1.Создание коллаборативной среды. Цель: создание позитивного эмоционального настроя
2.Актуализация полученных знаний Цель: закрепление полученных знаний, развитие мышления | 3 мин | Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила настоящая весна. – Сегодня светит солнце. – Может быть, потому что скоро каникулы? Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Отвечают на вопросы учителя Улыбаются друг другу, желают друг другу хорошего настроения | ---------- | Активность учащихся, их настроение, желание общаться друг с другом |
|
7мин | Д/и "Путаница" - Дети, случилась беда, Незнайка перепутал все признаки различных классов животных. Нам нужно восстановить порядок и найти признаки каждого класса : млекопитающих, насекомых, земноводных, пресмыкающихся.Проведём соревнование между рядами. Каждый ряд тянет жребий на котором написано название класса животных, затем по очереди представители каждого ряда подходят к доске, выбирают карточки с признаками каждого класса. ( напр -ер, млекопитающие - покрыты шерстью, кормят детёнышей молоком, имеют хвост, 4 конечности и т.д.) - А теперь проверим, как ряды справились со своим заданием. -Назовите животных, которые относятся к каждому классу. |
Читают надписи на карточках, анализируют, выбирают то , что подходит для каждого класса животных
Проверяют работу каждого ряда, оценивают правильность Приводят примеры названия животных каждого класса |
Учащиеся группы А находят среди картинок и раскрашивают изображение рептилий и земноводных | Знания учащихся по изученным темам Умение находить нужную информацию
Умение оценить работу учащихся | Карточки с названиями и признаками различных классов животных картинки раскраски с изображением различных животных |
3.Погружение в тему Определение темы урока и критериев успеха 4.Стадия осмысления А) Мозговой штурм Цель: выявление общих черт у рыб; развитие критического мышления Б)Работа по картинке Цель: закрепление знаний
В)Работа в группах Цель:закрепление знаний; учиться работать в группах
Г)Работа по учебнику Беседа по тексту учебника Цель:учиться критически осмысливать текст ;находить в нём ответы на поставленные вопросы Д)Работа по иллюстрации Цель: познакомиться с видами речных рыб; запомнить их внешний вид и особенности Е)Работа с загадками Цель: развитие мышления ; расширение знаний о рыбах Ж)Закрепление Цель: закрепление полученных знаний; Д/и "Незакон-ченное предложение" Цель: развитие внимания и мышления Д/и " Кто лишний" Цель: развитие мышления, умения анализировать, сравнивать | 3 мин 7мин 3 мин 6 мин 8мин | Работа с загадкой В воде они живут. Нет клюва, а клюют. - О каких же животных будем говорить на уроке? - Давайте сформулируем критерии успеха сегодняшнего урока. - Кто может объяснить , кто такие рыбы. -Давайте попробуем по картинкам и вашему опыту определить особенности этого класса. -Какие водоёмы знаете? - Чем реки и озёра отличаются друг от друга? - В зависимости от места обитания рыбы делятся на речных и морских.
Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. - Посмотрите на увеличенное изображение чешуи. Посчитайте, сколько лет этой рыбе. - Тело большинства рыб покрыто чешуёй, но есть такие рыбы, у которых нет чешуи. Одна из них сом. Его тело защищает толстая шкура. Тело акулы покрыто шкурой, похожей на наждачную бумагу. Давайте на картинке найдём и подпишем части тела рыбы.(Хвост, плавники, чешую, жаберную крышку) -А теперь в группах проделайте то же самое самостоятельно. (У каждой группы лист с изображением рыбы, дети подписывают части тела) Давайте проверим, все ли признаки мы назвали. Прочитаем текст в учебнике на с.62 - 63 -Что ещё узнали о рыбах? -Что такое икра? - Где рыбы мечут икру? - Как называются молодые рыбки? -Рассмотрите рисунок в учебнике. - Каких рыб вы видите на нём? - Я вам загадаю загадки о рыбах, а вы догадайтесь , о каких рыбах идёт речь?
Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. (щука)
Щуку прозвали речным волком. Она нападает и на мелкую рыбу и на крупную. Щука очень прожорлива. Ещё одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы. Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. Кто это? (сом) В XIX веке в России был выловлен обыкновенный сом длиной 4м и весом 336 кг! В наши дни любая пресноводная рыба, длина которой превышает 2м, а вес 90 кг, уже считается крупной. Драчун и забияка в речной воде живёт И маленьким рыбёшкам проходу не даёт. Костлявый и колючий, не любит он шутить. Его ведь даже щука не может проглотить. Он весь в иголках словно ёж, А зовётся рыбка? (Ёрш) - Ёрш действительно напоминает ежа – такой же колючий. Колючие плавники – защита ерша. У родителей и деток вся одежда из монеток. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. (карась) - Подводный мир морей очень богат и разнообразен. Там можно встретить рыб самой разной окраски и разного размера. -Догадайтесь, о какой рыбе идёт речь? Вот так рыба – просто чудо! Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живет на самом дне. Очень странные дела. Это рыба… (Камбала) Камбала – морская рыба. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком , взрыхляя его плавниками Зубы в пасти в три ряда. Это целая беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он - морской бандит. (Акула) - Акула – одна из самых опасных рыб. В её пасти несколько рядов острых зубов. Крупные акулы могут нападать на человека. Китовая акула самая – большая рыба на земле: длина её до 20 метров, но при своих размерах безопасна для человека, питающаяся планктоном. Самый крупный экземпляр, имел 12 м в длину, 7 м в обхвате самой толстой части тела и вес 19 т. -Из всех морских рыб самое короткое тело у карликового бычка. По результатам обмеров, средняя длина тела самцов составила 8, мм, а самок – 9 мм. Как оказалось, самой быстрой рыбой считается рыба-парусник, которая плавает со скоростью более 100 км/ч! | Анализируют текст загадки, делают вывод Отгадывают загадку Формулируют цель и критерии успеха урока Анализируют картинки с изображением рыб, находят общие черты Слушают информацию о рыбах Называют части тела рыбы и их значение Находят на картинке части тела рыбы и подписывают их Проверяют и оценивают правильность работы каждой группы Рассматривают изображение рыб в учебнике, определяют их особенности, читают название Анализируют текст загадок, находят признаки какой-то рыбы, делают вывод Рассматривают изображение морских рыб, запоминают их название и особенности | -------------- ______ --------- ------------ Учащиеся группы С Рассказывают информацию о разных рыбах | Умение понять и сформу-лировать цель и критерии успеха Умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы Умение применить полученные знания на практике Умение работать в группе, взаимодействовать с другими детьми Умение анализировать текст, находить в нём нужную информацию Умение анализировать , сравнивать, делать выводы Умение учащихся группы С сообщать информацию одноклассникам, умение детей слушать друг друга Умение воспринимать информацию Интерес к изучаемой теме | Текст загадок Картинки с изображением разных рыб Лист бумаги формата А3, маркер Изображение рыбы на бумаге, маркер Изображение рыбы на бумаге, маркер для каждой группы Учебник "Познание мира" для 1 класса Учебник "Познание мира" для 1 класса Текст загадок Картинки с изображением морских рыб |
4 мин | Закрепление Закончи предложение - Рыбы, это животные, которые живут ... -Тело рыб покрыто .... -Чешуя есть у ..... рыб - Нет чешуи у .... - Плавники и хвост нужны рыбам, чтобы .... . -Рыбы дышат при помощи .... . - Яйца рыб - это ... - Из икры вылупляются ... . - Рыбы живут в ...., ...., ... . -Речные рыбы , это .... . -Морские рыбы - это ... . Найди в каждой группе лишнее животное Карась, щука, акула, окунь Сом, карась, окунь, ёрш Акула, камбала, дельфин Кит, дельфин, акула | Слушают предложение, находят подходящее окончание с опорой на полученные знания Анализируют названия рыб и др. животных, вспоминают их особенности, сравнивают, делают выводы | Учащиеся группы А рисуют рыбу на листе бумаги | Усвоение изучаемого материала Умение слушать, понимать, применять полученные знания Умение анализировать сравнивать, делать выводы | Таблички с названиями рыб |