Просмотр содержимого документа
«Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.»
Тема:Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Цель:обобщить знания об имени прилагательном.
Цель проекта:
1. Усвоить знания об имени прилагательном на примере произведения
А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".2. Найти имена прилагательные в
«Сказке о рыбаке и рыбке»; 3. Определить имена прилагательные, к которым
можно подобрать синонимы, антонимы и слова переносного значения;
4. Сделать выводы
Задачи:
Образовательные:
найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
формировать умение проводить лексический анализ слов - имён прилагательных.
повторить грамматические признаки имён прилагательных - род (в единственном числе), число, падеж
формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.
Развиваюшие:
развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.
Воспитательные:
формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.
Предметные результаты:
осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
выявлять роль и значение прилагательных в речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных - род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Личностные:
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
Оборудование: карточки для самостоятельной работы в группах; мультимедийная презентация
Подготовительная работа:
прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.
Ход урока
Орг.момент. Приветствие.
II.Мотивация учебной деятельности.
- Дети зачитывают наизусть отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?
И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных И с ними дядька их морской.
3.
Свет мой зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
4.
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность, где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: “Кири-ку-ку, Царствуй, лёжа на боку!”
5.
Раз он в море закинул невод, - Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, - Пришёл невод с травою морскою.
У.- Это всеми нами любимые сказки А.С. Пушкина. Все эти строки нам известны с детства, они написаны красивым языком, приятно звучат. А какая часть речи делает нашу речь полной красочной?
Д.- Имя прилагательное.
IIIСамоопределение к деятельности. Целеполагание..
У.- Сформулируйте тему нашего урока.
Материалом урока будет текст сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.
IV.Работа по теме урока.
Запись числа и темы урока, минутка каллиграфии – окончания прилагательных
Грамматическая разминка
Объявить соревнование по группам, на доске вешаются рыбки за ответы
- Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать (соревнование по рядам)?
(I группа)
“Я сегодня поймал, было, рыбку, Золотая рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синий просилась, Дорогое ценою откупалась: Откупалась, чем только пожелаю”
Д.- В тексте мы заметили ловушки. Поймал не золотая рыбку, а золотую рыбку. Это окончание винительного падежа в жен. роде, в ед. числе. Потому что существительное рыбка, к которому относится прилагательное, стоит в винительном падеже, в жен. роде, в ед. числе. В море синее просилась, прилагательное стоит в вин. падеже, сред. роде, ед. числе, так как сущ. в море имеет такие грамматические формы. Дорогою ценою – окончание творительного падежа, жен. рода, ед. числа, так как сущ. ценою стоит в творительном падеже, жен. роде, ед. числе.
Записать в тетради правильную версию, определить род, число, падеж
(II группа)
“Отвечает золотой рыбка: “Не печалься, ступай себе с богом! Так и быть: изба вам уж будет”. Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичный, белёный трубою, С дубовый, тесовый воротами.”
Д.- Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам.
(III группа)
“Воротился старик ко старухе, Что ж он видит? Высокая терем, На крыльце стоит его старуха В дорогую собольей душегрейке,
Парчовый на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотой перстни, На ногах красная сапожки”
Д.- Аналогичный ответ детей 3 группы.
У.- Какое обобщение сделаем из проделанной работы?
Д.- Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.
На доске вешаются рыбки за ответы
Физминутка.
Называю прилагательные, если женского рода, встают девочки, если мужского – мальчики, если среднего – хлопок.
Задание общее: Подобрать к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки (блиц – турнир по рядам цепочкой записать, определить род, число, зачитать, сделать вывод)
1. Синее море, ветхая землянка, корыто разбитое, печатные пряники
3. Столбовая дворянка, усердные слуги, морская владычица, прямой простофиля.
Проверка – зачитать хором
В каких словосочетаниях род не определяется? Почему?
Выделите окончания прилагательных
Какие окончания у имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и во множественном числе?
Вывод: имя прилагательное всегда имеет тот же род и число, как и существительное, к которому оно относится
на доске вешаются рыбки за ответы
Групповая работа
Задание группе 1:Объяснить значение устаревших словосочетаний.
Заморские вина – иностранные, чужеземные.
Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове.
Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски.
Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.
Чёрная крестьянка –крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.
на доске вешаются рыбки за ответы
Задание группе 2: Назвать имена прилагательные в переносном значении
Сердитые (волны) – очень высокие волны, золотая (рыбка) – рыбка
покрытая золотистой чешуёй, чёрная (буря) – сильный ветер и высокие
волны на море, (пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или
буквами, чёрная крестьянка – бедная крестьянка, прямой простофиля –
доверчивый, несообразительный
- Почему автор использует слово “золотая”?
(Прилагательным “золотая” автор подчеркивает волшебство этого персонажа и уточняет это прилагательным “не простую”.)
на доске вешаются рыбки за ответы
Задание группе 3: Подобрать синонимы и антонимы к прилагательным
Синонимы:
Ветхая землянка – старая землянка;
Ласковое слово – нежное, доброе слово;
Красные сапожки – алые сапожки;
Усердные слуги – преданные, старательные;
Грозная стража – суровая, свирепая, безжалостная.
Антонимы:
Ветхая землянка – новая;
Ласковое слово – грубое;
Великое чудо – незначительное;
Старый невежа – молодой;
Сердитые волны – добрые, приветливые.
на доске вешаются рыбки за ответы
- Ребята, а можно ли по-своему переделать сказку Пушкина? Например: вместо “сердитые волны” поставить словосочетание “большие волны”?( Нет, нельзя. Потому что это сочинил Пушкин, это его видение мира.)
Выводы:
Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, слов в переносном значении. Именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной.
Автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер.
Во время ответов групп заполняется Проект, вывешенный на доске, ответами детей (синонимы, антонимы, устаревшие слова, слова в переносном смысле), вводами и рисунками к сказке.
- Обычно сказка заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А в этой сказке конец плохой. Почему? (Старуха осталась с носом. Она злая. Зло наказано. Победила рыбка, она добрая, она взяла верх над злом. Значит, победила доброта.)
V. Закрепление.
Работа над значением поговорок.
- Запишите поговорку и задумайтесь над тем, откуда эта поговорка появилась и что она означает.
Остаться у разбитого корыта.
- Определите падеж существительного и прилагательного, сделайте вывод
Вывод: имя прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится
- А. С. Пушкин в своей сказке использовал одну из русских поговорок:
Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!
- Объясните значение поговорки «Не садися не в свои сани». (Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу.)
- кто такой невежа?
(Невежа — это грубый, невоспитанный человек, который не использует в своей речи вежливые слова.)
- можем ли мы сказать, в чем ошибка в поведении старухи по отношению к рыбке? к старику?
(Нет чувства благодарности и уважения к другим)
- какой фильм по киноурокам мы свами разбирали, в котором очень ярко прослеживается отношение к людям и природе?
- Что значит уважение?
Вывод: Уважение это неотъемлемая часть отношений в обществе, так было во все времена, так должно быть всегда.
Домашнее задание
Творческая работа.
- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.
VIII. Итог урока.
- Как вы считаете, выполнили мы задачи урока?
Докажите!
Сделайте обобщенные выводы!
Выводы Имена прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.
Имя прилагательное неотделимо от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
IX.Рефлексия.
Подведение итогов соревнования
Список литературы
1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2020. - 159 с., [2] л.: ил. - (Школа России).
2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.
3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090
4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь - детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/
5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа /https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/