kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первобытный мир - первые шаги человечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект данного урока с компьютерной презентацией раскроет  ученикам 4 класса смысл таких понятий как «историческая эпоха», «первобытный мир». Дети изучат жизнь и быт древних людей, выявят сходство и различие древних и современных людей. Дети проследят расселение первобытных людей по планете и найдут ответ на вопрос «Почему Первобытный мир называют «детством человечества»?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первобытный мир - первые шаги человечества »

"Первобытный мир – первые шаги человечества"

 Форма урока: урок-исследование.

Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской активности.

Задачи.

  • узнать о появлении первых людей;

  • выявить достижения людей Первобытного мира;

  • объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

  • создать образ эпохи Первобытного мира,


Оборудование:

демонстрационный материал:

  • презентация

тесты :

Поставь в нужной последовательности исторические эпохи:

Выбери, в какое время ты живешь?

Выбери исторические источники:

  • новое время;  

  • древний мир;  

  • средние века;  

  • новейший мир;  

  • первобытный мир;  

  • новое время;

  • древний мир;

  • средние века;

  • новейший мир;

  • первобытный мир

  • твой учебник математики;

  • каменный топор;

  • народная сказка;

  • икона XY века;

  • твой лицей;

Учебно-методический комплект

  1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Человек и Человечество”. М.: “Баласс”, 2010.

  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов С.С., Тырин С.В. Учебник для 4 класса (1-4), “Человек и человечество”, часть 2. М.: “Баласс”, 2009.


Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: организация мотивации к учебной деятельности и определение рамок урока: человек и прошлое человечества.

Методы: словесный – фронтальная беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Жил на свете первобытный человек 
Он впервые в жизни видел даже снег,
Строил хижины и убивал он дичь. 
И бросал он обезьянам громкий клич 


 

 

Прочтите  тему урока.

 Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним материал прошлого урока.

Просмотр слайда 1

Чтение темы урока

Тема урока записана на слайде.

Результат: учащиеся получают возможность наглядно представить эпоху изучаемой темы. 

Проверка домашнего задания: тестирование – каждому ученику выдаётся тест.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Выполните задания в  тестах. Сдайте работы

Дети отмечают ответы в тестах.

Тесты сдают учителю для оценивания.

Результат: учащиеся получают возможность проверить уровень своих знаний.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы.

Методы: словесный , наглядный

Что такое Первобытный мир?


Существует несколько теорий происхождения человека. Что вы об этом знаете?

Первая эпоха всемирной истории

1.Человек произошёл от обезьяны.

2Божественная теория.

3.Космическая

Слайд 2

Какая теория происхождения человека изображена на этом слайде? Кто ёё автор?

1.Человек произошёл от обезьяны. Теория Дарвина.

Слайд 3

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных?

Нет

 Слайд4

Кто такой первобытный человек?


В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Человек ,живший в далёком прошлом

В детстве


Сравнить Первобытный мир с детством

Слайд4


Подведём итог.

 Что мы уже знаем.



Что мы не знаем?

Какие изменения в человеческом обществе в эпоху первобытного мира позволяют назвать её           « детством человечества»





Результат: учащиеся вспомнят основное понятие “Первобытный мир”.

III. Постановка проблемы

Цель: создание проблемной ситуации, связанной с тем, что сталкиваются два противоречия.

Методы: словесный , наглядный – слайды презентации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Повторите тему урока

Первобытный мир – первые шаги человечества

 

Что умели делать первобытные люди?

Вспомните, чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Обсудите в группах, запишите на листочках, выберите выступающих.

Ответы детей с опорой на изображения.

 Слайды 5-9





Работа в группах.

Назовите  отличие и сходство первобытных людей от животных.

Ходил на двух ногах
Жил в пещере
Не боялся огня
Изготовлял орудия труда
Одевался в шкуры животных
Общался с помощью речи
Ходил на охоту
В строении тела
Имел подвижные ловкие конечности
осваивали планету 

Слайд10




Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Давайте разбираться


Перед учениками возникает проблемный вопрос, требующий ответа.




Результат: возникновение проблемного вопроса у учеников класса. Вопрос вызывает необходимость поиска решения, мотивирует на познание, приобщение его к умственному труду.

IV. Выдвижение гипотез

Цель: выслушать гипотезы учащихся.

Методы: наглядный – фиксация версий на листах бумаги.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Каковы ваши предположения. 

В эпоху Первобытного мира люди научились говорить (напоминает детство) - научились выращивать растения, животных (напоминает детство)

Слайд 11,

версии поместить для всеобщего обзора

Результат: ученики высказывают свои версии для ответа на поставленный вопрос.

V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? 

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы: наглядный: план работы в группах, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: Почему

Первобытный мир называют "детством человечества

VI. Динамическая пауза

Цель: избежать перегрузки учащихся, физическая релаксация.

 Методы: словесный, практический.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Дети выполняют комплекс упражнений.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Воздух, воду, все вокруг ты исследуй с нами друг.

Прочитать и все узнать, посмотреть, и все понять.

1, 2, 3, 4. 3, 4, 1, 2. Все исследовать пора.

Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью.

 V. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы

Цель: найти ответ на поставленный вопрос: « Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? 

используя разные источники информации: карту, иллюстрации, текст.

Методы:1)словесный: подводящий диалог; театрализованное представление.

2) наглядный – иллюстрации на слайдах для каждой группы, отчет.

Результат: каждая группа, используя разные источники информации, находит ответ на вопрос: « Почему

Первобытный мир называют "детством человечества"?   

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

 

От предположений давайте перейдём к поиску решения проблемы.

 Расселение первобытных людей на планете



Посмотрите на карту стр.48-49 Какая территория изображена?

 Весь мир.


 В какое время?

Первобытный мир


Что означают условные знаки?

  Проговорить


 Поможет нам карта в решении проблемы?



Найдите, в какой части света находится прародина человечества?

 В Африке


Проследим по карте, как расселялись древние люди?

Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире

 

Прародина - колыбель

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом.


 

Вывод.

Осваивали планету - дом, как ребёнок осваивает свой дом.

 Осваивали планету.

 Карточку поместить на доске

Выполните задание на стр.50

Работа в группах 10 минут

 


 

 Ответы детей с опорой на слайды 12,13

Почему должны были трудиться сообща?

Одному сложно выжить.


Прочтите текст на стр. 47

Чтение текста на стр.47 (со 2 абзаца)


Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство?

Умение одеваться, готовить пищу, общаться.


Вывод.

Учились бороться с голодом и холодом

Учились бороться с голодом и холодом.

Карточку поместить на доске

Возникновение искусства



Возникновение религии



Первобытная мораль

Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Высказывания детей.


Вывод.


Первые представления о добре и зле

Получали первые представления о добре и зле.

Карточку поместить на доске


Результат: в ходе оглашения результатов исследования учащиеся узнают, как первобытные люди учились жить

VIII. Воспроизведение знаний Выражение решения проблемы 

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы практический

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Используя новые знания - вставьте пропущенные слова в текст на стр. 32-33 в рабочей тетради.

Применение новых знаний тетрадь, стр.32-33

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы- племена, которые состояли изродов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Демонстрация слайдов.

Слайды 29,30.

Взаимопроверка в парах.

Слайды 31, 32.

Итоги урока.

Что мы хотели выяснить?  

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Слайд 33

Какой ответ можете дать на этот вопрос?

Как в детстве в эпоху Первобытного мира люди получали первые знания о мире. Учились в нём жить. Отделять добро от зла.


Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания, через формулировку вопроса.

IX. Рефлексия

Цель: получение обратной связи и акцентирование внимания учащихся на значении изучения данной темы.

Методы: наглядный – “думательные шляпы”(представлены в виде карточек).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

В каждой группе один цвет.

С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом.

Дети по желанию высказывают свое мнение.

Карточки с вопросами.

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Желтая – Что было положительное на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?

Результат: формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной

деятельности и деятельности класса на уроке.

X. Информация о домашнем задании

Цель: обсуждение и записать домашнего задания.

Методы: словесный – беседа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Запишите домашнее задание:

стр. 43 – 51 в учебнике;  



Запись задания в дневник.

Фиксирование домашнего задания.

уч. стр. 43-51


Результат: фиксация домашнего задания в дневнике учащегося.

Источники информации

 


  1. [email protected]

  2.  revolution.allbest.ruКультура и искусство00061710_0.html

  3. www.ref.by/refs/41/8162/1.html

  4. www.countries.ru/library/primitive/dec.htm

  5. www.chay.info/library-dishes.html

  6. мультимедийная энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008г

  7.  При разработке урока были использованы материалы практикующих педагогов, разместивших свои материалы на различных сайтах.









Что такое историческая эпоха?
Историческая эпоха – большой
промежуток времени,
часть истории человечества.
отличие 
сходство
Ходил на двух ногах
Жил в пещере
Не боялся огня
Изготовлял орудия труда
Одевался в шкуры животных
Общался с помощью речи
Ходил на охоту
В строении тела
Имел подвижные ловкие конечности
осваивали планету 
первое прирученное животное
Первобытный мир-
первые шаги 
человечества
Стая древнейших людей
Без одежды
Без огня
Едят плоды
Едят мелких животных



Что мы хотели выяснить?
Какой ответ можете дать на этот вопрос?
Что показалось трудным?
Что показалось непонятным?
Что было наиболее интересным?
Что такое Первобытный мир?
Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории.
Чем первобытные люди 
были похожи на животных, 
а чем отличались от них?
Прародина – колыбель
Расселение по планете –
знакомство со
своей комнатой, домом
Ранняя община людей
современного вида
Охотятся коллективно
Лук со стрелами
Простейшие жилища



Расселение первобытных людей
по планете.
первые представления
о добре и зле 


Выбери исторические источники:
Не знаем
Какие именно изменения
в человеческом обществе
произошли
в эпоху первобытного мира 



Подчеркни те особенности первобытного человека,
которыми он отличается от животных



Выбери в какое время ты живешь?



Предполагаем
Община древних людей
Используют одежду
Используют огонь
Живут в пещерах
Охотятся
учились бороться 
с голодом и холодом 
Знаем
Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории.
Историческая эпоха – большой
промежуток времени,
часть истории человечества.
Самые первые люди не умели выращивать
растения и приручать животных.
Детство – это время роста, взросления человека,
когда он приобретает 
Покорение природы
людьми первобытного общества



Вставьте пропущенные слова
Поставь в нужной последовательности 
исторические эпохи:
Умели первобытные люди 
выращивать растения и животных?
В каком возрасте у человека 
появляются приобретенные признаки?
Как мы сможем ответить на вопрос: 
Почему Первобытный мир
называют "детством человечества"?
Почему Первобытный мир
называют «детством человечества»?
Общины современных людей
Выращивают растения
Приручают животных
Строят дома
Посуда из глины
Применение новых знаний



Домашнее задание:
стр. 
43-51 
в учебнике



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первобытный мир - первые шаги человечества

Автор: Суханова Ираида Анатольевна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация "Первобытный мир- первые шаги человечества" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-piervobytnyi-mir-piervyie-shaghi-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "150513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420489180"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация по теме: "Профессия- художник""
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiiapotiemieprofiessiiakhudozhnik"
    ["file_id"] => string(6) "267755"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450453182"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Древнейшие люди на территории восточно - европейской равнине."
    ["seo_title"] => string(62) "drievnieishiieliudinatierritoriivostochnoievropieiskoiravninie"
    ["file_id"] => string(6) "317986"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460473667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства