kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«По страницам летописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта изучения темы «По страницам летописи»

 

Тема раздела

Путешествие по Реке времени ( (26 часов)

Тема урока

По страницам летописи (1 час)

Основное содержание темы

Термины и понятия

Знакомство жизнью древних славян. Показывать на исторической карте места обитания разных племен;  объяснять  значение названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям  в учебнике  и в местном музее, сравнивать их и находить общее и различное.

Славяне, славянские племена.

Учебные цели

 

Сформировать представление о жизни древних славян.

Ввести новые исторические понятия

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (при работе с картой расселения славянских племён, ПРИ РАБОТЕ С ТЕСТОМ).

Образовательные:

- развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на изучение истории своей родины;

- формировать умение использовать исторические понятия, находить языковые средства выразительности для составления устных ответов;

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.

умение работать в паре.

 

Планируемый результат

Формировать УУД:

Личностные:

- развивать  умение выказывать своё отношение к историческим данным;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- проявлять желание знакомиться с  историческим прошлым своего народа;
- проявлять желание проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные умения:

общеучебные – использовать иллюстрации, карты, тексты для решения учебной задачи;

— раскрыть понятия «славяне», «славянские племена», и использовать их в активном словаре;

—обосновывать своё мнение;

логические – осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

уметь ставить и решать проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

-  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы,

составлять тексты – описания исторических событий, используя простой план;

— понимать степень своей успешности при изучении темы;

 - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные умения:

- определять цель учебной деятельности и выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- определять план выполнения заданий на уроках и выполнять учебное задание, используя алгоритм;

-  определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные умения:

 - развивать умение слушать и понимать речь других;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;

— договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

— формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога;

- выразительно рассказывать составленный текст перед аудиторией;

-  оформлять свои мысли в устной  форме;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:  

- Работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

-  Рассказывать об исторических событиях, используя простой план;

- Проводить исследование иллюстрации, оформлять результаты исследования в таблице;

-  Составлять рассказ на заданную тему, высказывать своё мнение.

Межпредметные связи

ИЗО -  Тема «Декоративно-прикладное искусство русского народа».

Литературное чтение - Тема «Древние рукописи», «Архаизмы».

Музыка – Тема «Русские напевы»

Ресурсы:

 

 

 

Основные:

Информационный материал:  учебник, ч. 2 с. 12-15 , Раб. тетр.: с.8-9

Дополнительные:

 Демонстрационный материал: «Река времени», историческая карта  Европейской части России с обозначениями мест обитания древних славянских племен.

Аудиозаписи:  «Русские напевы»

Детские книги: «Былины».

Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями, тест, презентация о древних славянах, статья “Письменный источник древне-византийских путешественников”.

 

Организация пространства

Работа, в парах, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  1. Проговаривают девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет понимание и нужность работы.

- Подровнялись.

  Тихо сели.

  На соседа посмотрели.

  Дружелюбно улыбнулись.

  И ко мне все повернулись.

- Я знаю, что вы ребята творческие, а творить всегда интересно. Даже если что-то сразу не получается, надо помнить: «С малой удачи начинается большой успех». Я вам желаю сегодня быть успешными!

 

1.Самоконтроль готовности.

 

2. Реакция на учителя, внимание.

 

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

 

II. Актуализация знаний 4-5мин.

Цели:

-Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

-выявление затруднения в индивидуальной деятельности  каждого учащегося

 

 

Участвуют в диалоге с учителем.

 

 

 

Участвуют в диалоге с учителем, формулируют вывод о значении истории

 Организует  подводящий к теме диалог.

 

 

 

 

Организует  прослушивание аудиозаписи.

 

  1. - А начнём наш разговор с повторения:  (Слайд 2)

 

– Что изучает наука история? (жизнь наших предков)

- Кого мы называем предками? Какие учёные помогают нам изучать историю нашего народа? (историки, археологи)

- В чём заключается их работа?

- Кто из древних людей помог современным учёным узнать о событиях далёкого прошлого? (Святой Нестор – монах Киевско-Печерского монастыря «Повесть временных лет»)

- А для чего люди изучают историю? (кто не знает прошлое, тот не ценит и настоящее)

Вывод:

- Исторические события  и жизнь наших предков нас многому учат. Человечество старается не повторять тех ошибок, которые были в прошлом: войны, угнетение людей и народов; и стараются сохранить всё ценное, что было создано в прошлом.

(Слайд 3)

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие, 
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была. 
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд, 
А преданья старины
Забывать мы не должны.

 

Свободное владение изученным ранее материалом. Умение работать самостоятельно, вести диалог  с использованием ранее изученного материала.

 

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь самостоятельно формулировать вывод из сказанного на уроке. (Регулятивные УУД).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««По страницам летописи» »

Конспект урока (техн. карта)

Учитель: Макарчик Елена Ивановна

Предмет: Окружающий мир, УМК «Перспектива»

Класс: 4 - В

МБОУ НОШ №29, г. Тула

Тип урока: открытие новых знаний

Технологическая карта изучения темы «По страницам летописи»



Тема раздела

Путешествие по Реке времени ( (26 часов)

Тема урока

По страницам летописи (1 час)

Основное содержание темы

Термины и понятия

Знакомство жизнью древних славян. Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значение названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее, сравнивать их и находить общее и различное.

Славяне, славянские племена.

Учебные цели


Сформировать представление о жизни древних славян.

Ввести новые исторические понятия

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (при работе с картой расселения славянских племён, ПРИ РАБОТЕ С ТЕСТОМ).

Образовательные:

- развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на изучение истории своей родины;

- формировать умение использовать исторические понятия, находить языковые средства выразительности для составления устных ответов;

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа.

умение работать в паре.


Планируемый результат

Формировать УУД:

Личностные:

- развивать умение выказывать своё отношение к историческим данным;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- проявлять желание знакомиться с историческим прошлым своего народа;
- проявлять желание проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные умения:

общеучебные – использовать иллюстрации, карты, тексты для решения учебной задачи;

— раскрыть понятия «славяне», «славянские племена», и использовать их в активном словаре;

—обосновывать своё мнение;

логические – осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

уметь ставить и решать проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

-  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы,

составлять тексты – описания исторических событий, используя простой план;

— понимать степень своей успешности при изучении темы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные умения:

- определять цель учебной деятельности и выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- определять план выполнения заданий на уроках и выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные умения:

- развивать умение слушать и понимать речь других;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;

— договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

— формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога;

- выразительно рассказывать составленный текст перед аудиторией;

-  оформлять свои мысли в устной форме;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

- Работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

- Рассказывать об исторических событиях, используя простой план;

- Проводить исследование иллюстрации, оформлять результаты исследования в таблице;

- Составлять рассказ на заданную тему, высказывать своё мнение.

Межпредметные связи

ИЗО - Тема «Декоративно-прикладное искусство русского народа».

Литературное чтение - Тема «Древние рукописи», «Архаизмы».

Музыка – Тема «Русские напевы»

Ресурсы:






Основные:

Информационный материал: учебник, ч. 2 с. 12-15 , Раб. тетр.: с.8-9

Дополнительные:

Демонстрационный материал: «Река времени», историческая карта Европейской части России с обозначениями мест обитания древних славянских племен.

Аудиозаписи: «Русские напевы»

Детские книги: «Былины».

Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями, тест, презентация о древних славянах, статья “Письменный источник древне-византийских путешественников”.


Организация пространства

Работа, в парах, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  1. Проговаривают девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет понимание и нужность работы.

- Подровнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

- Я знаю, что вы ребята творческие, а творить всегда интересно. Даже если что-то сразу не получается, надо помнить: «С малой удачи начинается большой успех». Я вам желаю сегодня быть успешными!


1.Самоконтроль готовности.


2. Реакция на учителя, внимание.


3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


II. Актуализация знаний 4-5мин.

Цели:

-Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

-выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося




Участвуют в диалоге с учителем.







Участвуют в диалоге с учителем, формулируют вывод о значении истории

Организует подводящий к теме диалог.









Организует прослушивание аудиозаписи.


  1. - А начнём наш разговор с повторения: (Слайд 2)


– Что изучает наука история? (жизнь наших предков)

- Кого мы называем предками? Какие учёные помогают нам изучать историю нашего народа? (историки, археологи)

- В чём заключается их работа?

- Кто из древних людей помог современным учёным узнать о событиях далёкого прошлого? (Святой Нестор – монах Киевско-Печерского монастыря «Повесть временных лет»)

- А для чего люди изучают историю? (кто не знает прошлое, тот не ценит и настоящее)

Вывод:

- Исторические события и жизнь наших предков нас многому учат. Человечество старается не повторять тех ошибок, которые были в прошлом: войны, угнетение людей и народов; и стараются сохранить всё ценное, что было создано в прошлом.

(Слайд 3)

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие, 
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была. 
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд, 
А преданья старины
Забывать мы не должны.


Свободное владение изученным ранее материалом. Умение работать самостоятельно, вести диалог с использованием ранее изученного материала.


Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь самостоятельно формулировать вывод из сказанного на уроке. (Регулятивные УУД).



III. Выявление места и причины затруднения, 2-3 мин.

Цели:

- постановка учебной задачи;

-зафиксировать, где возникло затруднение; причину затруднения;

- формулирование проблемы;

-планирование деятельности.







Участвуют в подводящем к теме диалоге.














Организует подводящий к теме диалог.




















- Знаете ли вы: своих предков?(бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, пра-пра-….)

– Кто знает, как называли наших предков в древности? (Славяне)

-Как они выглядели, чем занимались, как жили и где…?

Это и будет проблема, которую мы будем решать на уроке.


Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи.




Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство), 5 -7 мин.



Цели:

- Подвести детей при помощи диалога к формулированию темы урока, планированию деятельности на уроке.


Дети высказывают свои мнения







С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока и намечают план работы на уроке.




















Организует формулирование темы, цели урока;

Организует составление плана работы на урок



Мотивирует на дальнейшую деятельность.

  1. - Откройте в учебнике стр. 4-5. На ленте времени мы с вами переместимся в самое начало, до 1 века, в мир наших древних предков.

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Как они назывались, как жили, чем занимались, как выглядели…)

- А откуда учёные узнали об и жизни? (из летописи, по находкам). Дети высказывают свои мнения


-Итак, какова тема урока? О наших древних людях, живших на нашей земле

- Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться? (Дети высказывают свои мнения)

- Значит, нашей целью на уроке будет …что? (Узнать о жизни древних людей). (Слайд 4)


- Как мы построим наш урок? Составим план действий:

  • Прочитаем статьи из летописи о древнем человеке.

  • Познакомимся с нашими предками через презентацию.

  • Выполним самостоятельную работу в виде теста.

Составим рассказ о жизни древних людей. (Слайд 5)



1-2 мин - Физкультминутка

Умение дать определение понятию «иллюстрация», сравнить с определением в учебнике.

Умение сформулировать тему урока.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, сравнение. (Познавательные УУД).



Уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).





Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Проявлять желание знакомиться с художниками-иллюстраторами и их творчеством (Личностные УУД)

V. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

Цели:



- обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке;

- построение способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

- уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения.


Работа по учебнику.


Работа со статьёй на индивидуальных карточках.

Дети задают друг другу вопросы по статье.






Показ презентации учеником.

Участвуют в диалоге.

















Объясняют значения слов.

Организует диалог по статье.









Обращается внимание на сюжеты иллюстраций, орнамент, оформление обложек книг, на заставки и виньетки. Организует формулирование жанра, сюжета.









Организует составление плана работы над текстом.











Организует словарную работу.

  1. - Так кто же они такие, славяне?

– Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”.

(Слайд 6)

  1. - Давайте познакомимся на стр. 13 учебника с некоторыми сведениями о славянских племенах. Рассмотрите карту. Территория от Чёрного до Балтийского моря Восточно – Европейская равнина. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

  2. Как назывались славянские племена? Почему они так назывались?

  3. Прочитайте текст на стр. 12.

- Что для себя открыли из этой статьи?

- Что вас особенно заинтересовало или было непонятным.

Вы узнали что-то новое о славянах?

- Какие ваши предположения по содержанию текста подтвердились во время чтения?

Проводится словарная работа, выясняется смысл непонятных слов. (Слайд 7)

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень

Вятичи – основатель рода Вятко

поляне – жители полей

древляне – жили среди “дерев”

дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото

– Значит, они жили у … (болот)


  1. Подумайте, а от какого племени произошли коренные жители Тулы? (вятичи)

– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

– А какие они были по характеру?

– Если они были радушными, гостеприимными, а могли ли они постоять за себя и близких?

Утро, пробуждается природа (Слайд 8)

Первые рассветные лучи
На ворота древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, – 
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные как ивы,
Дети, словно крепкие дубы”.


6. Поселения славян. (Слайд 9-10)

– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? (Слайд 11)

– Что такое племя?

– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.


7.Занятия славян.

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

– Ловили рыбу.

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев.

– Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.)

– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. (Слайд 12-15)

- Стр. 13 – занимались изготовлением посуды, орудий труда, украшений, одежды и обуви, строительством

8. Жилища славян

– А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки. (Слайд 16)

– Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

– Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. (Слайд 17)

– Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. (Слайд 17)

– Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани) (Слайд 18) Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

– Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

– Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.


9.  Боги.

– Не безоблачной была жизнь древних славян.   Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи.  Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день.   Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам.

– Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.

– Славян называют язычниками. Что такое язычество? (Слайд 19)

– Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло)

– Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли.

– По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле.( Слайд 20)

Великий Сварог – богу неба и богиня Земли Макошь и их сыновья –Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия

Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии.  Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами.  Рука его управляла громом и молнией.  Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке.  Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

– Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия.  Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были:

Бог скота – Велес
Бог весны – Ярило
Бог лета – Купала
Богиня красоты – Лада

- Поклонение идолам, деревьям (Слайд 21-22)


10. Праздники древних славян. (Слайд 23)

– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

– Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. (Слайд 24-25). Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

– А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.

11. Послушайте игру на народных инструментах (запись), (Слайд 26)


12. Отношения между племенами (стр.14)


Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д.

Соотносить сюжет картины

с содержанием поэтического

текста и обосновывать своё мнение.

Выполнять учебное задание, используя алгоритм.



Развивать умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные умения УУД).


Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе (Коммуникативные умения УУД) .


Договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога (Коммуникативные умения УУД).

Формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога (Коммуникативные умения УУД).

 Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные умения УУД).

Выполнять учебное действие в соответствии с целью (Регулятивные умения УУД).

Выполнять учебное задание, используя алгоритм (Регулятивные умения УУД).

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом (Регулятивные умения УУД).

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом (Регулятивные умения УУД).

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией (Регулятивные умения УУД).

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные умения

УУД).

 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях (Познавательные умения УУД).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные умения УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,   фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, коррекция. Самоконтроль, самопроверка.


Дети строят предложения по опорным словам.

Рассказывают о славянах, используя простой план.


Организует работу по развитию речи - составлению предложений по опорным словам.

Составление предложений по опорным словам. (Слайд 27)


Славяне

Восточно – Европейская равнина

Славянские племена

Поселения славян

Занятия славян

Жилища славян

Боги

Язычество

Праздники древних славян

Народные инструменты

Отношения между племенами

Выполнять учебное задание, используя алгоритм.


Развивать умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные умения УУД)

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе (Коммуникативные умения УУД)

 Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные умения УУД).

Выполнять учебное задание, используя алгоритм (Регулятивные УУД) .

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом (Регулятивные умения УУД).

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом (Регулятивные умения УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Цель:

- Фиксирование нового знания в устной речи;

-формировать умение использовать информацию;

-формирование умения составлять текст-описание.











Дети выполняют работу (тест)








Оказывает при необходимости индивидуальную помощь.










Самостоятельная работа (тест)



– Вот так жили и трудились древние славяне. Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы этого небольшого теста. (Приложение 2) (слайд 28-29)

– А теперь внизу листика выпишите все буквы с правильными ответами. Какое слово получилось? (славяне)












Уметь работать самостоятельно.

Выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке.

Уметь давать самооценку своей работе.




Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Выполнять учебное задание, используя алгоритм (Регулятивные УУД)

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом (Регулятивные умения УУД)

Корректировать выполнение задания в соответствии с полученными знаниями (Регулятивные умения УУД)

VIII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Цель: выбор задания, в котором тренируется использование изученного материала.

Высказывают свои мнения о взаимоотношении братских народов



Выполняют взаимооценку.

Стимулирует детей, организует их выступление.

Организует участие в диалоге по обмену мнениями.

Проблемная ситуация:

- Подумайте, современные русские, украинцы и белорусы являются потомками славян. Их так и называют: «Братские народы».

- Какой бы вы совет дали этим народам в настоящей и будущей жизни? Чему их должна научить история?

Обмен мнениями.


Выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Выполнять взаимооценку учебного задания.

Использовать

речевые

средства для представления

результата деятельности.



 Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные умения УУД)


Использовать речевые средства для представления результата деятельности (Коммуникативные умения УУД)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)



Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.


Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Домашнее задание: изучить материал в учебнике - (ч. 2) с. 12-15 , выполнить задания в раб. тетради: с.8-9 (Слайд 30)



-Какую задачу ставили на уроке? (Слайд 31)

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?

Заполните лестницу своего успеха на уроке на карточке




Домашнее задание: изучить материал в учебнике - (ч. 2) с. 12-15 , выполнить задания в раб. тетради: с.8-9 (Слайд 30)




Уметь делать выводы и умозаключения.

-Уметь анализировать свою работу

-уметь оценивать свою деятельность на уроке
















Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«По страницам летописи»

Автор: Макарчик Елена Ивановна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Страницы героической летописи Приморско-Ахтарского района»"
    ["seo_title"] => string(65) "stranitsy_ghieroichieskoi_lietopisi_primorsko_akhtarskogho_raiona"
    ["file_id"] => string(6) "355045"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478187909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Музыкальная копилка урока музыки "
    ["seo_title"] => string(33) "muzykal-naia-kopilka-uroka-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "141344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108043"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 550-летию Казахского ханства "По страницам нашей истории" "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-posviashchiennogho-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva-po-stranitsam-nashiei-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "203326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429458638"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Внеклассное мероприятие, посвященное 550-летию образования Казахского ханства Тема: «По страницам нашей Родины»"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_posviashchiennoie_550_lietiiu_obrazovaniia_kazakhsk"
    ["file_id"] => string(6) "387999"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486299377"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории отечества". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "236599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444123565"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства