Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по литературному чтению Н.Н. Носов "Заплатка" »
Тема урока: Н.Н. Носов «Заплатка»
Учебник: Литературное чтение 2 класс Л.А. Ефросинина
УМК «Начальная школа XXI века»
Цель урока: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения произведения Н.Н. Носова «Заплатка».
Задачи:
Выделить особенности творчества Н.Н. Носова для детей;
Способствовать формированию коммуникативно-речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, ассоциации.
Воспитывать желание высказывать своё мнение с привлечением текста.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
- Девочки и мальчики, улыбнитесь друг другу.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Посмотрите на доску, что перед нами. (Н. Носов «Заплатка»)
- Прочитайте название произведения.
- Можно догадаться, о чем пойдет речь на уроке? (о заплатке)
- А можно ли догадаться кто главный герой произведения? (нет)
- Тогда давайте обратимся к иллюстрации на с. 47 учебника.
- А теперь вы можете сказать кто главный герой? (Да. Мальчик)
- Как вы думаете, что могло произойти с ним? (Предположения детей)
3. Постановка учебной задачи.
– Что же нам предстоит сегодня делать на уроке? (Читать произведение Н. Носова «Заплатка»)
- Правильно. А что же на самом деле произошло мы узнаем прочитав произведение Н. Носова «Заплатка».
- Ребята, объясните смысл слова «заплатка». (Предположения детей)
4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения.
- Давайте обратимся к словарю. (Заплата-кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки), уменьшительное слово «заплатка».
- Подберите синонимы к слову заплатка.
– Ребята, произведение Н. Носова «Заплатка» к какому жанру относится? (Рассказ)
– А что такое рассказ, как вы понимаете?
– Отличается чем-то рассказ от сказки?
– Чем же?
– А от других произведений? (рассказ – это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор).
Комбинированное чтение произведения детьми.
Вопросы после чтения:
- Подумайте, почему мама не помогла сыну?
- Почему Бобка сам решил починить штаны?
- Как ребята отнеслись к работе Бобки?
- Каким ты представляешь Бобку?
- Как автор относится к мальчику?
- Прочитайте фамилию автора. Какие рассказы этого писателя вы знаете?
Учитель дает краткую информацию об авторе.
5. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.
- Ребята, найдите в тексте отрывок диалога мамы, Бобки и ребят и давайте прочтем его по ролям. Но для этого нам нужно выбрать правильный тон: просящий, дразнящий, насмешливый, горделивый.
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа в группах.
1 группа. Собрать пословицы.
Друязь позтсянаю в дебе. (Друзья познаются в беде).
Кавыко дытру, такоыв и плоыд. (Каковы труды, таковы и плоды).
Терниепе и друт вёс репетрут. (Терпение и труд всё перетрут).
Деворе дежитсяр кормяни, а векочел друмизья (Дерево держится корнями, а человек друзьями).
2 группа. Моделирование обложки произведения.
6. Физминутка (под музыку)
- Каждый из вас сейчас побудет Бобкой. Будем пришивать заплатку.
Берем иголку, вставляем нитку, завязываем узелок, возьмем лоскуток и пришьем заплатку. Повторяйте за мной.
7. Включение в систему знаний и повторение.
а) Работа с тексом 1 части.
- чтение цепочкой
- ответы на вопросы:
- Почему зеленые штаны очень нравились Бобке? Прочитайте, как об этом пишет автор.
- Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
- Как встретила его мама? Почему?
- Можно ли заменить слова «проворчал Бобка» словами «сказал Бобка». Изменится ли смысл?
- Как бы вы озаглавили первую часть?
б) Работа со 2 частью.
- чтение 2 части фронтально (по абзацам)
- Как повел себя Бобка? Что он решил сделать?
Почему Бобке стало стыдно?
Что решил сделать Бобка? Какая получилась заплатка?
Покажите мимикой.
Вывод учителя: Как важно каждое слово в художественном тексте,
Как точно найденное сравнение помогает зримо представить описываемый предмет.
- Озаглавим 2 часть.
в) Работа с 3 частью
- чтение про себя (3 минуты)
- Почему Бобка стал переделывать работу?
- Найдите в тексте слова, которые помогают представить, что работа была нелегкая. Прочтите.
- Как выглядела заплатка во второй раз? Прочитайте. Как надо читать эти слова.
- Понравилось ли Бобке самому все делать? Из каких слов это видно.
- Озаглавим 3 часть пословицей о труде.
8. Рефлексия.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Хочется ли вам познакомиться с новыми произведениями Н. Носова?
- А урок наш мне бы хотелось закончить слова С. Михалкова:
(Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
Домашнее задание по выбору: краткий пересказ текста по составленному плану или пересказ от имени Бобки.