Планируемый результат | Формировать УУД: Личностные: - развивать умение выказывать своё отношение к историческим данным; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - проявлять желание знакомиться с историческим прошлым своего народа; - проявлять желание проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Познавательные умения: общеучебные – использовать иллюстрации, карты, тексты для решения учебной задачи; — раскрыть понятия «славяне», «славянские племена», и использовать их в активном словаре; —обосновывать своё мнение; логические – осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; уметь ставить и решать проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, составлять тексты – описания исторических событий, используя простой план; — понимать степень своей успешности при изучении темы; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные умения: - определять цель учебной деятельности и выполнять учебное действие в соответствии с целью; - определять план выполнения заданий на уроках и выполнять учебное задание, используя алгоритм; - определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом; - корректировать выполнение задания в соответствии с планом; - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные умения: - развивать умение слушать и понимать речь других; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; — договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; — формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; - выразительно рассказывать составленный текст перед аудиторией; - оформлять свои мысли в устной форме; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: - Работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию); - Рассказывать об исторических событиях, используя простой план; - Проводить исследование иллюстрации, оформлять результаты исследования в таблице; - Составлять рассказ на заданную тему, высказывать своё мнение. |
II. Актуализация знаний 4-5мин. Цели: -Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; -выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося
| Участвуют в диалоге с учителем.
Участвуют в диалоге с учителем, формулируют вывод о значении истории | Организует подводящий к теме диалог.
Организует прослушивание аудиозаписи. | - А начнём наш разговор с повторения: (Слайд 2) – Что изучает наука история? (жизнь наших предков) - Кого мы называем предками? Какие учёные помогают нам изучать историю нашего народа? (историки, археологи) - В чём заключается их работа? - Кто из древних людей помог современным учёным узнать о событиях далёкого прошлого? (Святой Нестор – монах Киевско-Печерского монастыря «Повесть временных лет») - А для чего люди изучают историю? (кто не знает прошлое, тот не ценит и настоящее) Вывод: - Исторические события и жизнь наших предков нас многому учат. Человечество старается не повторять тех ошибок, которые были в прошлом: войны, угнетение людей и народов; и стараются сохранить всё ценное, что было создано в прошлом. (Слайд 3) Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Времена теперь другие, Как и мысли и дела – Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд, А преданья старины Забывать мы не должны. | Свободное владение изученным ранее материалом. Умение работать самостоятельно, вести диалог с использованием ранее изученного материала. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь самостоятельно формулировать вывод из сказанного на уроке. (Регулятивные УУД).
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство), 5 -7 мин.
Цели: - Подвести детей при помощи диалога к формулированию темы урока, планированию деятельности на уроке. | Дети высказывают свои мнения
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока и намечают план работы на уроке.
|
Организует формулирование темы, цели урока; Организует составление плана работы на урок
Мотивирует на дальнейшую деятельность. | - Откройте в учебнике стр. 4-5. На ленте времени мы с вами переместимся в самое начало, до 1 века, в мир наших древних предков. - Что бы вы хотели узнать на уроке? (Как они назывались, как жили, чем занимались, как выглядели…) - А откуда учёные узнали об и жизни? (из летописи, по находкам). Дети высказывают свои мнения -Итак, какова тема урока? О наших древних людях, живших на нашей земле - Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться? (Дети высказывают свои мнения) - Значит, нашей целью на уроке будет …что? (Узнать о жизни древних людей). (Слайд 4) - Как мы построим наш урок? Составим план действий: Прочитаем статьи из летописи о древнем человеке. Познакомимся с нашими предками через презентацию. Выполним самостоятельную работу в виде теста. Составим рассказ о жизни древних людей. (Слайд 5) 1-2 мин - Физкультминутка | Умение дать определение понятию «иллюстрация», сравнить с определением в учебнике. Умение сформулировать тему урока. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, сравнение. (Познавательные УУД).
Уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Проявлять желание знакомиться с художниками-иллюстраторами и их творчеством (Личностные УУД) |
V. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут Цели:
- обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке; - построение способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; - уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения. | Работа по учебнику. Работа со статьёй на индивидуальных карточках. Дети задают друг другу вопросы по статье. Показ презентации учеником. Участвуют в диалоге.
Объясняют значения слов. | Организует диалог по статье.
Обращается внимание на сюжеты иллюстраций, орнамент, оформление обложек книг, на заставки и виньетки. Организует формулирование жанра, сюжета.
Организует составление плана работы над текстом.
Организует словарную работу. | - Так кто же они такие, славяне? – Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”. (Слайд 6) - Давайте познакомимся на стр. 13 учебника с некоторыми сведениями о славянских племенах. Рассмотрите карту. Территория от Чёрного до Балтийского моря Восточно – Европейская равнина. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. Как назывались славянские племена? Почему они так назывались? Прочитайте текст на стр. 12. - Что для себя открыли из этой статьи? - Что вас особенно заинтересовало или было непонятным. Вы узнали что-то новое о славянах? - Какие ваши предположения по содержанию текста подтвердились во время чтения? Проводится словарная работа, выясняется смысл непонятных слов. (Слайд 7) Ильменские славяне – жители у озера Ильмень Вятичи – основатель рода Вятко поляне – жители полей древляне – жили среди “дерев” дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото – Значит, они жили у … (болот) Подумайте, а от какого племени произошли коренные жители Тулы? (вятичи) – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, а могли ли они постоять за себя и близких? Утро, пробуждается природа (Слайд 8) Первые рассветные лучи На ворота древнего посёлка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, Высокий и красивый, – Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные как ивы, Дети, словно крепкие дубы”. 6. Поселения славян. (Слайд 9-10) – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? (Слайд 11) – Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. 7.Занятия славян. – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев. – Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. (Слайд 12-15) - Стр. 13 – занимались изготовлением посуды, орудий труда, украшений, одежды и обуви, строительством 8. Жилища славян – А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки. (Слайд 16) – Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот. – Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. (Слайд 17) – Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. (Слайд 17) – Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани) (Слайд 18) Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом. – Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами. – Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками. 9. Боги. – Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. – Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги. – Славян называют язычниками. Что такое язычество? (Слайд 19) – Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло) – Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. – По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле.( Слайд 20) Великий Сварог – богу неба и богиня Земли Макошь и их сыновья –Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром. – Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: Бог скота – Велес Бог весны – Ярило Бог лета – Купала Богиня красоты – Лада - Поклонение идолам, деревьям (Слайд 21-22) 10. Праздники древних славян. (Слайд 23) – Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. – Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. (Слайд 24-25). Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. – А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество. 11. Послушайте игру на народных инструментах (запись), (Слайд 26) 12. Отношения между племенами (стр.14) | Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д. Соотносить сюжет картины с содержанием поэтического текста и обосновывать своё мнение. Выполнять учебное задание, используя алгоритм. | Развивать умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные умения УУД). Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе (Коммуникативные умения УУД) . Договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога (Коммуникативные умения УУД). Формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога (Коммуникативные умения УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные умения УУД). Выполнять учебное действие в соответствии с целью (Регулятивные умения УУД). Выполнять учебное задание, используя алгоритм (Регулятивные умения УУД). Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом (Регулятивные умения УУД). Корректировать выполнение задания в соответствии с планом (Регулятивные умения УУД). Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией (Регулятивные умения УУД). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные умения УУД). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях (Познавательные умения УУД). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные умения УУД). |