Просмотр содержимого документа
«Откуда появляются вещи»
Конспект урока по предмету человек и мир в 4 классе
по программе 1 отделения вспомогательной школы
по теме «Откуда появляются вещи»
Цель: Совершенствование представления у школьников разнообразных профессиях и результатах их работы.
Задачи: 1. Формировать у школьников представления о профессиях, о том, что производят люди различных профессий, из каких материалов делают различные вещи, для чего эти вещи нужны. 2. Развивать познавательный интерес, умения выделять существенные и несущественные признаки объекта, развивать речи учащихся, умение делать выводы на основе полученной информации.
3. Воспитывать уважения к людям различных профессий, результатам их труда.
Оборудование: картинки: профессии людей, трактор с плугами и сеялкой, комбайн, мука, хлебозавод, магазин, различные вещи; 2 чашки, кастрюля.
Ход урока:
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок – Начинаем наш урок.
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь отлично!
Проверка домашнего задания.
- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?
- Что было задано домой?
- Люди, каких профессий работают у нас в школе?
- Как вы можете помочь уборщице (дворнику, столяру, учителю)?
- Вы хорошо усвоили профессии людей, которые работают в нашей школе. А отгадаете ли вы мои загадки?
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
Главный в школе он. Нередко,
Драчунов и хулиганов,
Лодырей и грубиянов
В кабинете ждёт (директор)
Если заболеют детки,
он назначит им таблетки.
Зубки вылечит, ринит,
да ещё аппендицит.
Заходя к нему, не плачь!
Кто же это, дети………. (врач)
Варит, жарит, солит, тушит
Месит, режет, лепит, сушит…
У плиты его работа.
Пищи слушает он говор.
Проливает много пота
У горячей печки (повар)
Сообщение темы урока
- Посмотрите на доску. Что нарисовано на картинках?
- Нужны ли нам эти вещи? Для чего они нужны?
- А вы знаете, кто их сделал?
Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, брошки?
Кто нам сделал эти парты,
Напечатал книги, карты?
Отгадали вы: для нас
Трудится рабочий класс.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем разговаривать сегодня?
- Сегодня на уроке мы поговорим о вещах, которые нас окружают. Вы узнаете, из чего они сделаны, для чего они нам нужны и люди, каких профессий их делали.
Сообщение нового материала
- Каждый день мы пользуемся многими приборами: одеждой мебелью, посудой. Они называются вещами, или изделиями.
- Изделия делают нашу жизнь более удобной, интересной. Посуда необходима нам для того, чтобы готовить в ней пищу, есть. А вы когда-нибудь задумывались, из чего сделана посуда?
- Как вы думаете, из чего сделаны кастрюли си сковородки? Они сделаны из метала.
- А из чего сделаны тарелки, чашки? Материал, из которого они сделаны, называют фарфором. Этот материал очень хрупкий, с ним нужно бережно обращаться. Если мы уроним тарелку на пол, или ударим их друг об друга, то они разобьются. Осколки тарелки (чашки) очень острые. Ими можно пораниться, поэтому, когда мы будем убирать осколки, нужно быть осторожными.
- Человеку, какой профессии нужна посуда? (повор)
- Чтобы сделать посуду, люди много трудились.
- Но нас ведь окружает не только посуда. Назовите еще вещи, которые нас окружают. (мебель, одежда, обувь, школьные принадлежности, бытовая техника, автомобили)
- Как вы думаете, что делают из древесины? (мебель, бумагу, дома)
- А что делают из ткани? (одежду)
5. Физкультминутка
Ну-ка, дайте нам продукты
Мясо, яйца, сухофрукты
И получится тогда Очень вкусная еда.
На педаль нажали смело
Посмотрели вправо, влево
И поехали вперед К тем, кто нас, конечно, ждет
Быстро голову помыли
Расчесали, посушили
Взяли ножницы, расческу
Вот и сделали прическу
Как выращивают хлеб
- Многие материалы берут в природе. Изделием нужно пройти большой путь, чтобы стать красивыми, удобными. В этом им помогают люди многих профессий на фабриках, заводах, в мастерских. Каждая вещь, каждое изделие - результат человеческого труда. Долгий путь проходят изделия прежде чем попадают к нам.
- Все мы знаем пословицу «Хлеб всему голова». А вы знаете, что она означает? Это значит, что хлеб главный продукт питания на нашем столе.
- Давайте рассмотрим путь хлеба от самого его начала и до того как он попадёт к нам на стол, познакомимся с профессиями людей, которые прикладывают свой труд, свои усилия, чтобы мы еле вкусный хлеб.
(На доске вывешивается каждый этап получения хлеба, так же вывешиваются таблички с названиями профессий, которые трудятся над этим.)
- Ранней весной тракторист вспахивает землю. Затем сеют зерна в землю. Осенью комбайнёр жнет зерно, и оно попадает на мелькомбинат, где мельник делает из него муку. Затем муку везут на хлебозавод, где пекарь печет из муки хлеб. И только потом хлеб попадает на прилавки магазинов, в котором трудится продавец. Ребята, кого мы с вами забыли назвать? Мы не назвали водителя, который перевозит зерно, муку, хлеб. Без него хлеба тоже бы не было.
- Давайте посчитаем, сколько профессий нужно для того, что мы могли скушать хлеб. (6)
7. Обобщение изученного
- Чтобы создать изделие, нужно немало потрудится. Нужны специальные знания, умелые руки. Поэтому к каждому изделию необходимо относиться бережно. Труд людей следует уважать.
- Давайте отгадаем загадки про профессии, назовем, какие изделия они производят и какие предметы нужны им для работы.
а) Шьем для взрослых и детей,
Мамы, братика, друзей.
Изделия отличные,
С фасонами приличными. (швея)
б) Кто добротный дом построит?
Укрепит дверной проем?
Знает точно он закон
Как соорудить балкон. (строитель)
в) Под весенний птичий свист
Пашет землю… (тракторист)
г) Встаю я очень рано, ведь моя забота
Всех отводить по утрам на работу. (шофер)
Вещи сами не растут.
Вещи сделать – нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку – береги,
Не ломай, не мни, не рви.
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Кто доволен своей работой на уроке, поднимите красную карточку. - Кто испытал затруднения синюю карточку.