(Внедрение в учебный процесс технологии «сказкотерапия») Учитель начальных классов: Толмачёва Л.И.
Цель: Развитие у детей осознанного отношения к чувству привязанности и любви, способности ощущать и выражать любовь к родным и близким. Необходимое оборудование. Мягкое бархатное сердечко, маленькая красивая куколка, круглое покрывало с цветочным рисунком, тюль голубого цвета, проектор с презентацией, музыкальное сопровождение. Вступление. (слайд 1) Все мы часто задаемся таким вопросом: - Как сделать обучение наиболее эффективным? - Какими методами и средствами поддержать интерес к учению? Использование сказок и сказочных игровых моментов в уроках и внеурочных мероприятиях, особенно в начальной школе, активирует познавательную и творческую деятельность учащихся. Такие уроки и занятия позволяют сделать обучение интересным и увлекательным. Сегодня на мастер-классе «Планета Материнской любви» я постараюсь показать как можно использовать различные методы технологии «сказкотерапия», которые я применяю на уроках закрепления изученного материала и внеурочных мероприятиях. 1. Вход в сказку. ( слайд 2) (Прием «сказочный пазл») (приглашаются коллеги) - Эпизод какой сказки мы с вами видим? - Кто автор этой сказки? Сегодня мы попадем на планету Материнской любви. А поможет нам туда попасть удивительная девочка «Дюймовочка». (Учитель выступает в роли женщины, которой хотелось иметь ребенка) - Мне очень хотелось иметь маленькую девочку. Но я долго не могла дождаться этого чуда. И вот однажды я отправилась в дремучий лес к старой колдунье.(слайд 3) И она мне помогла. Колдунья: Это зернышко волшебное, приди и посади его в цветочный горшок. И увидишь, что будет. А чтобы узнать, что было дальше я вас приглашаю в сказку. (всех приглашаю на цветочную поляну, садятся по кругу) (слайд 4) Вдруг налетает волшебное облако и накрывает вас (всех накрываю голубой тюлью). (слайд 5) Оказывается в сказку попасть не просто. Чтобы оказаться в ней надо взяться за руки и дружно встать (облако улетает) (слайд 6) Давайте все вместе поприветствуем сказочную страну: 2. “Здравствуй”. (Пальчиковая гимнастика). Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! (Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, в заключение хлопать в ладоши.) 3. “Ожидание чуда”. (звучит волшебная музыка) (слайд 7) Учитель: “Представьте, что вы маленькие зёрнышки, (все присели на колени на цветочной полянке, склонив головы, прижав руки). Каждый из вас – чудесное, волшебное, непростое зёрнышко, которое я посадила в цветочный горшок. Вы в земле. Вам тепло, хорошо и уютно. Я очень люблю вас(нежно глажу всех по спинке, плечам, голове…), поливаю ( похлопываю кончиками пальцев по спинкам). Я поставила горшок на солнце, и солнце греет зёрнышки своими лучами (лёгкими прикосновениями глажу детей). Эта нежная забота, любовь, тепло, внимание, трепетное ожидание сотворили чудо. Зернышки впитали в себя любовь, они наполнились лаской и нежностью и начали набухать. (все приподнимаются, распрямляются). Появился росток, который пророс сквозь землю ( встают) и превратился в стебелёк.(слайд 8) А на стебельке – крепкие бутончики (поднимают руки, крепко сжимают кулачки).(слайд 9) Я так люблю вас, что не могу сдержать своей радости и счастья. Мой горячий поцелуй сейчас поможет вам согреться и раскрыться. (Сердечком – “валентинкой” я дотрагиваюсь до кулачков, которые в ответ распускаются в цветок - раскрытые ладони). “Как только она поцеловала листки, внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился”.(слайд 10) Учитель: “О чудо – вот она моя маленькая девочка -Дюймовочка”. 4. “Девочка из цветка”. Учитель показывает в своих ладонях, сложенных раскрывшимся бутоном, маленькую, красивую куколку. “Вот наша удивительная девочка из цветка, о которой мечтала женщина, которую она так ждала и любила, верила в чудо её рождения”. Каждому в распустившийся бутончик из ладошек учитель по очереди ставит куколку. Все по одному отвечают на вопрос: “Как вы думаете, какая она, эта девочка из цветка?” Учитель обобщает сложившийся образ. Вдруг появляется противная жаба и уносит Дюймовочку.(слайд 11) (переодет в жабу взрослый) Сейчас мы отправимся на помощь Дюймовочке. Наше путешествие будет нелегким. Чтобы спасти Дюймовочку нам надо пройти препятствия. Мы очутились около реки.(слайд 12) 5. Дорожка любви и доброты. Чтобы перебраться через реку и продолжить путь, нам надо выложить дорожку любви и доброты из цветных камешков, которые лежат на берегу реки. Но чтобы пройти по дорожке и не утонуть, мы должны выбирать камни с ласковыми и добрыми словами, адресованные нашим мамам. (все берут по одному камешку, называют слово, выкладывают дорожку и переходят реку) 6. Волшебный дождик. Вдруг пошел волшебный дождик.(слайд 13) (из лопнувшего шара сыплются бумажные капельки со словами) Перед нами следующее задание. Нам надо собрать капельки в две скорлупки от грецких орехов. Одна скорлупка «добра», а другая – «зла».(слайд 14) Учитель: Какую скорлупку вы возьмете с собой? (добра) Забирают скорлупку и из нее появляется Дюймовочка.(слайд 15) Учитель: Дюймовочка приглашает вас, вернуться на волшебную полянку и внимательно заглянуть под каждый цветочек.(слайд 16) (под цветами шкатулки с загадками, где нужно отгадать песню про маму и спеть ее) Первая - « Песенка Мамонтенка» (слайд 17) Вторая - «Мама-первое слово» (слайд 18) 7. Выход из сказки. (слайд 19) Снова налетело волшебное облако. В этот раз оно наполнило вас волшебной силой любви, веры и надежды. Сделайте все глубокий вдох – энергия света вошла в вас. Выдох - и вы теперь сами излучаете свет и любовь к вашим близким. Облако уплыло и мы очутились в своем кабинете. - Но, что это у меня в руке? ( я держу маленькую планету, наполненную зернышками) (слайд 20) - Планета Материнской любви. И внутри что-то гремит. ( я достаю зернышки и раздаю их участникам) В вашем сердце вы чувствуете большую любовь к близким вам людям. Почаще посылайте её любимым людям, почувствуйте связь с ними. При встрече не забудьте выразить её, проявить. Любовь творит чудо. Ведь любовь даже такой маленькой девочки, как Дюймовочка, делает человека счастливым, потому что она, эта любовь – настоящая. И пусть эти маленькие зернышки напоминают вам о том, как ваши мамы любят вас, а вы любите их. Ведь действительно рождение каждого из вас, как и Дюймовочки – это настоящее чудо, чудо любви. (слайд 21) (дети под музыку «Мама-мамочка сердечко любимое», приглашают мам на медленный танец) Конец.