Цели урока: 1.Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека. Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана. 2.Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых 3.Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познание мира "Что такое полезные ископаемые."»
Познание мира
Тема: Что такое полезные ископаемые. Цели урока: 1.Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека. Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана. 2.Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых 3.Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. Тип урока: комбинированный Форма организации: индивидуально-групповая. Методы: иллюстративный, проблемный. Дидактический материал и оборудование: карта полезных ископаемых Казахстана, карточки для индивидуального опроса,
Ход урока: I.Актуализация. 1) Психологический настрой. Тренинг «Ладошки». Деление на группы (парные смайлики-листья) 2)Оформление тетрадей. 3) Наблюдения за погодой. (Рассказы детей) Презентация «Осенние зарисовки» (Показ, комментирование) II.Повторение. 1)Опрос д/з. по вопросам ( на карточках) 1 группа: 1. Что такое равнины? Какие бывают равнины? 2. Каким цветом равнины обозначаются на карте? 3. Каким цветом обозначаются на карте низменности? 4. Что такое терриконы, карьеры? 2 группа: 1.Из каких частей состоит холм? 2. Каким цветом обозначаются на карте горы? пустыни? 3.Что такое дюны и барханы? 4.Что такое песок, глина, гранит, известняк? III. Работа по изучению новой темы. 1)Чтение стихотворения. Джамбул Джабаев Посмотрите – Озарен и осиян – Стал одетый в лучи Казахстан… Каратау даст свинец, Кокшетау гонит овец, Тянет золотом руки Алтай, Медь обильно дает Карсакпай, Белый хлопок дарит Чимкент, Золотые как в сказке хлеба. Для народа растит Актюба… Дни и ночи грузит поезда Черным золотом Караганда… В Эмбе гордые вышки стоят, И кипит нефтяной водопад. В Карамчинской степи зреет рис. В Алатау сады поднялись, А в садах слаще сна и мечты Спеют яблоки Алма-Аты. 2)Беседа. (О чём говорится в стихотворении? О богатствах нашей Родины) 3) Сообщение темы. Запись в тетрадь. 4)Мозговая атака. -Какие материалы люди используют для строительства? -Где их берут? -Какие виды топлива ты знаешь? -Как получают металлы? Где их используют? -Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? (Ответы уч-ся. –Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые») 5) Работа по учебнику. 1. Чтение статьи «Что такое полезные ископаемые». 2. Беседа, обмен мнениями. 3. Составление таблицы. Ключевые слова Комментарии Полезные ископаемые Природные богатства, которые люди добывают из-под земли или на ее поверхности, используют в хозяйстве Месторождение Места, где сосредоточены полезные ископаемые в достаточных для разработки количествах Руда Горные породы, содержащие металлы и их соединения Металлы Получают на металлургических заводах путём выплавки из руд Физминутка 6)Знакомство с условными знаками полезных ископаемых. Работа по карте полезных ископаемых Казахстана. 1. Рассказ о полезных ископаемых Казахстана. (Работа с одарёнными) Полезные ископаемые Казахстана Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота. По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.
2. Задание. К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак. 1 группа: 2 группа: песок - глина – каменный уголь - нефть природный газ - железная руда – известняк - гранит – золото серебро – поваренная соль - мел – IV. Закрепление. 1)Тест. 1.Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. — кварц; — гранит; — глина. Гранит - слово не русское (итальянское) и переводится как «зернистый». 2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. — кислород; — песок; — нефть. Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть. 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть. — нефть;— каменный уголь;— мел. Про это ископаемое Пётр I сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. — железная руда; — известняк; — кварц. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. — песок; — торф; — уголь. - Где используется песок? 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. — пластилин; — глина; — песок. Образуется глина при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. В Древнем Китае сотни лет назад научились делать фарфоровую посуду. Эта глина называлась «Као-линь», каолиновая. 8. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? — каменный уголь;— нефть;— торф. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.- Почему? - Плоды, какого растения растут на торфяных болотах, человек употребляет их в пищу? ( клюква) 9. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? — торф; — известняк; — чугун. В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. - А вы знаете, какой драгоценный камень является известняком? (жемчуг) 10. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? — природный газ; — нефть; — уголь. Из газа получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняюсь. При горении выделяет много тепла. От месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым газ поступает в крупные города и поселки. 11. Для чего используют гранит? — для изготовления посуды; — для строительства; — для очищения воздуха. Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог, памятников. 12. Где добывают гранит? — в воде; — в горах; — в низменностях. Гранит - одно из самых распространённых полезных ископаемых на земле и часто образует целые горы. 13. Что получают из нефти? — бензин; — воду; — сметану. Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов. 14. Из какого полезного ископаемого состоят чугун и сталь? — из алюминия;— из железной руды; — из гранита. Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы. Часть чугуна из доменной печи идёт на отливку частей станков, батарей отопления, сковородок и др. 15. Во что прессуют торф? — в веники; — в квадратики; — в брикеты. - Где торф используют? 2) Кроссворд (Работа в группе) -Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд. По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)
3. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел)
4. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5. На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)
8. Она варились долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… (Руда) По вертикали: 1. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (Известняк)
7. Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. (Торф) 9. Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло. От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь) 3)Проверка по картинкам. (Слайды) 4) Составление коллажа : «Использование человеком полезных ископаемых» Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)
V.Обобщение. Подведение итогов урока.
-Что такое полезные ископаемые? -Почему люди их добывают? -Как в нашем селе используют полезные ископаемые? Составление синквейна
Кто? Что? ископаемые Какой? Какая? Какое? Какие? 2 прилагательных необходимые, нужные Что делает? Что делают? 3 глагола Добывают, обогащают, перерабатывают Суть Одно предложение Полезные ископаемые – это клад нашей страны, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Итог Одно слово Важны! VI.Рефлексия. 1. На уроке я узнал … 2. На уроке чувствовал(а) себя…. 3. Мне понравилось … 4. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… Прикрепите стикеры к одному из смайликов. VII.Домашнее задание. 1. Работа с материалами учебника. 2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(169) "Урок в 3 классе по познанию мира на тему: "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" "
["seo_title"] => string(106) "urok-v-3-klassie-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-i-ikh-znachieniie-v-zhizni-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "138512"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1417543588"
}
}