kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почва. Свойства почвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает выявить основные свойства почвы. Учащиеся учатся делать выводы на основе проведенных опытов. Урок позволяет развивать  познавательный интерес,воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,  умение работать в парах, группе; любовь к природе, родному краю. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почва. Свойства почвы.»

Тема урока: Почва. Свойства почвы.

Цель урока:
Выявить основные свойства почвы. 

Задачи:  

делать выводы на основе проведенных опытов, 

развивать познавательный интерес, 
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, умение работать в парах, группе; любовь к природе, родному краю. 

Оборудование:  материал для опытов, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, стакан с водой в котором находится почва, таблица.

Ход урока

I. Организационный момент.
2.Психологический настрой
Цель: Сплотить детей и создать атмосферу группового доверия. (Дети вместе с учителем становятся в круг)

Учитель:

Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться

Доброе утро! ( Ученики называют имена)

Доброе утро, (имя педагога)

Доброе утро, солнцу и птицам. (все поднимают руки, затем опускают)
Доброе утро, улыбчивым лицам! (разводят руками)

Доброе утро всем вам! (показывают руками на гостей)
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро!

3.Мотивация

-Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

Думать, стараться и побеждать

Чтоб получить оценку пять!

4.Тема урока

1). «Матрос крикнул: Земля! Земля!»

- О чем сообщил матрос? Как вы понимаете
значение слова — земля?

Земля – суша

2). Вспомните, как начинается сказка “Репка”

«Посадил Дед репку»

- Куда посадил дед семена репки?

Земля – почва

3)Работа в парах. Работа с толковым словарем.( Слайд2)

Дети находят значение слов: земля, суша, почва.

- Ребята, так как же называется тема нашего урока?

- О чём мы будем говорить, что изучать?

Почему растения, посаженные в почву, растут и размножаются, дают плоды? Какие свойства имеет почва?

( ответы детей. «Почва. Свойства почвы».) (Слайд3,4).

5.Новая тема

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

И задача сегодняшнего урока: «Исследование почвы». Сегодня на уроке в процессе исследовательской работы вы должны в группах выявить свойства почвы.

6. Исследовательская работа. Работа в группах( Слайд5)

Класс делится на группы. Учащиеся проводят опыты и делают выводы.( Результаты записывают в таблицу) (Приложение 1)

Итак, мы с вами в лаборатории. На партах у вас находятся тела и вещества.

Из предложенного набора выберите почву.

Опыт№1 ( Слайд 6)

Перед вами кусочки почвы. Через лупу рассмотрите почву. Запишите свои наблюдения в таблицу. Какие частицы вы увидели? (остатки листьев, корешки, части насекомых) Кто знает, как это называется одним словом? (Перегной) Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. 

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (Комментарий от каждой группы)
(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ.

7.Сообщение

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы

Опыт №2 ( Слайд7)

Цель: увидеть наличие солей.

Оборудование: заранее подготовленный стакан с водой, в котором находится почва, стеклышко, спиртовка.
Ход опыта.

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Ребята, а как вы думаете, что происходит с водой после дождя?

Почва пропускает воду.

Опыт №3.  (Слайд8)

Цель: увидеть наличие воды в почве
Оборудование: салфетка, почва

Ход опыта

Насыпать почву на салфетку, плотно прижать. Высыпать почву в стакан. Рассмотреть салфетку. Что увидели?
Вывод: в почве есть вода.
- Зачем в почве вода?

Опыт №4 ( Слайд9)
Цель: Увидеть наличие воздуха.

Оборудование: стакан, вода, комок почвы. 

Ход опыта.
Положи в стакан с водой комок почвы. Что можно заметить? (пузырьки воздуха)
Вывод: в почве есть воздух.
- Для чего нужен воздух в почве?

Опыт№5(Слайд10)

Цель: определить сыпучесть

Насыпьте немного сухой почвы на листок бумаги, высыпьте её обратно в стакан

Вывод: почва сыпуча

Опыт№6 (Слайд11)

Цель: Определить, что произойдет с почвой, если ее смочить водой.

Вывод: Почва становится липкой, если много влаги.

Заполненные таблицы «Свойства почвы» вывешиваются на доску. Каждая группа зачитывает то, что они записали в таблицу

8.Закрепление. Тест (Слайд12)

- Перед вами 5 вопросов. Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
1.Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва) 
2.Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: 

Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. 
3.Основное свойство почвы. (плодородие) 
4.Самая богатая перегноем почва. (чернозём) 

5.Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной) Поменяйтесь листочками, проверьте ответы (Слайд13)

9.Итог. (Слайд14)

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

10.Рефлексия

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

11.Домашнее задание.

Написать эссе «Почему нужно беречь землю»

Приложение 1.

Почва

Свойства почвы

Опыт №1


Опыт №2


Опыт №3


Опыт №4


Опыт №5


Опыт №6







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Почва. Свойства почвы.

Автор: Корхова Валентина Викторовна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по познанию мира по теме "Почва. Значение почвы" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-po-tiemie-pochva-znachieniie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "151524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420718729"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Почва. Состав почвы "
    ["seo_title"] => string(20) "pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424696216"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема: Почвы Казахстана. Типы почв, их свойства. Закономерности распространения. "
    ["seo_title"] => string(82) "tiema-pochvy-kazakhstana-tipy-pochv-ikh-svoistva-zakonomiernosti-rasprostranieniia"
    ["file_id"] => string(6) "160892"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422125730"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Тема урока:" Почва. Состав почвы.""
    ["seo_title"] => string(28) "tiemaurokapochvasostavpochvy"
    ["file_id"] => string(6) "289697"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454852368"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока во 2 классе по познанию мира на тему "Почва. Значение почвы""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokavo2klassiepopoznaniiumiranatiemupochvaznachieniiepochvy"
    ["file_id"] => string(6) "269704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450889211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства