1. Находить средства художественной и музыкальной выразительности, определять их роль в создании образа героя произведения.
2. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли.
3. Воспитывать грамотного, вдумчивого читателя, слушателя.
Деятельность учителя | Цели. | Деятельность учащегося |
1. Организационный момент |
- Здравствуйте! Мы приветствуем вас на открытом интегрированном уроке во 2а классе: -учитель музыки: Громова Светлана Вячеславовна, -учитель начальных классов: Голонговская Наталья Васильевна. Как много гостей у нас сегодня. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и нашим гостям! Я желаю вам на протяжении урока плодотворной работы и отличного настроения! Садитесь! (слайд 1) | Цель: создание психологического комфорта. Метод мотивации. | Здороваются с гостями, дарят друг другу хорошее настроение. |
2. Актуализация знаний. |
Н.В. Девизом нашего урока стали слова: «Если есть ключ, то дверь обязательно найдется». -А вы помните, кто сказал эти слова? Но у нас пока нет ключика… Так что нам придется отправится на его поиски. | Цель: создать мотивацию к учебному действию. Побуждающий метод. | Ответы детей. |
3. Повторение и закрепление опорных знаний |
Н.В. – Каждый автор, создавая свое произведение, стремится сделать его ярким, динамичным, увлекательным, запоминающимся… С помощью чего он может это сделать? - Давайте вспомним некоторые из них. Ребята, можно пользоваться терминологическими словариками. Приведите примеры из текста. Выборочное чтение. (слайд 3) С.В. –А теперь давайте вспомним средства музыкальной выразительности, которые используются в музыке, для характеристики образов и создания настроения. (слайд 4) | Цель: вспомнить средства художественной и музыкальной выразительности, подтвердить свои ответы примерами из текста. Поисковый метод. | (С помощью средств художественной выразительности) Поиск известных средств выразительности в тексте сказки, ответы детей. |
4. Актуализация знаний. |
Н.В. –У меня в руках книга. Как она называется? Кто ее автор? К какому жанру относится? Почему? - А кто знает, как возникла у Алексея Толстого идея написания сказки про Буратино? Я открою вам секрет: не только дети, но и взрослые очень любят эту книгу. И эта любовь дала возможность появиться на свет очень многим и разным по жанрам произведениям. Интересно, узнаете ли вы их? (слайд 5) С.В. один из этих жанров - Балет. Это такой вид искусства, который включает в себя литературу и другие виды искусств, сможете ли вы сказать, какие? (ответы детей) (слайд 6) | Цель: вспомнить жанры художественных произведений. Наглядный метод. | Дети называют жанры произведений по картинкам на экране ( мультфильм, художественный фильм, кукольный спектакль, спектакль, мюзикл, балет) |
5. Проверка домашнего задания. Исследование характеров героев сказки. |
1)Н.В. – Ребята, а кто, среди множества героев сказочной повести, главный? - 1 группа готовила дома по плану в рабочей тетради образ Буратино. А на парте у вас лежат листочки с различными характеристиками героя. Выберите те, которые подходят для Буратино и прикрепите на доске. С.В. Мы с вами сейчас послушаем фрагмент из балета О. Ходоско, который называется «Танец Буратино с золотым ключиком», после прослушивания я попрошу вас рассказать, какие средства музыкальной выразительности использовал автор для создания образа. (образ Буратино) + Итог образа (слайд 7) 2)Н.В. –Вспомните, ребята, кем в сказке был Карабас Барабас? А вот каким он был, расскажут ребята 2 группы. С.В. а сейчас, мы попробуем представить себя композиторами и создадим сами образ Карабаса Барабаса. Скажите, какие средства нам нужны для описания образа? (ответы детей). Сейчас мы послушаем фрагмент из балета «Карабас Барабас» и сравним наши предположения с теми средствами муз. выразительности, используемые композитором О. Ходоско. + Итог образа (слайд 8) 3) Н.В. – А сейчас предоставляем слово 3 группе ( слайд 9) (Дети наизусть показывают сценку) - Вам понравилось представление? Чем? А какие средства театральной выразительности помогали артистам? (мимика, жесты, пластика, интонации, грим, костюмы…) С.В. Использовали ли артисты СМВ? Какие? Можем ли мы использовать эти средства? | Цель: описание образов героев с помощью художественных и музыкальных средств выразительности. Исследовательский метод. | Работа в группах. Ответы детей. Выкладывание кластеров. Обобщение образов героев сказки. Пьеро: Достопочтенная публика! Торопитесь в кукольный театр! Только сейчас! Единственное представление! (дети наизусть показывают сценку) |
Н.В., С.В. Оценивание. | | |
6. Физкультминутка |
Буратино проводит физкультминутку ( слайд10) Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашёл! Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать! Головою покачать, Мысли важные собрать! Вкусную конфетку съесть И за парту тихо сесть. | Цель: снятие усталости и напряжения. Практический метод. | Дети выполняют движения вместе с Буратино. |
7. Обобщение. Два мира в сказке. |
Н.В.- Контраст – принцип построения любого произведения. На принципе контраста (противопоставления) построена и наша сказка. Вы сами сделали вывод, что Буратино и Карабас Барабас – абсолютно разные герои из противоположных миров. В сказочной повести много героев. Вспомните их. К какому миру они относятся? А какие еще два мира вы увидели сегодня на уроке? (слайд 11) | Цель: учить рассуждать на заданную тему, обобщать, делать выводы, воспитывать вдумчивого читателя. | Ответы детей. Самостоятельно сопоставляют и анализируют героев сказки. Рассуждают, какие два мира были представлены на уроке. |
8. Практическое применение знаний. Викторина «Своя игра» |
С.В.- Силы зла заколдовали наш Золотой ключик. Чтобы его отыскать, вам надо ответить на очень сложные вопросы. Готовы? Детям предлагается сделать выбор из 6 литературных и 6 музыкальных вопросов. Каждый вопрос имеет свой уровень сложности. (Слайд 12) | Цель: развивать умение самостоятельно применять полученные знания при решении литературных и музыкальных задач. Дидактическая игра. | Применяют полученные знания в решении заданий викторины. |
Оценивание после викторины. | | |
9. Работа по осмыслению сказки. Рефлексия. |
С.В. –Где находится дверь, которую открывает Золотой ключик? | Цель: поиск ответа на риторический вопрос. Проблемный метод. | Ответы детей. |
10. Домашнее задание |
Н.В. – На следующем занятии по внеурочной деятельности каждый из вас сделает свой Золотой ключик. И пусть для каждого из вас он откроет свою дверь в мир прекрасного! | Цель: развитие творческих способностей. | Запись задания в дневник |
11. Исполнение песни |
С.В. А ведь мы можем прямо сейчас попасть в мир прекрасного… | | Дети исполняют песню из кинофильма «Гостья из будущего» «Прекрасное далеко» сл. Ю Энтина муз. Е.Крылатова |