Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
Развивать любознательность, эвристическое мышление, устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первые в невесомости. »
Тема: Первые в невесомости.
Цели урока:
Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
Развивать любознательность, эвристическое мышление, устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.
Ход урока. 1.Организационный момент Открываем ровно в срок, Наш любимейший урок. Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи И успеха всем в придачу!
2. Проверка дом. задания.
С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? (Великая война и Великая победа)
Два человек работают с карточками. (Прил. 1)
А остальные ребята готовили сообщение о подвигах пионеров – героев во время ВОВ. Мы их сейчас послушаем.
Фронтальный опрос
Вопросы
Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939 года)
Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)
Сколько городов получили название “город-герой”? (7)
Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)
Когда разгорелось сражение под Курском? (летом 1943 года)
Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 г.)
Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)
Кто им руководил? (Г. К. Жуков)
Какой день стал Днём Победы? (9 мая)
– Молодцы! Вы хорошо подготовились дома.
3. Изучение нового материала. Слово учителя.
– А теперь ребята, отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. А отгадку соберите из геометрических фигур, которые находятся на ваших партах в конвертах, наклейте их на лист бумаги. (Работа в парах).
Загадка.
Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звёзд.
Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему? Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
Космос… А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»).Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.
- Как вы думаете, почему?
- Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?
Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные.
4.Проведение опыта.(один ученик проводит, остальные смотрят).
Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его.
- Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).
- Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.
5.Физминутка
6.Просмотр презентации.
Слайд 1
Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего.
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году.
Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84кг, удаление от Земли – до 900км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.(Слайд №2)
Но одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив – здоров и мог вернуться на Землю.
И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассажиры.
- Знаете ли вы, кто?
( собаки Белка и Стрелка).(Слайд 3)
- Скажите, какой праздник, связанный с космосом был недавно? (День космонавтики).
-Когда его отмечают?
- А почему Днем космонавтики выбран именно этот день?
- 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал Ю.А.Гагарин.
Мой помощник расскажет нам об этом удивительном человеке.(Включается видеоряд без звука).(Слайд 4)
Второй ученик(Бойко В) ,рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина.
Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.
12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.
Рассказ учителя.
Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины – Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал:
Как вы думаете, какие черты характера, качества личности помогали Ю.Гагарину добиваться поставленных целей?
патриотизм
вера в успех
оптимизм
любознательность
смелость
решительность
аккуратность
трудолюбие
выдержка
скромность
внимательность к людям
Таким был Ю.А.Гагарин. таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца.
Полеты в космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук – астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей.
Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.
- Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?
7.Закрепление материала.
А теперь я хочу предложить вам кроссворд. Если вы внимательно слушали, то быстро и правильно справитесь с этим заданием.
Кроссворд по теме «Космос»
По горизонтали:
1. Фамилия первого советского космонавта.
2. Собака, первая побывавшая в космосе.
3. Конструктор космического корабля.
4. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос.
5. Название первого космического корабля.
6. Первая женщина-космонавт.
8.Рефлексия.
– Что нового узнали? Понравился ли урок? Нарисуйте рядом с ракетой лицо космонавтов, если урок понравился, то лицо улыбающееся, грустное и равнодушное. Какие этапы урока были самыми интересными?
9. Дом. задание.
С. 147 – 149 в учебнике прочитать, ответить на вопросы “Проверь себя”.
С. 150 выполнить задания.
С. 63 в рабочей тетради зад. № 3.
Подготовиться к обобщающему уроку по разделу “Страницы истории Отечества”.
– Всем спасибо за работу!
Приложение 1
ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА
А1. Какая страна начала Вторую мировую войну?
СССР
Германия
Франция
А2. Когда началась Великая Отечественная война?
в 1812 году
в 1939 году
в 1941 году
А3. Сколько городов получили звание – город-герой?
7 городов
10 городов
12 городов
А4. Какой город не имеет звания – город-герой?
Смоленск
Владивосток
Тула
А5. Как в наши дни называется город, который во время войны назывался Сталинградом?
Самара
Волгоград
Саратов
А6. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
365 дней
500 дней
900 дней
А7. Где началась грандиозная битва осенью 1941 года?
под Москвой
под Сталинградом
под Курском
А8. Победа в какой битве стала началом крупного наступления советской армии?
под Москвой
под Сталинградом
под Курском
А9. Какой город являлся столицей Германии в период Великой Отечественной войны?
Берлин
Бонн
Мюнхен
А10. Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской Германией?
22 июня
1 мая
9 мая
В1. Когда была полностью освобождена территория Советского Союза от немецко-фашистских захватчиков?
В2. Когда начался штурм Берлина, и кто им руководил?