kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пищевые и лекарственные растения нашего села

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию был представлен урок окружающего мира в 3 классе.

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Растения». Урок тесно связан спредыдущими и является продолжением в изучении темы или раздела. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пищевые и лекарственные растения нашего села»


Урок по окружающему миру

3 класс МБОУ «Токкинская ШИСОО им.П.П.Ощепкова»

Учитель начальных классов Баишева Татьяна Аркадьевна

Пояснительная записка

Класс: 3

Состав класса: 6 учащихся

Тема урока: Пищевые и лекарственные растения нашего села

УМК: Планета знаний

Место: МБОУ «Токкинская ШИСОО им.П.П.Ощепкова»



Самоанализ урока

Вашему вниманию был представлен урок окружающего мира в 3 классе.

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Растения». Урок тесно связан спредыдущими и является продолжением в изучении темы или раздела. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.

По типу – это урок усвоение новых знаний

Цель урока: сформировать первичные знания о лекарственных растениях.

Перед собой я ставила следующие задачи:

Познакомить с лекарственными растениями, которые растут в нашем селе.

Создать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, научить навыкам выделения главной мысли, уметь делать анализ, обобщение и выводы. Стремление преодолеть трудности, умение работать в паре.

Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

(Личностные УУД)

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Метапредметные:Регулятивные УУД)

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

выделять последовательность действий на уроке;

- формирование адекватной самооценки;

-корректировать собственные действия в процессе анализа работы.

(Коммуникативные УУД)

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

(Познавательные УУД)

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения внутренних процессов организма человека,(с которыми учащиеся довольно часто встречаются)

Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера. Дети заранее подготовили сообщения о лекарственных растениях и владели предложенным содержанием. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы.

На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.

Работа в паре позволила организовать взаимодействие уч-ся между собой, создать условия для взаимообучения детей.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Был использован мультимедийныйпроектор, как средство наглядности.

Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу.

В конце своего анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их совместно.

Урок соответствует требованиям ФГОС

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.


Тема урока: Пищевые и лекарственные растения нашего села

Цели урока :

  1. Образовательная – создать условия для формирования умения различать лекарственные растения

  2. Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления

  3. Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  2. Метапредметные –

Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;

Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные - формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое моделирование

  1. Предметные – формирование умения различать лекарственные растения.

Оборудование:

  • Карточки с изображениями растений - для размещения на доске (подбирает учитель - по числу пар учеников - изображения лекарственных растений);

  • экран, мультимедийный проектор.




Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (3мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира?

-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в пары, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?



- Молодцы! Правила работы вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы!

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.









Отвечают на вопросы учителя.

-Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты.

Вспоминают и проговаривают правила работы в группе.

1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.


Л- мотивация к учебной деятельности

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- умение оформлять свои мысли в устной форме

2.Актуализация знаний.(15 мин)

Цели:

- актуализировать знания учащихся по теме «Растения».


Выявление уровня знаний.

На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие - животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения?

У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева - сад/поле/огород. А справа - лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание?

Учитель помогает распределить работу. Последующим парам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой пары, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой пары, если сделано по-другому.

Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе.

- Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено?


При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.

Отвечают на вопросы учителя.




Ученики работают в паре

Первая пара, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.













Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы.

Л – мотивация к познанию окружающего мира

Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П- анализ объекта с целью выделения признаков; выбор

К –сотрудничество в поиске и выборе информации

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Создание проблемной ситуации.

- А теперь внимательно послушайте сообщение Чэлгийээни и определите тему сегоднешнего урока.

- Какой вопрос у нас возник?


- Какая же цель сегодняшнего урока?

Растения –источники пищи.

В старину, якуты, по исследованиям известного ученого и писателя А.Е.Кулаковского, кроме ягод, употребляли в пищу 19 видов съедобных трав. Наши предки употребляли в пищу одних только травянистых растений около 50 видов: щавель, ревень, лук, чеснок, лилию даурскую, полынь, иван-чай и др.

В.Л. Серошевский, живший в Якутии в 19 веке, выявил важную роль растительной пищи в питании якутов. Он писал, что первое место занимала молочная, на втором месте была растительная пища, а мяса якуты употребляли мало. По его словам, богатые якуты варили похлебки из душистых трав, ягод и кореньев. Наши предки употребляли много сосновой, лиственничной заболони – молодого слоя древесины, который лежит прямо под корой. По заболони от корней к кроне дерева поднимается насыщенная минеральными веществами вода, и поэтому в ней накапливаются питательные вещества.

Эвенки также с давних времен использовали в пищу растения – голубику, чернику, морошку и другие; березу (пили сок); корни зонтичных растений (делали из них муку); кедровые орехи (свежие пекли в золе и толкли, а затем заливали кипятком до образования кашицы).





Показывают знак согласия/несогласия


-Когда мы чего-то не знаем.

Формулируют тему и цель урока.



Р– целеполагание

4. Формирование нового знания

(6 мин)

Цель:

- организовать формирование различать лекарственные растения.

Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации.

В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки лекарственных растений

- Что вы можете сказать о лекарственных растениях?

- Сегодня ребята подготовили сообщения о растениях Послушаем их.

-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?

Отвечают на вопросы учителя.

-человек использует их (например, в пищу, как лекарство)

Рассказывают о растениях нашего села.

Из множества лекарственных помощников давайте познакомимся с некоторыми из них, которые чаще всего используются жителями нашего села.

Слайд 1. Лапчатка кустарниковая (курильский чай). Этот кустарник, иногда называемый пятилистник, относится к семейству розоцветных. У него красновато – коричневые ветви, в молодом возрасте с шелковисто опущенными листьями. В народной медицине курильский чай применяется как средство, помогающее остановить кровотечение, снимающее воспаление и успокаивающее нервную систему. Настой курильского чая применяется для лечения ран, ожогов, фурункулов, для полоскания рта и горла при ангине, стоматите.

Слайд 2. Белозор болотный. Это многолетнее травянистое растение с коротким корневищем и несколькими прямостоячими ребристыми стеблями, достигающими высоты 20 см. Её цветы и траву можно пить в отварах, от разных внутренних кровотечений и от завалу в печени, а снаружи на кровавые раны толченую прикладывать и на больные глаза. Но официальная медицина это растение не использует, потому что белозор – ядовитое растение.

Слайд 3. Тимьян (чабрец) – это маленький душистый полукустарничек с ветвистыми, стелющимся по земле стеблем из семейства губоцветных. В нашем селе тимьян применяется для совершения обряда очищения человека его окуривают дымом этой травы, так как по якутскому поверью, злые духи не переносят запах дыма. Тимьян богат эфирными маслами, поэтому он является естественным антисептиком и хорошо помогает при лечении простудных заболеваний.

Слайд 4. Чага (березовый гриб). Гриб чага содержит в себе биологически активные вещества, способствующие устранению воспалительных явлений и язв, улучшению зрения и избавлению от онкологических заболеваний. Из чаги готовят препарат бефунгин, который можно купить в аптеке. Он помогает при заболеваниях желудочно – кишечного тракта и при опухолях. Но чага недостаточно исследовано учеными, поэтому принимать её нужно с осторожностью.

Слайд 5. Сосна сибирская кедровая. В нашем селе это дерево именуют просто – кедр. Наш кедр – вечнозеленое, долгоживущее, похожее на сосну дерево с раскидистой кроной, достигающее иногда 40 метров в высоту и изредка 1,5 – 2 метра в диаметре ствола. Медики утверждают

Вспоминают правила поведения в лесу.

П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений;

-анализ объекта с целью выделения признаков;

К –сотрудничество в поиске и выборе информации;

Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

5.Физминутка.


6. Первичное закрепление знаний (10 мин)

Цель:

- организовать работу по закреплению знаний.

Загадки о растениях.


Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Посмотрите на доску. Там написаны названия растений. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: как называется ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита.

Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.

При обсуждении важно использовать слова: лекарственные растения

- Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?

Устно отвечаем на вопросы:

Какие растения в давние времена применялись в пищу нашими предками?

Какие пищевые растения тебе известны?

Почему некоторые растения, в том числе пищевые, называем лекарственными?

Что нужно знать , прежде чем приступить к сбору лекарственных растений?

Используете ли вы растения как лекарство при заболеваниях? Если используете, то какие?

Спасибо всем, молодцы.

Отгадывают.


Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.






- зафиксировать мы можем в тетради



Отвечают на вопросы



Р – контроль, коррекция

П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование;

К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение

7. Итог урока

(2 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока.


Организация фиксирования нового содержания.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.


знаю

Я запомнил

смог

Отвечают на вопросы учителя.




По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.


П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

8.Рефлексия

(2 мин)

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Строит рефлексию


-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.





- Оцените свою деятельность на уроке, используя

«волшебные» линеечки.


-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой пары можно сравнить с работой учёных.

Спасибо вам за активную работу.

Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности

Учащиеся высказываются о работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.

Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы.

Делают самооценку в рабочей тетради.

К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л‑умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности





























5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Пищевые и лекарственные растения нашего села

Автор: Баишева Татьяна Аркадьевна

Дата: 22.09.2017

Номер свидетельства: 429200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тематическое планирование факультативного курса "Зелёная планета""
    ["seo_title"] => string(73) "tiematichieskoie-planirovaniie-fakul-tativnogho-kursa-zielionaia-planieta"
    ["file_id"] => string(6) "261684"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449165713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства