Урок №26 4 класс
Тема урока: «ЖИВИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ»
Цель: расширять представление о ценности природы как источника жизни.
Задачи урока:
- углублять знания о том, что человек — это часть природы;
- развивать умения ценить красоту природы, понимать ее, заботится о ней;
- воспитывать гуманное, бережное и заботливое отношение к природе.
Методы: рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа; работа в группах.
Материалы для урока: музыкальный материал, видеосюжеты времен года презентация, бумага и цветные карандаши, бумажные голубки для каждого ученика.
Цитата урока:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Федор Тютчев.
Ход урока:
Учитель:
- Добрый день, мои дорогие дети!
- Здравствуйте уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем замечательном и любимом уроке самопознания.
- Давайте познакомимся с вами!
- Меня зовут Алёна Николаевна.
- Сегодня я проведу вместе с вами урок самопознания.
- Символом нашего урока будет наша планета Земля и голуби –птица мира.(слайд 1 с символом урока)
- Возьмите бумажного голубка и напишите своё имя. (Дети прикрепляют своих голубков)
-Я вас приглашаю в наш круг радости. (слайды 2-6)
Круг радости: (слайд2)
Учитель:
- Руку дружбы протяните, (подать руку соседу справа и слева), (слайд3)
-В глаза друг другу посмотрите, (повороты головой в стороны, (слайд4)
-Пусть любовь в сердцах всегда звучит, (приложить руку к сердцу), (слайд5)
-Природа всех объединит! (взявшись за руки, поднять вверх), (слайд6)
(Учитель передает по кругу макет земного шара)
Учитель:
-Вот, она какая, наша планета Земля, мы с вами, а так же птицы, рыбы, животные и растения являемся ее жителями. Вот сегодня на уроке я предлагаю поговорить о природе. (Читает цитату урока слайды 7-10)
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Федор Тютчев.
— Cогласны ли вы, с поэтом, что у природы есть душа? Почему?
Беседа: (слайд 12)
— Могут ли растения и животные общаться с человеком?
— Как люди понимают их язык?
— Может ли природа исцелить человека?
Учитель:
- Давайте послушаем музыку, которую услышал композитор, глядя на картины природы. Сядьте по удобней. (слайд13)
Учитель:
- Какая красивая музыка, и замечательные кадры природы. Просто хочется жить и любоваться ею.
- А как мы назовем сегодня наш урок? ( говорят учащихся) (слайд14)
- Запишите тему урока в тетрадях. (учащиеся записывают число и тему урока)
-Вот эту цель и поставим на уроке? (слайд15)
Работа с книгой: (слайд16)
Учитель:
- Человек не только сочиняет музыку о природе, но и пишет замечательные рассказы.
-Сейчас мы вместе с вами прочитаем рассказ «Лесной звон».
(звучит музыка «Одинокий пастух»)(слайд17)
Физминутка: (слайды18-24)
Учитель:
- А теперь давайте отдохнем. Предлагаю провести физминутку в картинках: (слайд18)
- Покажите, как пчела выбирает красивый цветок? (дети показывают), (слайд19)
- Как плавают рыбки в океане? (слайд20)
- Как ветер гоняет облака по небу? (слайд21)
- Как прячется перепелка в траве ? (слайд22)
- Как прыгает кузнечик с травинки на травинку? (слайд23)
- Как садится бабочка на цветок? (слайд24)
- Спасибо, все молодцы!
Творческая деятельность: (слайд25)
Учитель:
- Ребята, а за что мы любим зиму? Весну? Лето? Осень? (дети говорят) (слайд26-29)
- А вы любите рисовать? (слайд 30)
- Нарисуйте, увиденный вами уголок природы, передайте свое отношение к ней.
Практическая работа: учащиеся разбиваются на группы по временам года, составляют коллаж. По окончанию работы необходимо доказать преимущество времени года, при этом можно использовать стихи.
Учитель:
- Сегодня, своими работами, вы показали, что как и великие музыканты и писатели, вы ребята, тоже умеете любить и понимать природу.
Рефлексия:
Учитель:
- Ребята, после нашего урока, что бы вы хотели сказать друг другу и взрослым как надо любить природу? (говорят учащиеся)
- Снимите голубков и напишите на них пожелания.
Например:
- пусть будет чистым воздух!
- пусть не пересыхают реки!
-пусть не гибнут птицы, рыбы, животные!
- не убивайте животных!
- любите природу!
-охраняйте природу!
-пусть цветут цветы и поют птицы!
Домашнее задание: (слайд 31)
Учитель:
- Открыли дневники. Хочу предложить вам домашнее задание, где вы будете выступать от имени природы. Вам нужно подготовить инсценировку «воображаемого диалога»
- дерево и птица
- море и рыба
- ветер и облако
Отразить в диалоге тревогу за сохранность окружающей среды, ее обитателей. (Дети записывают в дневники)
Круг «От сердца к сердцу» (слайд32)
- А теперь всех приглашаю в круг. Мы для всех споем песню. «Подари улыбку миру». Вы подарите своих голубков всем гостям и своим друзьям.
(Звучит музыка и дети поют песню. Дарят голубков гостям и друзьям)
Учитель: (слайд33)
- Урок окончен. Спасибо за урок!