Приемы работы на уроках в начальных классах способствующие активизации интереса и познавательной деятельности учащихся
Приемы работы на уроках в начальных классах способствующие активизации интереса и познавательной деятельности учащихся
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться и подчиняются основные задачи современного образования.
За время работы в школе мною накоплен небольшой, но все же опыт педагогической работы. К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь придумать что-то новое, интересное, незабываемое. Хотелось поделиться маленькими хитростями, которые помогают активизации интереса и познавательной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы работы на уроках в начальных классах способствующие активизации интереса и познавательной деятельности учащихся »
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова » - писал Ян Коменский. Правда про современную школу так не скажешь, что не может не огорчать. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
Многие думают, что у ученика на первом месте должны быть такие понятия как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.
Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
За время работы в школе мною накоплен, может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы. К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь придумать что-то новое, интересное, незабываемое. Сегодня мне бы хотелось поделиться маленькими хитростями, которые помогают активизации интереса и познавательной деятельности учащихся.
Повышение интереса в начале урока
Излюбленной формой урока ребят с 1 по 4 класс остается урок-игра, так как психологическую основу этого урока составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Используя данную особенность, можно оживить даже самый сложный материал. Успех такого урока в его необычности - использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев, а также в использовании яркой наглядности. Приемы данного урока работают и на других уроках:
-Привлекательная цель;
-Удивляй!;
-Отсроченная отгадка;
-Фантастическая добавка;
-Лови ошибку!
Выборочный контроль
Волшебные карты
На любом уроке выполняется та или иная индивидуальная самостоятельная работа. Учителю необходимо провести выборочный контроль, проверить только несколько работ. Я предлагаю выполнить его следующим образом: на уроках технологии изготавливаются волшебные карты силами самих учащихся. На необходимом этапе урока к этим картам с помощью скрепок прикрепляются заполненные листочки. По усмотрению учителя вызывается ученик, который случайным образом вытаскивает определенное количество карт, задание на которых проверяется.
Оценивание
Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Оцениваем мы не только отметкой, а также словами, интонацией, жестом, мимикой. Главная цель отметки - стимулировать познание. Если мы сделаем восхождение по ступеням познания успешным – в результате получим благодарных и умных учеников. Традиционно в школе применяется шкала из 4 отметок, которая изживает себя. В своей работе я стараюсь оценивать работы справедливо, стараться чтобы и ученики были с ними согласны, расширять границы оценки и пользоваться следующими приемами:
Новые отметки
Для оценки устных или письменных ответов используются следующие виды отметок:
ОХ! - очень хорошо!
ХО… – хорошо, но не очень…
ЗнеГ…- знает, но не говорит…
ГнеЗ..- говорит, но не знает…
ХН! – хуже некуда!!!
Своя денежная единица
В школьной практике часто встречается проблема кратких ответов с места, дополнений, удачных вопросов, реплик, разъяснений. Мы нашли выход – ввели свою валюту. За краткие ответы - применяем «шансики», ученик, набравший 10 таких валют, получает «РЕКОРД!!!»
ШАНСИК ШАНСИК ШАНСИК ШАНСИК ШАНСИК ШАНСИК
УРА!!!
ВЫПУЩЕНО ВО 2 классе ШКОЛЫ №13
РЕКОРД!!!
УМНИЧКА!!! МОЛОДЕЦ!!! УМЕЛЕЦ!!!! МОЛОДЧИНКА!!!
Домашнее задание
Подача домашнего задания будет увлекательной, если привнести в объяснение некую тайну, загадку. Самое главное, при объяснении должен присутствовать момент неожиданности и посильности. После урока литературного чтения можно предложить следующее задание:
Учащиеся думают какие орфограммы пропущены и соединив пропущенные буквы получают слово СКАЗКА. Дальше можно предложить множество творческих заданий:
Сочинить сказку по изученной теме
Придумать для одноклассников похожее задание
Придумать ребус, в котором спрячется слово СКАЗКА и т.д.
Чтобы разнообразить подачу домашнего задания по русскому можно зашифровать слово:
-непроизносимая согласная в слове «прелестный» -Т
-безударная гласная в корне слова «лесной» - Е
- предлог в предложении «Они приехали к маме» –К
- приставка в слове «съехал» – С
-20 буква алфавита –Т
Для уроков математики можно предложить следующее:
Каждому ряду дается цепочка примеров, решив которую первый ряд найдет страницу учебника, а второй ряд- номер задания.
Этому домашнему заданию будут рады все ребята:
ЕУБНЕДТ
-Ребята должны построить фразу, исходя из размеров букв и получить
«Не будет».
Творческое домашнее задание может работать и на будущее учителя, и на будущее подрастающего поколения. Учитель может предложить кроссворд, где необходимо найти спрятанные словарные слова. Ребята с увлечением могут работать над этим заданием и индивидуально, и в паре, и в группе. В каждом классе найдутся учащиеся, готовые составить подобный кроссворд. Лучшие работы учитель может оценить и использовать для своей дальнейшей работы.
Ь
Я
С
О
Л
Н
Ц
Е
В
К
О
Я
Ц
М
Ц
Е
Е
О
З
А
Л
Р
Д
К
Р
Л
Б
Я
С
Е
М
О
Е
М
А
Ш
И
О
П
Ь
Д
М
А
С
Н
А
К
Ю
Т
О
О
Р
К
О
Е
Т
Е
Л
М
О
Ь
В
Р
О
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Защитный лист
Ученик нередко приходит на урок не выполнив домашнее задание. В таких случаях возможны 2 варианта –
Надеяться на удачу (спросит/поставит двойку - не спросит);
Рассказать жалостливую историю (поверит/не поставит двойку- не поверит/поставит двойку, спросит на следующий урок)
В определенном месте в классе находится лист защиты, который выглядит следующим образом:
Дата
Фамилия
Урок
Комментарий учителя
Перед каждым уроком ученик, не выполнивший домашнее задание, может вписать свою фамилию, не объясняя причин и не боясь плохой отметки. Данный ученик имеет возможность избежать плохой отметки, а учитель контролирует ситуацию по выполнению домашней работы.
Окончание урока
"Я хочу тебе пожелать..."
Я предлагаю передать свечу из рук в руки, продолжая фразу: "Я хочу тебе пожелать..."
В последнюю очередь свеча передаётся ведущему, который, держа свечу в руках, говорит следующие слова: "Я хочу всем Вам пожелать, чтобы в Вашей жизни было поменьше неудач, а если они будут возникать, то пусть затухнут сразу же как эта свеча (тушение свечи).
Реализации этих приемов помогает:
-сочетать традиционные и нетрадиционные формы уроков
-учитывать индивидуальные способности учащихся;
-производить тематический учёт знаний;
-осуществлять межпредметные связи.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 г. Лениногорска»
Лениногорского муниципального района Республики Татарстан