государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия "Песни военных лет"
музыкальный руководитель
Гречкина Г.Н.
отделение Пестравка
Цель:
Расширить представления детей о композиторах и поэтах, написавших
песни военных лет.
Задачи: Раскрыть перед детьми значение песен военной поры; познакомить с
творчеством поэтов и композиторов военных лет; сообщить элементарные
сведения о войне; формировать патриотическое сознание и уважение к
истории своей страны
Оборудование: ноутбук, микрофон, музыкальный центр
Предварительная работа: беседа «Была война», рассматривание
иллюстраций о войне, выставка книг и творческих работ на тему «Великой
Отечественной Войны».
Ход занятия:
Ведущий:
Дети, а вам нравиться слушать музыку?
Нравиться! А как вы думаете, музыка создаёт вам настроение? А вы можете
представить жизнь без музыки?
Как вы поняли, сегодня мы будем говорить с вами о музыке. Музыка
нас окружает всюду. Мы любим слушать её, когда нам весело, когда нам
хочется петь, танцевать, когда хочется просто помолчать. Найдётся и такая
музыка, которая будет с нами в минуты грусти. А сейчас мы поговорим о
музыке, которая помогала людям совершать подвиги, которая смогла вместе
с людьми отстоять, защитить нашу Родину от врага. Как вы думаете, может
такое быть? Неужели музыка обладает такой силой? Мы познакомимся с
некоторыми песнями, которые очень любили бойцы на фронте, и вы решите
так ли это, может ли песня вдохновить человека на подвиг, дать ему силы,
заставить смело идти в бой не страшась смерти.
«Я бы с песни начала рассказ, пусть узнают юные ребята,
Как однажды, в предрассветный час, песни взяли в руки автоматы.
С этой песней первой бомбы свист, наша сила, мужество и горе,
И неслось, как лозунг, как призыв над страной в одном едином хоре.»
Ведущий:
Итак, мы начинаем наше занятие, посвящённое песням войны.
Ребята, скажите, как вы относитесь к войне? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
(Фотография -начало войны - ) Да, конечно, война – это зло. Но в те годы
людям, живущим в нашей стране, которая тогда называлась Советский Союз,
не приходилось выбирать между миром и войной. Враг напал на нашу землю
подло, неожиданно, ранним утром, когда все мирно спали. С немецких
аэродромов поднялись в воздух самолёты с бомбами. Громом по всей
западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился
рокотом моторов танков и грузовиков. Фашистские самолёты бомбили
города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на
пионерские лагеря, где отдыхали дети, детские сады, на больницы и жилые
дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.
Вот как это было…
Музыкальный руководитель:
Люди растерялись, застыли в ужасе. Что делать? Как дальше жить? И
здесь нужно было всем объединиться в общем горе и подняться на борьбу с
врагом. Ну что нас может вдохновить на это, объединить в едином порыве?
(Ответы детей) И песня тут оказалась вовремя, стала важным помощником…
Через три дня, после начала войны, в газетах опубликовали
стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:
«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение это
прочитал композитор Александр Васильевич Александров. Стихи произвели
на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. И уже на
следующий день была готова песня «Священная война». Ещё день на
репетицию с оркестром, и вечером её уже исполнял ансамбль на Белорусском
вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Представьте себе вокзал: шум, суета, резкие команды. Но как только
зазвучала песня, зал постепенно затих и погрузился в тишину. Все встали,
как во время исполнения гимна, людей охватило общее волнение. Бойцы
потребовали повторения. В тот вечер песня прозвучала пять раз! Так начался
славный и долгий путь песни. Давайте послушаем её.
Звучит песня « Вставай страна огромная»
Музыкальный руководитель:
Ребята, какие чувства вызывает эта песня? Она рождает желание
подняться всем миром против врага, бороться, не жалея себя.
В годы войны были сформированы специальные концертные
бригады. Это артисты, певцы и танцоры, поэты и композиторы объединили
свои силы и, рискуя своими жизнями, приезжали с выступлениями прям на
линию фронта, место где велись боевые действия. В перерывах между
сражениями они давали концерты. В любом месте: в лесу, в поле, в любой
обстановке они могли создать атмосферу праздника. И бойцы, пусть не на
долго, вновь прикасались к мирной жизни, отдыхали и набирались сил для
новых сражений. Вот как это было осенью 1941 года. Фронтовые операторы
смогли запечатлеть и сохранить для нас с вами на плёнке события тех дней.
Музыкальный руководитель:
Ребята, как вы думаете, как относились бойцы к этим выступлениям?
Что можно прочитать на их лицах? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Конечно, они радовались этим выступлениям, для них это было
огромным подарком. Эти концерты давали новые силы для того, чтобы
продолжить борьбу над врагом.
Ребята, как вы понимаете словосочетание лирическая песня? (Ответы
детей). Лирическая песня выражает личные чувства, переживания,
настроение поющего. Мелодия этих песен обычно плавная, задушевная,
задумчивая, и даже грустная.
Сегодня мы поговорим о лирических песнях времён войны. Все те,
кого разлучила война, тосковали о доме и своих любимых. Поэтому особенно
тепло была принята первая лирическая песня, созданная во время Великой
Отечественной войны, песня «В землянке».
Музыкальный руководитель:
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он
отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Но ведь не
везде и не всегда могли быть артисты со своими выступлениями. И что
тогда? Тогда на выручку приходил патефон. Многие фронтовики до сих пор
помнят патефоны, на которых они слушали любимые песни в перерывах
между боями в окопах и землянках.
Музыкальный руководитель:
Ребята, а вы знаете, что такое патефон и как выглядит
грампластинка, на которую записываются песни? (Ответы детей). Патефон
находился в чемоданчики, его можно было переносить. Это было очень
удобно в полевых условиях. А ещё ему не нужно электричество. Для того,
чтобы патефон заиграл, достаточно было покрутить ручку, которую вы
видите сбоку. Правда удобно? А сегодня что заменило патефоны? На чём
сейчас мы слушаем музыку? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
А теперь давайте вспомним названия песен, с которыми вы сегодня
познакомились. О чём они? Какой у них характер? (лирический) А что это
значит? (Ответы детей)
Ведущий:
Сейчас мы поговорим о песне, которую вы все знаете и
любите. Это «Катюша». Как вы думаете, о чём эта песня? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Эта песня была написана поэтом Михаилом Васильевичем Исаковским
и композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Была написана она перед
войной, а во время войны полюбилась солдатами так, что они назвали
ласковым словом «Катюша» новое грозное оружие. Много историй связанно
с этой песней, одну из них я вам сейчас расскажу. Её поведал участник боёв
на Керченском полуострове Илья Сельвинский.
«Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из
немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы
прослушали её раз, потом второй раз, третий. Это разозлило наших бойцов,
мол, как это подлые фашисты могут слушать нашу «Катюшу»? Дело
кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно
бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная
схватка. В результате, немцы ещё опомниться не успели, как пластинка
вместе с патефоном была доставлена к своим.»
Ведущий:
А хотите спеть эту песню. Давайте все встанем. Я включу патефон, и
мы вместе подпоём ему, а кто захочет, может даже потанцевать. (по желанию
дети поют один куплет или несколько)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поёт,
Пусть он землю бережёт родную,
А любовь Катюша сбережёт.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Музыкальный руководитель
:
Сегодня даже существует музей этой песни. Её поют на разных языках.
У этой песни более десяти вариантов текста. Бойцы пели песню на свой лад,
пусть не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова. Вот один из
таких вариантов.
Музыкальный руководитель:
Слова этого текста бойцы посвятили грозному оружию. Это машина, на
которой была установлена система залпового огня. Она имела большую
поражающую силу и очень помогала нашим войскам приближать победу.
Вот почему эта машина была так любима.
Музыкальный руководитель:
«Эх дороги, пыль, да туман. Холода, тревоги, да степной
бурьян.» Это слова песни, которая была написана вскоре после окончания
Великой Отечественной войны композитором Анатолием Новиковым и
поэтом Львом Ошаниным. Задумались поэт и композитор: всё, что можно
написать о войне, вроде бы уже написано. Разве что попробовать рассказать
о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание
боя, его ощущение, готовность к нему. Песня эта, как рассказ о
выстраданном, пережитом, раздумье о том, что довелось пережить в
минувшей войне нашему народу. Давайте послушаем песню о тяжёлых
фронтовых дорогах. (слушание песни «Эх дороги, пыль, да туман…»)
Музыкальный руководитель:
Теперь мы послушаем ещё одну песню, которая родилась в
послевоенном 1947 году. Называется она «Песенка фронтового шофёра»
Слова к ней написал Борис Ласкин, а музыку – Борис Мокроусов. Давайте
слушать. (слушание «Песенки фронтового шофёра»)
Музыкальный руководитель
Скажите, ребята, по сравнению с предыдущей песней, какое
настроение у этой песни? (Ответы детей) Она быстрая, весёлая, когда
слышишь её, хочется пританцовывать. А о чём эта песня, как вы поняли? Эта
песня про фронтовых шофёров. В ней звучат такие слова: «Эх путь дорожка
фронтовая, не страшна нам бомбёжка любая, а помирать нам рановато есть у
нас ещё дома дела.» Эти слова вселяют надежду, поднимают настроение. А
вам понравилась песня? Какая из двух песен понравилась больше? (Ответы
детей) Они обе хорошо отражают нелёгкий путь фронтовых дорог, но
характер музыки разный. Вот, оказывается, как можно говорить об одном и
том же с разным настроением, вызывая разные чувства.
Музыкальный руководитель
:
Ребята, сегодня мы собрались, чтобы послушать песни о войне. Но
сначала давайте вспомним песни, которые мы уже с вами прослушали.
Постарайтесь вспомнить их названия. «Священная война», «В землянке»,
«Катюша», «Эх, дороги», «Песенка фронтового шофёра». Какая песня
больше всего запомнилась? Может вы хотите какую-нибудь песню услышать
ещё раз? А что ещё нового вы узнали о жизни на фронте? (Ответы детей - о
концертных бригадах, о землянке, о патефоне, о машине «Катюша» и т.д.)
Музыкальный руководитель
(Фотография Победы) Наступила, долгожданная победа! Было очень трудно, но
наш народ победил! Так и должно быть – ведь если к тебе в дом пришёл враг,
начал ломать всё в твоём доме, бить тебя и твоих близких, то защищаться от
этого врага твоё правое дело, это справедливо. Так и в войне –
справедливость победила! Свершилось то, к чему шли так тяжело и горько
почти четыре года. Это было весной 1945 года. И был праздник, был
грандиозный Парад победы. Долго не смолкало в этот день народное
ликование. А когда наступил вечер, над праздничной Москвой взлетели огни
салюта, словно сама радость взлетела в небо.
А через тридцать лет после окончания войны, Давидом Тухмановым и
В.Харитоновым, была написана песня «День Победы». Сегодня она стала
гимном Великой Победы. Мы не представляем праздника Победы без этой
песни. Она звучит торжественно и лирично, объединяя нас в радостном
порыве. (Слушание песни «День Победы» - дети подпевают)
День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе.
Пол Европы, прошагали, пол Земли,
Этот день мы приближали, как могли.
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!
Итог мероприятия:
Ведущий:
Ребята, а сейчас мы проведём с вами игру «Угадай мелодию»(на
военную тему) - проводят игру.
Музыкальный руководитель
:
Итак, ребята, мы с вами много говорили о песнях войны, узнали
истории их создания, теперь вы сможете дать мне ответ на вопрос, который я
вам задала в самом начале. Обладает ли музыка, песня силой, которая
помогла бойцам выстоять в той войне и победить? (ответы детей,
рассуждения) Без этих песен людям было бы гораздо сложнее выживать в те
тяжёлые дни…
«Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет…
Что же меня волнуют
Песни военных лет?
Что-то для нас святое,
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.»