Правописание падежных окончаний имен существительных трех склонений в дательном падеже
Правописание падежных окончаний имен существительных трех склонений в дательном падеже
Конспект данного урока поможет учителю при подготовке к теме «Обобщение знаний учащихся об окончании имён существительных трёх склонений в дательном падеже». Этот урок помогает овладению осознанного алгоритма правильного написания падежных окончаний имён существительных; развитию умения строить текст с элементами рассуждения. Интересна так же и организация работы – малые группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных трех склонений в дательном падеже»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Правописание падежных окончаний имён существительных трёх склонений в дательном падеже»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна
г. Липецк
2025 г.
Задача.
Обобщить знания учащихся об окончании имён существительных трёх склонений в дательном падеже.
Цели:
учить осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных;
развивать умение строить текст с элементами рассуждения;
развивать речь, внимание, память, коммуникативные умения; познавательный интерес, веру в свои силы.
Форма работы: в малых группах.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Минутки чистописания. Повторение.
Г П Пп Пу Ки
Пушкин Александр Сергеевич
Учитель сообщает, что на уроке учащиеся будут обращаться к творчеству великого русского поэта.
Повторение в связи с чистописанием.
Учащиеся работают в группах по три человека. У каждого ученика карточка с заданиями. Дети работают сначала самостоятельно, затем коллективно в группах.
Карточка№1
А.С. Пушкин входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребенка чудесной сказкой с её лукоморьем, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой.
Задания: 1. Прочитайте. Как понимаете смысл этого предложения?
2. Объясните написание знаков препинания.
3. Спишите предложение.
4. Являются ли слова ЛУКОМОРЬЕ и ЛУКАВЫЙ однокоренными?
5. Выберите из предложения имена существительные к схеме.
После обсуждения задания в группах проводится проверка выполнения задания. После ответа на 4-й пункт, заранее подготовленный ученик, дополняет:
Имя существительное ЛУКОМОРЬЕ образовано от словосочетания ЛУКА МОРЯ. Прилагательное ЛУКАВЫЙ образовано с помощью суффикса - АВ - от слова ЛУКА. ЛУКА—устаревшее слово, значит «кривизна, изгиб, дуга». Отсюда ЛУКОМОРЬЕ – изгиб моря, залив, а ЛУКАВЫЙ – кривизна души, коварство, хитрость. Эти слова родственные по происхождению.
К заданию №5 учащиеся выписывают слова:
рыбкой, работником, детства, ребёнка
Обосновывают правильность выполнения задания.
II Сообщение цели урока.
Будем продолжать изучать имена существительные трёх склонений в дательном падеже.
Класс делится на три группы. Каждая группа получает карточки с именами существительными одного из склонений. После выполнения заданий дети делают вывод об окончаниях имён существительных трёх склонений в дательном падеже.
Карточка№2
I. Д.п. приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
2. Сделайте вывод об ударных и безударных окончаниях имён существительных 3
склонения в дательном падеже. Проверьте себя по учебнику стр.16-17.
3. Запиши выводы в памятке.
II. Спишите, вставьте окончание имён существительных.
Тужит по дочер…, подошел к пристан… , воротился к ноч… .
Проверьте себя по контрольной карточке.
Контрольная карточка
по кому? 3 скл. Д.п. к чему? 3 скл. Д.п. когда? к чему? 3 скл. Д.п.
тужит по дочери подошел к пристани воротился к ночи
III. Обобщение.
Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже? На доске составляется таблица:
Д.п.
вопросы
предлоги
1
2
3
кому?
чему?
по к
-е
-у, -ю
-и
куда?
где?
Какие безударные окончания в дательном падеже могут вызвать затруднения? (в 1 и 3 склонении)
ЗАПОМНИТЕ: 1-Е, 3-И.
IV. Закрепление.
Используя полученные знания, напишите окончания имён существительных.
Воротился старик ко старух…. Вмиг по реч… те спознали, что царевну принимали. Слушай: платить обязались черти мне оброк до самой моей смерт…. Петушок вспорхнул со спицы, к колесниц… полетел. Позвала к себе Чернавку и наказывает ей – сенной девушк… своей.
Проверка. На доске: - Е, - И, - И, - Е, - Е.
V. Творческая работа.
На уроке звучали предложения, словосочетания из сказок А.С. Пушкина. Вы проиллюстрировали полюбившиеся вам сказки любимого писателя. Напишите небольшое сочинение, в котором расскажете, почему вы любите читать и слушать сказки А.С. Пушкина. Чем они вам дороги?
Несколько вариантов вступления:
Я с любовью отношусь к сказкам А.С. Пушкина потому, что……..
Мне нравится сказка А.С. Пушкина «………»
Сказка А.С. Пушкина «………..» мне дорога тем, что….
Я люблю сказку А.С. Пушкина «………..» за…….
После записи текста дети заслушивают 2-3 сочинения, анализируют их и называют имена существительные в дательном падеже.
VI. Итог урока.
Список использованной литературы
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2010
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс. М.: Издательство «Баласс», 2010
3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Издательство «Просвещение», 1985