Тип урока: формирование новых знаний, умений , навыков.
Метод: словесно – иллюстративный, практический.
Оборудование: исследовательские работы учащихся.
Организационный момент:
Психологический настрой.
Сообщение темы, цели урока.
«Мозговой штурм».
- Кто такой исследователь? ( Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием. Исследователь – это человек, который изучает какой – то вопрос, оформляет свою работу письменно, а потом представляет результаты своего исследования другим людям.)
- Какие личностные качества необходимы исследователю?
- Как вы считаете, важны ли исследования для жизни людей? Почему?
- Как думаете, чему будем учиться на этих уроках? (думать, говорить, исследовать).
Диагностика исследовательских интересов учащихся.
- Подумайте и запишите, что вас интересует. (Например: мне интересно узнать, почему человек не летает, как птица). (затем учащиеся озвучивают написанное).
- Определим, какие группы у нас получились.(Например: те, кто хочет узнать о животных – юные биологи; о растениях – ботаники; о машинах, приборах – техники).
- На следующих уроках вы сможете подготовить общие проекты по одной теме, которая вас заинтересовала.
Презентация исследовательских работ учащихся (прошлых лет).
1 работа – «Кабачки». 2 работа – «Кролики». 3 работа – «Мой город».
Игры, упражнения.
«Посмотри на мир чужими глазами».
- Исследователь должен уметь видеть проблему, ситуацию с разных точек зрения. Сегодня вы попробуете посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Ситуация: Утром все небо затянулось темными тучами и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…
- Придумайте продолжение, но сделать это надо по-разному. Вы разделитесь на группы. Каждая группа придумывает продолжение по заданному варианту.
I группа – Ребята, которые вышли на прогулку. Как вы отнесётесь к появлению снега?
II группа – Водители грузовиков, едущих по дороге. Как вы отнесётесь к появлению снега?
III группа – Лётчики, отправляющиеся в полёт. Как вы отнесётесь к появлению снега?
IV группа – Вороны, сидящие на дереве. Как вы отнесётесь к появлению снега?
V группа – Мамы, гуляющие с маленькими детьми. Как вы отнесётесь к появлению снега?
VI группа – Солдаты на учении. Как вы отнесётесь к появлению снега?
После обсуждения представители от каждой группы зачитывают продолжение рассказа.
Вывод: Люди видят ситуацию по-разному.
-Так и исследователи, наблюдая за одним и тем же объектом, явлением, могут увидеть что – то своё.
Подведение итогов. Рефлексия: – Что узнали? Что понравилось?