2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Мотивирующий приём «яркое пятно». | Игра «Доскажи словечко» (учитель говорит предложение, кидая при этом мяч, тот, кто поймал и отвечает) - солнце – это огромный пылающий ……………….. (шар) - солнце – это ближайшая к Земле ………………… (звезда) - солнце создаёт нам ………………………………… (день) - нам солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится ……. (далеко от Земли) - звёзды – это огромные пылающие ……… (шары) - звёзды отличаются друг от друга по…… (цвету, размеру) - звёзд на небе очень много и люди объединили их в …………… (созвездия). На доске записаны слова: солнце, звезды, созвездия, облака, самолеты, вертолеты. - Как вы думаете, чего не хватает? - Догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Что вы знаете о Луне? - Как вы считаете, это достаточные сведения? Видеофрагмент-загадка https://www.youtube.com/watch?v=MP7p6b0qae0 | Досказывают слова . Читают, предполагают. луна Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, анализируют, обобщают свои ответы и ответы своих одноклассников. |
3. Постановка учебной задачи. 1.Работа по учебнику. 2. Определение эксперта. 3. Постановка проблемы. | - Почему возникли затруднения? - Чего мы ещё не знаем? - Прочитайте в учебнике на стр.34 тему урока. - Сегодня на уроке экспертом выступит….(ФИ учащегося). - Какова роль эксперта? На доске записаны два противоречия (учитель читает их). Луна бывает разной и не светится. Луна бывает одинаковой и светится. - Сравните два утверждения. Выскажите свои догадки, мысли, гипотезы, предположения. - В чем вы видите противоречия? - Согласны ли вы с этими утверждениями? - Что вас удивляет? - Какие вопросы возникают? - Что хотите узнать по теме урока? 1.Узнаем, что такое Луна. 2.Узнаем, какую форму имеет Луна. 3.Узнаем, почему Луна выглядит по-разному. 4.Узнаем, как люди изучают Луну. - Как можно проверить ваши догадки, мысли, гипотезы, предположения. | Высказывают предположения, мысли. Читают. Высказывают требования. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют ответы товарищей. Делают вывод Определяют учебные задачи урока. Какое утверждение верно. Учебник, рисунки, схемы, видеофрагменты и т.д. |
5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 1. Работа по учебнику. 2. Работа со словарем. 3. Работа по учебнику. 4. Практическая работа. Моделирование. 5. Образец. 6. Работа по учебнику. 7. Дополнительные сведения. 8. Вывод эксперта по утверждениям. 9. Образец. | - Найдите в учебнике на стр.34 и зачитайте, что такое Луна? - Как понимаете, что такое спутник? Толковый словарь Ожегова: Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. Толковый словарь Даля: Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. Космический аппарат. - Как вы думаете Луна, это естественный или искусственный спутник Земли? (слайд 1 и 2) - На рисунке в учебнике на стр.34 посмотрите на модель небесных тел. - Найдите луну. - Что вы видите? - Как происходит вращение Луны вокруг Солнца? - Как вращаются Луна, Земля и Солнце? Сейчас мы попробуем смоделировать, как вращаются эти небесные тела. (На трех учащихся надеваются изображения Солнца, Земли и Луны). Показ видео «Движение Луны». - По своим наблюдениям расскажите, как изменяется внешний вид луны. Сделайте вывод об изменении луны. - Когда луна бывает разной? - Что узнали о Луне? Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывёт. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землёй. За ними Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун, и кроха Плутон… Человек запускает их в космос для определённых целей, например, для наблюдения за погодой, для научных исследований и других. - Как выдумаете, какого цвета Луна? - Как вы думаете, Луну изучают и как? Не редко люди, смотря на луну, видят на ней глаза и рот. Что же это – иллюзия? Это можно рассмотреть при помощи специального оборудования - телескопа. Показ телескопа. Слайд 3. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна – это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На поверхности Луны днем стоит жара до + 130, а ночью холод до – 170. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды… Луна вращается вокруг Земли и обходит Землю один раз в месяц. Земля больше Луны в 6 раз. Слайд 4 и 5. Слайд 6 – первые космонавты. Почему у месяца нет платья. Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко. - Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало. - Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел. Так и остался месяц без платья. Вначале урока поставили проблему. Луна бывает разной и не светится. Луна бывает одинаковой и светится. Показ видеофрагмента https://www.youtube.com/watch?v=KaJYhJzglGM | Находят, читают предложение. Находят понятие в словаре. Высказываются. Узнают, что спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными Таким спутником для нашей Земли является Луна, а спутники, созданные человеком называются искусственными. Смотрят на модель небесных тел. Рассматривают картинку. Подводят мини-итог. Узнают новое о планетах Узнают, что человек запускает их в космос для определённых целей, например: Определяют, почему Луна Луна вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси. Черного, желтого цвета. Читают сведения на стр. 86. Эксперт делает вывод, учащиеся помогают. Смотрят, узнают фазы Луны, подтверждают одно из утверждений. |