Просмотр содержимого документа
«Полезные и вредные привычки.»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 «ИНТЕЛЛЕКТ»
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Учебный предмет:
«Окружающий мир» 4класс
Учитель: Малыгина Т.П.
2016
Тема урока: Вредные привычки, их влияние на организм человека.
Цель урока: Знать, каково воздействие табака, алкоголя и наркотических веществ на отдельные органы и системы человеческого организма. Уметь формировать свое суждение по данному вопросу, обосновывать свою точку зрения. Развивать у обучающихся навык анализа различных ситуаций (интеллектуальную компетентность), понимание несовместимости вредных привычек и здорового образа жизни (здоровьесберегающая компетентность). Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Методы и приемы: «Мозговой штурм», ролевая игра, работа в паре, «ассоциативный куст», работа с текстом с нарушенной последовательностью
Тип урока: обобщающий урок.
Структура урока: урок-лекция
Задача урока: доказать пагубность вредных привычек, пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование урока: справочная литература (статьи о вреде табака, алкоголя, наркотиков), толковый словарь русского языка, карточки с заданиями для ролевой игры, по два листа розовой бумаги для практической работы.
Ход урока
І. Организационный момент. Настроенность на партнера.
Упражнение «Стыковка»
Работа в паре: прикоснуться ладонями друг к другу (с открытыми глазами, затем – с закрытыми). Выполнить действие несколько раз, пока не получится. Затем усложнить задание: дотронуться ладонью до указательного пальца партнера (с открытыми глазами, затем – с закрытыми). Парами поменяться, сделать вывод: с кем работалось более успешно, почему.
ІІ. Актуализация опорных знаний
«Мозговой штурм»
О чем вы мечтаете? Каково ваше самое заветное желание?
А что из перечисленных подарков не купишь за деньги? (Жизнь, здоровье , добро, любовь, дружбу, уважение).
ІІІ. Объявление темы урока и задачи урока
Создание эмоционального фона урока: слушание стихотворений, анализ проблем, которые в них описываются, подбор выражения для темы урока, которое соответствовало бы главной мысли стихотворений. (Вредные привычки.)
***
Алкоголь — не только водка,
Но и пиво, и вино.
Должен знать ребёнок чётко —
Всё спиртное им вредно!
Хочешь умным быть и сильным —
Никогда не пей его.
***
Кольца дыма вверх струятся,
Пеплом под ноги ложатся…
Мир окутывает мрак…
Не курите,будет РАК!
***
Наркотики — это зараза,
Но ты не поймешь это сразу.
Быстро к наркотикам ты привыкаешь
И медленно в муках от них умираешь!
ІV. Работа над темой урока.
Вступительное слово учителя.
Здоровый образ жизни принято считать показателем уровня культуры человека и государства в целом. Развитие вредных привычек у людей является фактором риска. С каждым годом ухудшается здоровье детей и это проблема государства. Следует помнить, что каждый взрослый человек «родом из детства». Именно в детстве человек приобретает свойство, необходимое ему в будущем. К настоящему времени установлено, что негативные изменения у школьников возникают постепенно. С возрастом здоровье ребенка все больше становится социально зависимым. Сегодня мы поговорим о том: «В чем опасность алкоголя, табачного дыма, наркотических веществ?».
Что же происходит при курении табака?
Работа с текстом с нарушенной последовательностью
1)Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.
2)Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества.
3)Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению.
2, 3, 1
Практическая работа.
Проведите простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?
По данным министерства здравоохранения:
пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
курение притупляет вкусовые ощущения;
причиной многих пожаров является сигарета.
Вывод: Дышать табачным дымом опасно для здоровья человека.
Следующая опасная привычки – это алкоголь.
Работа с толковым словарем
Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.
- Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки?
- Как ведут себя такие люди?
-Какое чувство они у вас вызывают?
Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.
Вывод: Алкоголь опасен для здоровья.
Наркотики относятся к вредным привычкам.
Работа со справочной литературой
Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.
Вывод: Наркотики – это гибель для человечества.
Работа в парах
1 задание:
Назовите причины, которые заставляют человека курить, употреблять алкоголь, наркотики
(Помогают выглядеть старше, заполняют время когда скучно, помогают сбросить вес, интерес, за компанию).
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ НЕ ПОХОДЯТ БЕССЛЕДНО.
2 задание:
Проанализируйте ситуацию: «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться. Разработайте несколько способов сказать «НЕТ».
3 задание:
Ролевая игра:
1 вариант:
Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?
2 вариант:
Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?
3 вариант:
Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.
Составление «ассоциативного куста» с выражением здоровый образ жизни.
(Здоровый образ жизни – это стиль жизни, то, как человек строит свой день, распределяет время на работу и отдых, как и когда питается, чем занимается в свободное время, уделяет ли время физическим нагрузкам, достаточно ли спит.)
V. Подведение итога
Здоровье – это волшебный дар, которым наградила нас природа. В наших силах сохранять и беречь его. Поэтому так важно ответственно подойти к соблюдению правил здорового образа жизни. Тем более, что это совсем не сложно. А когда это войдет в привычку, вы поймете, что придерживаясь правильного образа жизни, мы становимся более энергичными, подвижными и жизнерадостными!