Тема: | Поиски неведомой земли |
Тип урока по целеполаганию: | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока: | Расширить представление об освоении мира и открытии новых земель. |
Задачи урока: | 1) Образовательные: познакомить с особенностями материка Австралия, расширить знания детей об открытии материка; 2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; 3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей. |
Основные термины и понятия темы: | Континент,Кук Джеймс. |
Личностные результаты: | -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Предметные результаты: | - Находить на глобусе Австралию, характеризовать ее, осуществлять самоконтроль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире Австралии; - приводить примеры животных; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные результаты: | Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Организация пространства |
Межпредметные связи |
Русский язык (развитие речи), математика. |
1 этап: Самоопределение к деятельности. |
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
Деятельность учителя |
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь. |
II этап. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. |
Учитель: – Распределите эти имена на две группы. Витус Беринг, Христофор Колумб, Васко да Гама, Семён Челюскин, Фернан Магеллан, братья Лаптевы .Слайд 2. – Что объединяет этих людей? (Они все путешественники.) – На какие группы вы бы их разделили? (1-я группа – путешественники эпохи Возрождения, 2-я группа – русские путешественники, участники Великой северной экспедиции.) – Соедините имена путешественников с географическими объектами, в честь которых они названы. Слайд 3. Беринг мыс Лаптевы пролив Челюскин море – Покажите эти объекты на карте.
-На доске имена известных путешественников. Давайте вспомним, какие открытия им принадлежат.
|
III этап. Постановка учебной задачи (практическая работа с использованием глобуса) |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; |
ИЗВЕСТНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
Фернан Магеллан (совершил кругосветное путешествие) Марко Поло (совершил путешествие в Китай) Васко да Гама (первооткрыватель морского пути вокруг Африки в Индию) Христофор Колумб (открыл Америку) Витус Беринг (первооткрыватель Берингова пролива, исследователь Северо-Западной Америки) Джеймс Кук (?) – Кто это? - Имя этого путешественника нам ещё не знакомо.
- Посмотрите на опорные слова и попробуйте догадаться, какое открытие принадлежит этому человеку.
ДЖЕЙМС КУК
ЮЖНЫЙ МАТЕРИК
НЕВЕДОМАЯ ЗЕМЛЯ
САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МАТЕРИК Есть в Южном полушарии чудесная страна.
Водой двух океанов омывается она.
Несметные богатства в земле её скрываются:
Там нефть и газ, и золото, и уголь добываются.
Там развиты промышленность и сельское хозяйство,
И так же как в Америке там деньги называются.
Но только не Америке она подчинена…
Никто не догадался что это за страна? - Что бы вы хотели знать об этой стране? |
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) (фронтальная беседа на основе презентации) |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их особенностях, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. |
На уроке расширим свои представления об освоении мира и открытии новых земель, узнаем новые имена путешественников. А о каком материке будем вести разговор,вы узнаете, отгадав к р о с с в о р д. Слайд 4 1. Континент, открытый Х. Колумбом. 2. Имя путешественника Беринга. 3. Край, покорённый Ермаком. 4. Прогрессивный царь, во время правления которого развивались наука, флот. 5. Заместитель Беринга. 6. Море, носящее имя двоюродных братьев-путешественников. 7. Фамилия путешественника, принявшего участие в Великой северной экспедиции. 8. Фамилия путешественника, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. 9. Имя Прончищевой, именем которой названа бухта, участник экспедиции на север России. 1) Покажите на карте Австралию. Слайд 5 – Что можете сказать об этом материке? (Удалён от других материков, расположен в Южном полушарии, он самый маленький из всех материков.) – Кому же принадлежит честь открытия Австралии? Прочитайте об этом, с. 7–8 (1-й абзац). Чтение текста, ответы детей. Кук Джеймс (родился 27 ноября 1728 г., в Англии – умер 14 февраля 1779 г. Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга (соответствует российскому капитан-командору; 1775), член Королевского общества (17на острове Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья76). Родившись в семье батрака-поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 лет начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 лет нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. Во время последнего путешествия открыл Гавайи, поплыл дальше, но, натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайскиеострова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит. Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал себя» благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целеустремленности. «Стремиться и достигать» – вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа. Кук был женат и имел 6 детей, умерших в раннем детстве. Его именем названо более 20 географических объектов, в том числе три залива, две группы островов и два пролива. Слайд 6 |
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) (Групповая работа) |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника. |
Учитель: Прежде чем начать работать дальше я предлагаю отдохнуть. Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела. – Австралия это самый необычный материк земного шара. На нём размещается только одно государство – Австралия. Австралия самая жаркая часть всей суши Южного полушария. Чтение текста на с. 8 (2-й абзац) и с. 9 (до слов «…более половины недр материка»). Р е ф л е к с и я: – Что отличает Австралию от других материков? – Какой климат в Австралии? - Послушайте факты об Австралии и выполните вычисления. 1. Площадь Австралии 8000000 кв.км. Пустыни занимают ¾ всей площади. Найдите площадь, которую занимают пустыни. 8000000:4x3=6000000кв.км. Австралия также самый плоский из всех континентов. И хоть около половины территории страны занимают пустыни и полупустыни, но вдоль северо-восточного побережья, где чаще идут дожди, растут влажные тропические леса. По мере продвижения в глубь материка их сменяют светлые эвкалиптовые леса. Австралия – богатая страна – в её недрах имеются почти все виды полезных ископаемых: золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, бокситы, уран. Важнейшая отрасль хозяйства – овцеводство, овечья шерсть, сыр идут во многие страны Европы, Азии и Америки. С 1770 года Австралия стала английским владением. В 1778 году к восточному побережью Австралии причалил корабль из Англии, на борту которого было несколько сотен каторжников. Английское правительство сделало Австралию местом ссылки. Каторжники начали осваивать континент, а аборигенов (коренных жителей) – оттеснять в неудобные для проживания места. Аборигены – хорошие охотники, рыболовы, они изобрели бумеранг. Так как материк заселён сравнительно недавно, памятников старины там нет. У австралийцев нет национальных костюмов. Они носят европейскую одежду. |
VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль). (игровая ситуация) |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике. |
Учитель: - Австралию часто называют «страной наоборот».- Как вы думаете, почему? У вас будет возможность рассказать об этой удивительной стране своим близким и родственникам. Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот. Ее исток — на лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия — страна наоборот. (Галина Усова) -В чём уникальность Австралии? Слайд 7,8,9,10. |
VII этап. Рефлексия. |
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
Учитель: Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы. (Учитель по необходимости корректирует ответы детей). - Итак, сегодня мы узнали много нового и интересного. Оцените свое настроение и нарисуйте в рабочей тетради. - Теперь оценим настроение всего класса. Пусть это хорошее настроение сохранится у вас на весь день! - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок! |