Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей к школе»
М
Подготовкадетейкшколе(изопытаработы)
оя работа с будущими первоклассниками и их родителями начинается в предшколе «Успех». Эта школа для малышей с 3 до 6 лет. Заранее го-
товлю для родителей цикл бесед. Первое родительское собрание провожу в ноябре. На нём мы много говорим о том, как нужно подготовить ребенка к школе. Вместе с ребятами из четвертого класса готовим выставку для родителей «Что должен взять с собой ребенок в школу».
Родители – мои первые помощники. Присматриваюсь к детям, к родителям, со- ставляю план работы, обязательно сама веду уроки в предшколе «Успех». От пра- вильно спланированной и вовремя проведенной работы с родителями во многом за- висит успех учебно-воспитательного процесса в целом.
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание как для ребенка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ре- бенка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная совре- менных школьных требований, родители рискуют научить ребенка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы лик- видировать результаты неправильной подготовки ребенка к школе.
Конечно, научить ребенка читать, считать можно, но очень важно научить в со- ответствии с теми требованиями, которые предъявляет ФГОС. Немаловажную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрос- лых и самостоятельно приобрел за первые шесть лет своей жизни. Каждому перво- класснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих зна- ний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная актив- ность, рождается радость познания.
Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к обучению в школе. «Коля в школу пришел с большим желанием учиться. Но не прошло и двух недель, как от этого желания не осталось и следа. Мальчик заявил, что в школу больше ходить не намерен: «Сиди и сиди, урок длинный-предлинный. А перемена за одну минуточку кончается. И бегать по классу нельзя. И поразговаривать с соседом по парте не разрешают».
Учение – это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо научиться слушать учителя, запоми- нать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо», «нельзя».
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Еже- дневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают ребенка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы. Всем родителям советую своевре- менно проконсультировать своего ребенка у логопеда. Вовремя начатые занятия по- могут ребенку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкну- тым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формиро- вание навыка правильного письма по слуху.
Легко заметить, что возраст детей, обучаемых грамоте, неуклонно снижается. Совершенствуются навыки чтения. Как правильно организовать дошкольную подго- товку ребенка по изучению родного языка? Главная ошибка, которую допускают взрослые при домашнем обучении – это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки неправильно, с призвуками (мэ) – вместо (м), (нэ) – вместо (н) и т.д. В школе эта ошибка затрудняет им составлять схемы, которым сейчас при обучении грамоте уделяется немаловажное значение.
Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, вырезали, успешно овладевают навыками письма. При этом нужно научить правильно держать ручку. В работе участвуют три пальца: большой, указательный, средний, два остальных прижаты к ладони. Конец шарико- вой ручки должен смотреть наверх и лежать в углублении между большим и указа- тельным пальцем. Учите детей обводить клеточки, кружочки, палочки, выполняйте штриховку различных фигур, работайте в тетрадях в клеточку и в линеечку. Это спо- собствует развитию ритма, плавности движения – а это главное условие, способству- ющее выработке красивого почерка.
В математике есть одна особенность – система знаний, отсутствие пробелов. Что же должны знать дети до школы? Прямой и обратный счет до 10, количествен- ный (сколько) и порядковый (который) счет. Предыдущие и последующие числа. Уметь составлять числа первого десятка. Умение разделить предмет на 2 – 4 части, измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или веревочки (мерка), срав- нивать предметы. Изображать треугольник, круг, четырехугольник.
Понятие числа составляет основу математики. Важно не то, какие предметы, а сколько их. Как научить ребенка счету? Один из приемов – пересчет предметов. Этим можно заниматься по пути в детский сад или дома, когда ребенок убирает иг- рушки. Многие дети с удовольствие помогают по дому. Именно здесь уместно по- просить: «Достань пять картофелин. Поставь столько тарелок, сколько человек будет ужинать». Когда дети будут зрительно видеть количество предметов, им будет легче усвоить состав чисел.
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш малыш подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассни- ков к обучению.
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школь- ного дня.
Рекомендую заблаговременно приобрести для первоклассника необходимые учебные принадлежности: клей, линейку, цветные карандаши, краски, а также про- стые карандаши, ручки, обложки для тетрадей, тетради, альбомы.
И очень важно, чтобы летом дети и их родители хорошо отдохнули, окрепли, набрались новых впечатлений и с нетерпением ожидали первое сентября.