kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: 

1. Усвоить  знания   об  имени  прилагательном  на  примере  произведения

 А.С.Пушкина "Сказка о  рыбаке и рыбке".2. Найти имена прилагательные в

«Сказке о рыбаке и рыбке»; 3. Определить имена прилагательные, к которым

можно  подобрать  синонимы,  антонимы  и  слова  переносного  значения; 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.»

Тема: Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Цель: обобщить знания об имени прилагательном.

Цель проекта:

1. Усвоить знания об имени прилагательном на примере произведения

А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".2. Найти имена прилагательные в

«Сказке о рыбаке и рыбке»; 3. Определить имена прилагательные, к которым

можно подобрать синонимы, антонимы и слова переносного значения;

4. Сделать выводы

Задачи:

Образовательные:

  • найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.

  • формировать умение проводить лексический анализ слов - имён прилагательных.

  • повторить грамматические признаки имён прилагательных - род (в единственном числе), число, падеж

  • формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.

Развиваюшие:

  • развивать умение извлекать информацию из художественного текста;

  • развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

  • формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.

Предметные результаты:

  • осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;

  • образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;

  • распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;

  • выявлять роль и значение прилагательных в речи;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных - род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;

  • извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

  • строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

Оборудование:  карточки для самостоятельной работы в группах; мультимедийная презентация

Подготовительная работа:

  • прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;

  • нарисовать рисунки к отрывкам сказки;

  • нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.


Ход урока

  1. Орг.момент. Приветствие.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Дети зачитывают наизусть отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?

1.

Жил-был поп, Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару Посмотреть, кой-какого, товару.

2.

И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных
И с ними дядька их морской.

3.

Свет мой зеркальце! Скажи Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

4.

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна, Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку, Царствуй, лёжа на боку!”

5.

Раз он в море закинул невод, - Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, - Пришёл невод с травою морскою.


У.- Это всеми нами любимые сказки А.С. Пушкина. Все эти строки нам известны с детства, они написаны красивым языком, приятно звучат. А какая часть речи делает нашу речь полной красочной?

Д.- Имя прилагательное.

III Самоопределение к деятельности. Целеполагание.. 

У.- Сформулируйте тему нашего урока. 

Материалом урока будет текст сказки А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.

IV. Работа по теме урока.

    1. Запись числа и темы урока, минутка каллиграфии – окончания прилагательных

    2. Грамматическая разминка

Объявить соревнование по группам, на доске вешаются рыбки за ответы

- Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать (соревнование по рядам)?

(I группа )

Я сегодня поймал, было, рыбку, 
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю”

Д.- В тексте мы заметили ловушки. Поймал не золотая рыбку, а золотую рыбку. Это окончание винительного падежа в жен. роде, в ед. числе. Потому что существительное рыбка, к которому относится прилагательное, стоит в винительном падеже, в жен. роде, в ед. числе. В море синее просилась, прилагательное стоит в вин. падеже, сред. роде, ед. числе, так как сущ. в море имеет такие грамматические формы. Дорогою ценою – окончание творительного падежа, жен. рода, ед. числа, так как сущ. ценою стоит в творительном падеже, жен. роде, ед. числе.

Записать в тетради правильную версию, определить род, число, падеж

(II группа)

Отвечает золотой рыбка: “Не печалься, ступай себе с богом!
Так и быть: изба вам уж будет”
. Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,  С дубовый, тесовый воротами.”

Д.- Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам. 

(III группа)

Воротился старик ко старухе, Что ж он видит? Высокая терем,
На крыльце стоит его старуха В дорогую собольей душегрейке, 

Парчовый на маковке кичка,  Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни, На ногах красная сапожки”

Д.- Аналогичный ответ детей 3 группы.

У.- Какое обобщение сделаем из проделанной работы?

Д.- Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.


На доске вешаются рыбки за ответы


Физминутка.

    1. Называю прилагательные, если женского рода, встают девочки, если мужского – мальчики, если среднего – хлопок.

Синий, яркая, чудесное, теплый, пушистое, школьная

    1. Читаю текст, если слышим прилагательное – прыжок с хлопком

Я проснулся серым утром. Комната была залита желтым светом, как будто от керосиновой лампы.

    1. Читаю прилагательные, изобразить их мимикой и жестами

Большой, высокий, маленький, грустный, прыгучий, радостны, умный, шумный, тихий.


2. Лексическая разминка.

Задание общее: Подобрать к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки (блиц – турнир по рядам цепочкой записать, определить род, число, зачитать, сделать вывод)

1. Синее море, ветхая землянка, корыто разбитое, печатные пряники

2. Ласковое слово, человечий голос, сварливая баба, тесовые вороты

3. Столбовая дворянка, усердные слуги, морская владычица, прямой простофиля.

Проверка – зачитать хором

В каких словосочетаниях род не определяется? Почему?

Выделите окончания прилагательных

Какие окончания у имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и во множественном числе?


Вывод: имя прилагательное всегда имеет тот же род и число, как и существительное, к которому оно относится


на доске вешаются рыбки за ответы


Групповая работа

Задание группе 1: Объяснить значение устаревших словосочетаний.

Заморские вина – иностранные, чужеземные.

Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове.

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная крестьянка –крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

на доске вешаются рыбки за ответы


Задание группе 2: Назвать имена прилагательные в переносном значении

Сердитые (волны) – очень высокие волны, золотая (рыбка) – рыбка

покрытая золотистой чешуёй, чёрная (буря) – сильный ветер и высокие

волны на море, (пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или

буквами, чёрная крестьянка – бедная крестьянка, прямой простофиля –

доверчивый, несообразительный

- Почему автор использует слово “золотая”?

(Прилагательным “золотая” автор подчеркивает волшебство этого персонажа и уточняет это прилагательным “не простую”.)

на доске вешаются рыбки за ответы


Задание группе 3: Подобрать синонимы и антонимы к прилагательным

Синонимы:

Ветхая землянка – старая землянка;

Ласковое слово – нежное, доброе слово;

Красные сапожки – алые сапожки;

Усердные слуги – преданные, старательные;

Грозная стража – суровая, свирепая, безжалостная.

Антонимы:

Ветхая землянка – новая;

Ласковое слово – грубое;

Великое чудо – незначительное;

Старый невежа – молодой;

Сердитые волны – добрые, приветливые.


на доске вешаются рыбки за ответы


- Ребята, а можно ли по-своему переделать сказку Пушкина? Например: вместо “сердитые волны” поставить словосочетание “большие волны”?( Нет, нельзя. Потому что это сочинил Пушкин, это его видение мира.)


Выводы:

Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, слов в переносном значении. Именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной.

Автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер.


Во время ответов групп заполняется Проект, вывешенный на доске, ответами детей (синонимы, антонимы, устаревшие слова, слова в переносном смысле), вводами и рисунками к сказке.


- Обычно сказка заканчивается хорошо, добро побеждает зло. А в этой сказке конец плохой. Почему? (Старуха осталась с носом. Она злая. Зло наказано. Победила рыбка, она добрая, она взяла верх над злом. Значит, победила доброта.)

V. Закрепление.

Работа над значением поговорок.

-   Запишите поговорку и задумайтесь над тем, откуда эта поговорка появилась и что она означает.

Остаться у разбитого корыта.

- Определите падеж существительного и прилагательного, сделайте вывод

Вывод: имя прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится


-   А. С. Пушкин в своей сказке использовал одну из русских поговорок:

Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!

-  Объясните значение поговорки «Не садися не в свои сани». (Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу.)

- кто такой невежа?

(Невежа — это грубый, невоспитанный человек, который не использует в своей речи вежливые слова.)

- можем ли мы сказать, в чем ошибка в поведении старухи по отношению к рыбке? к старику?

(Нет чувства благодарности и уважения к другим)

- какой фильм по киноурокам мы свами разбирали, в котором очень ярко прослеживается отношение к людям и природе?

- Что значит уважение?

Вывод: Уважение это неотъемлемая часть отношений в обществе, так было во все времена, так должно быть всегда.

Домашнее задание

Творческая работа.

- Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.

VIII. Итог урока.

- Как вы считаете, выполнили мы задачи урока?

Докажите!

Сделайте обобщенные выводы!

Выводы Имена прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.

Имя прилагательное неотделимо от другой самостоятельной части речи – имени существительного.


IX. Рефлексия.


Подведение итогов соревнования

















Список литературы

1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2020. - 159 с., [2] л.: ил. - (Школа России).

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.

3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090

4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь - детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/

5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа
/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Автор: Розум Алёна Алексеевна

Дата: 09.02.2022

Номер свидетельства: 599936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Презентация к уроку русского языка Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина."
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_proekt_imena_prilagatelnye_v_skazke_o_ryba"
    ["file_id"] => string(6) "599937"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1644430310"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проект по русскому языку на тему: "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина."
    ["seo_title"] => string(80) "proiekt_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_imiena_prilaghatiel_nyie_v_skazkie_o_rybakie"
    ["file_id"] => string(6) "416471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495054784"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Технологическая карта урока "Правописание щу-ща" "
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-pravopisaniie-shchu-shcha"
    ["file_id"] => string(6) "176762"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424483066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства