Сквозная тема: | В контексте тем: «Все обо мне», «Моя школа» |
Тема урока: | Какие бывают растения |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.2.1.3 различать дикорастущие и культурные растения; 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; 1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент |
Цели урока: | различать дикорастущие и культурные растения; называть основные части растений и их функции; знать понятие «наблюдение»; проводить наблюдения за явлением окружающего мира |
Критерии успеха | Учащиеся изучат различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Узнают основные отличительные и сходные признаки деревьев, кустарников и трав. Учащиеся узнают отличительные особенности культурных и дикорастущих растений. Путём изучения представителей местной флоры (учащиеся познакомятся не менее чем с 3 видами растений, которые произрастают на территории Казахстана) будут учиться внимательному и бережному отношению к окружающей среде. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Математика. Сравнение высоты растений. Искусство. Понимание перспективы при работе над сюжетной картинкой. Употребление фраз «на переднем плане», «на заднем плане». |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код |
Предварительные знания | Урок строится с опорой на знания учащихся о видах растений, их делении на группы: деревья, кустарники, травянистые растения. Учащиеся должны знать, что растения являются живыми организмами, также иметь знания по уходу за ними при их выращивании |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Вводное задание. В целях целостного восприятия тем раздела можно начать урок с мини-опроса на тему «Растения - живые организмы». Задайте следующие вопросы: Что отличает живые организмы от неживых? Что относится к живым организмам? Приведите примеры живых организмов. Приведите примеры неживых объектов. Постановка учебной задачи. Мы с Вами точно выяснили, что животные относятся к живой природе. На какой вопрос отвечают слова, называющие животных? (Кто?) Как называют предметы, отвечающие на этот вопрос? (Одушевлённые) На какой вопрос отвечают слова, называющие растения? (Что?) Как мы называем такие предметы? (Неодушевлённые) Проблема: – Может быть, растения нужно отнести к “группе неживой природы”? (Мнения детей) Как выйти из такой спорной ситуации? (Дети предлагают разные способы решения проблемы) Решение проблемы Давайте проверим по признакам живой природы. Как растения рождаются? (Прорастают из семечка) Что им нужно для роста? (Почва, вода, свет, тепло) Как питаются? (Нужна вода и удобрения) Как растения движутся? Как происходит процесс умирания? (Желтеют, засыхают и опадают листья) Дети вспоминают экскурсию в парк. А как растения дышат? Можем ли мы увидеть этот процесс? Вдохните глубоко и выдохните. Что мы видим? (Поднимается и опускается грудная клетка). Можно ли увидеть этот процесс у животных? (Да, можно). Виден ли этот процесс у растений? (Рассматриваем цветок, делаем вывод, что нет). Может быть растения не дышат? (Мнения детей) Эксперимент. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт или эксперимент. До урока мы накрыли наш цветок сухой, чистой колбой. Что видим сейчас? (На стенках колбы капельки воды) Откуда они появились? У каждого на столе есть баночка. Давайте поднесём её ко рту и подышим в неё. Что мы видим? (На стенках банки появились капельки) Какой вывод на основании нашего опыта мы можем сделать? | |
Критерии успеха | Вывод: Растения дышат как человек и животные. | |
Середина урока | Растения в саду и в огороде. Прочитайте вступительную часть в учебнике, попросите учащихся посмотреть на рисунки. Спросите, знают ли учащиеся изображённые растения. Попросите рассказать, где они могли видеть эти растения, при каких обстоятельствах. Затем предложите учащимся в парах обратить внимание на первый рисунок и ответить на вопрос, чем эти растения отличаются друг от друга. При ответах обращайте внимание учащихся на размер растений, их высоту, количество стеблей. После того как учащиеся определят группы: деревья, кустарники, травы, предложите им найти эти же группы на втором рисунке. Для закрепления изученного проведите игру, где необходимо использовать жизненный опыт учащихся. Прикрепите на доску названия групп растений (деревья, кустарники, травы). Разделите класс на три группы. Каждая группа должна назвать как можно больше растений соответствующего вида (первая - деревьев, вторая - кустарников, третья - трав). Помогайте учащимся, записывая эти названия на доске в соответствующих колонках. Назови растения. Если позволяют погодные условия, предложите учащимся изучить растения, растущие возле школы. Попросите встать возле дерева или кустарника, чтобы представить их размеры. Пусть учащиеся попробуют обхватить ствол дерева, если это не удаётся одному учащемуся, пусть два или несколько человек возьмутся за руки. Если погода не позволит, предложите посмотреть видеофрагмент о растениях, понаблюдать за растениями через окно в классе, рассмотреть фотографии. Растения в лесу и на лугу. Целью данного задания является знакомство с понятием «культурные растения» путём изучения мест, где они растут: в огороде или в саду. Попросите учащихся посмотреть на рисунки в учебнике. Задайте следующие вопросы: Как называются места, которые изображены на рисунке? Какие растения растут в этих местах? Как можно назвать плоды садовых деревьев? (Фрукты) Как называются растения, которые растут на грядках в огороде? (Овощи) Фрукты и овощи - это культурные растения. Таким образом, нужно подвести учащихся к мысли, что растения можно разделить на две группы. Спросите: «Какие вы знаете ещё места, где выращивают культурные растения? (Поля). Где можно встретить дикорастущие виды растений?» Прочитайте текст в учебнике. Спросите, совпало ли его содержание с выводами учащихся. Физкультминутка Ветер тихо клён качает, Ноги на ширине плеч, руки за голову. Вправо, влево наклоняет: Наклоняем туловище вправо и влево. Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клён. Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками. На лугу цветы считает. Считаем пальчиком. Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши. Ох, считать не сосчитать! Прыгаем на месте. Шесть, семь, восемь, Хлопаем в ладоши. Девять, десять. Даже мудрая пчела Машем руками-крылышками. Сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком. | |
Критерии успеха | Каждая группа должна назвать как можно больше растений соответствующего вида (первая - деревьев, вторая - кустарников, третья - трав). Учащийся может классифицировать растения на культурные и дикорастущие. Учащийся называет не менее 8 растений своей местности. | |
Конец урока | Рубрика «Подумай». Покажите учащимся фотографии диких и культурных растений, например, яблони. Попросите сравнить фотографии, например, дикой яблони и яблони, которая растёт в саду. Расскажите, что кроме культурных сортов яблонь существуют дикие виды. Исходя из этого, попросите учащихся подумать, как появились культурные сорта яблок. | |
Критерии успеха | Научатся прогнозировать, как растения из дикорастущих стали культурными; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; различать растения по виду; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Дополнительные задания Культурные и дикорастущие растения. Предложите хорошо читающим учащимся выполнить данное задание. Они смогут обвести верный ответ к каждому высказыванию. Ответы 1. Нет. 2. Да. 3. Да. 4. Да. После можно попросить учащихся назвать различия культурных и дикорастущих растений. | Учащиеся должны уметь различать жизненные формы растений, знать основные признаки деревьев, кустарников и трав. Группы растений. Предложите учащимся определить, к какой группе относится каждое растение. После выполнения можно несколько усложнить задание, спросив у учащихся, как называется каждое из растений, попросить вспомнить, какие растения называются деревьями, травами и кустарниками. Что на картинке? Учащиеся смогут соединить рисунки с правильными названиями, раскрасить культурные растения. После выполнения спросите, что называется культурными растениями, а что - дикорастущими. Наблюдайте за работой учащихся. Оказывайте помощь тем учащимся, которые ещё недостаточно хорошо умеют читать. Определите, в чём именно учащийся испытывает затруднение: в чтении или в понимании задания. При необходимости ещё раз объясните различия между группами растений. Ответы Раскрасить капусту, яблоко, картофель, свёклу, морковь, лук. | Физкультминутка Ветер тихо клён качает, Ноги на ширине плеч, руки за голову. Вправо, влево наклоняет: Наклоняем туловище вправо и влево. Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клён. Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками. На лугу цветы считает. Считаем пальчиком. Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши. Ох, считать не сосчитать! Прыгаем на месте. Шесть, семь, восемь, Хлопаем в ладоши. Девять, десять. Даже мудрая пчела Машем руками-крылышками. Сосчитать бы не смогла! |