, чему равна длина и ширина прямоугольника. (Ответ: 599 см, 400 см)
- Найдите площадь этого прямоугольника.
Версии: дети предлагают варианты устного приема вычисления или умножения в столбик.
2) Парная работа по карточкам
Задание:
50 см
6 см
21 см
- Найдите площадь каждого прямоугольника.
- Молодцы! Вы умеете находить площадь прямоугольника и умножать в столбик на круглые числа и на однозначные числа.
2. Ситуация «разрыва». Создание проблемной ситуации.
3) Объединиться так, как будет удобно.
Задание:
56 см
21 см
- Найдите площадь прямоугольника. Запишите, чтобы было понятно другим, как вы решали.
Проверка выполнения задания.
- Все справились с заданием? ( Да, нет)
- Почему не удалось выполнить умножение?
- Не можем решать такие примеры.
- Какие такие примеры?
- Такие примеры, где умножают на двузначное число.
- Но 21 * 50? Здесь тоже умножали на двузначное число!
- Умножают не круглые числа.
- Чем отличается это выражение (21 * 50) от выражения 56 * 21?
3. Постановка темы урока.
- Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?
-Будем учиться умножать многозначные числа на двузначные.
- Запишите схему того, чего вы не знаете.
На доске появляется запись:
Умножение на двузначное число.
·· * ·· =?
··· * ·· =?
···· * ·· =?
- Как умножать многозначное число на двузначное?
Выдвижение версий.
- У кого какие предложения?
(Записываю предъявленные группами способы умножения на двузначное число на доске)
Версии: 1) Сначала 50 * 21, потом 6 * 21 и полученные произведения прибавим.
2) 56 * (20 + 1)
3) …
- Что заметили?
- Способы разные, ответы одинаковые.
- Как вы думаете, удобно ли умножать таким способом?
- Сколько действий выполнили, чтобы найти значение такого выражения?
- Существует ли другой, более рациональный способ решения таких примеров?
- Какой?
- Когда записываем в столбик.
Если дети не назовут, предлагаю такой вариант:
Ученики 3 Б класса решили этот пример таким способом:
х 56
21
- Давайте посмотрим, как они думали.
Обращают внимание на запись выражения (единицы записывают под единицами, а десятки под десятками)
- Сравните, как решали в строчку и в столбик.
- Как вы думаете, это то же самое или что-то другое?
- То же самое.
- Почему?
-Сначала умножили 1 множитель на единицы, потом на десятки, полученные результаты прибавили.
- Где удобнее записывать второе произведение?
- Под первым, чтобы потом их сложить поразрядно.
- Всегда ли во втором произведении будет на конце 0. Почему?
- Всегда, умножаем на десятки.
- Верно, поэтому короче сразу 56 умножать не на 20, а на 2, но в сумме сдвинуть произведение на разряд влево.
- Какое задание мы выполняли?
- Находили площадь прямоугольника. 56 умножали на 21.
- Какая из записей более удобная?
- В столбик.
- Почему?
- Так решаем быстрее, экономим время.
- С сегодняшнего урока мы будем пользоваться записью умножения на двузначное число в столбик.
- А сможете сделать вывод, как умножать многозначное число на двузначное? Как 56 умножить на 21?
Алгоритм:
Записываем множители поразрядно;
Умножаем 1 множитель на единицы, записываем первое неполное произведение;
Умножаем первый множитель на десятки, записываем второе неполное произведение под первым со сдвигом влево без нуля;
Складываем полученные неполные произведения.
4. Уяснение нового материала.
- Читаем правило в учебнике.
- Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике? (да)