Урок помогает выявить основные свойства почвы. Учащиеся учатся делать выводы на основе проведенных опытов. Урок позволяет развивать познавательный интерес,воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, умение работать в парах, группе; любовь к природе, родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Почва. Свойства почвы.»
Тема урока: Почва. Свойства почвы.
Цель урока: Выявить основные свойства почвы.
Задачи:
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, умение работать в парах, группе; любовь к природе, родному краю.
Оборудование: материал для опытов, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, стакан с водой в котором находится почва, таблица.
Ход урока
I. Организационный момент. 2.Психологический настрой Цель: Сплотить детей и создатьатмосферу группового доверия. (Дети вместе с учителем становятся в круг)
Учитель:
Придумано кем-то Просто и мудро, При встрече здороваться
Доброе утро! ( Ученики называют имена)
Доброе утро, (имя педагога)
Доброе утро, солнцу и птицам. (все поднимают руки, затем опускают) Доброе утро, улыбчивым лицам! (разводят руками)
Доброе утро всем вам! (показывают руками на гостей) Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро!
3.Мотивация
-Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.
Думать, стараться и побеждать
Чтоб получить оценку пять!
4.Тема урока
1). «Матрос крикнул: Земля! Земля!»
- О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова — земля?
Земля – суша
2). Вспомните, как начинается сказка “Репка”
«Посадил Дед репку»
- Куда посадил дед семена репки?
Земля – почва
3)Работа в парах. Работа с толковым словарем.( Слайд2)
Дети находят значение слов: земля, суша, почва.
- Ребята, так как же называется тема нашего урока?
- О чём мы будем говорить, что изучать?
Почему растения, посаженные в почву, растут и размножаются, дают плоды? Какие свойства имеет почва?
( ответы детей. «Почва. Свойства почвы».) (Слайд3,4).
5.Новая тема
Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
И задача сегодняшнего урока: «Исследованиепочвы». Сегодня на уроке в процессе исследовательской работы вы должны в группах выявить свойства почвы.
6. Исследовательская работа. Работа в группах( Слайд5)
Класс делится на группы. Учащиеся проводят опыты и делают выводы.( Результаты записывают в таблицу) (Приложение 1)
Итак, мы с вами в лаборатории. На партах у вас находятся тела и вещества.
Из предложенного набора выберите почву.
Опыт№1 ( Слайд 6)
Перед вами кусочки почвы. Через лупу рассмотрите почву. Запишите свои наблюдения в таблицу. Какие частицы вы увидели? (остатки листьев, корешки, части насекомых) Кто знает, как это называется одним словом? (Перегной) Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.
- Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (Комментарий от каждой группы) (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ.
7.Сообщение
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы
Опыт №2 ( Слайд7)
Цель: увидеть наличие солей.
Оборудование: заранее подготовленный стакан с водой, в котором находится почва, стеклышко, спиртовка. Ход опыта.
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли. Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Ребята, а как вы думаете, что происходит с водой после дождя?
Почва пропускает воду.
Опыт №3. (Слайд8)
Цель: увидеть наличие воды в почве Оборудование:салфетка, почва
Ход опыта
Насыпать почву на салфетку, плотно прижать. Высыпать почву в стакан. Рассмотреть салфетку. Что увидели? Вывод: в почве есть вода. - Зачем в почве вода?
Опыт №4 ( Слайд9) Цель: Увидеть наличие воздуха.
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта. Положи в стакан с водой комок почвы. Что можно заметить? (пузырьки воздуха) Вывод: в почве есть воздух. - Для чего нужен воздух в почве?
Опыт№5(Слайд10)
Цель: определить сыпучесть
Насыпьте немного сухой почвы на листок бумаги, высыпьте её обратно в стакан
Вывод: почва сыпуча
Опыт№6 (Слайд11)
Цель: Определить, что произойдет с почвой, если ее смочить водой.
Вывод: Почва становится липкой, если много влаги.
Заполненные таблицы «Свойства почвы» вывешиваются на доску. Каждая группа зачитывает то, что они записали в таблицу
8.Закрепление. Тест (Слайд12)
- Перед вами 5 вопросов. Вы читаете их и на листочках записываете ответ. 1.Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва) 2.Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:
5.Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной) Поменяйтесь листочками, проверьте ответы (Слайд13)
9.Итог. (Слайд14)
Сказала лопата: Земля - чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
10.Рефлексия
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.