по теме "Д.Хармс, С.Маршак "Веселые чижи". 2-й класс
Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Этапы урока | Организация деятельности учителя | Организация деятельности учащихся |
I. Организация начала урока и психологический настрой. | | День погожий, день веселый, Небо – золото и синь! Белокаменная школа – Среди елок и осин. Рядом роща, рядом поле, Знают заяц и сурок. Если тихо в нашей школе, Значит, там идет урок. (Дети произносят хором стоя около своих рабочих мест) |
1. Мотивация к учебной деятельности | Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями. | (Дети поворачиваются к гостям и говорят хором) “Здравствуйте” – скажем руками. Пожимают друг другу руки. “Здравствуйте” – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой. “Здравствуйте” – скажем ртом: Обращаются к гостям. “Здравствуйте!” Станет радостней кругом. (Дети занимают свои рабочие места.) |
II. Речевая разминка (отрывок стихотворения Д. Хармса на карточке). | – Прочитайте 8-ми стишье самостоятельно и подумайте. Кто автор этого стихотворения? Кораблик. По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки Только кошки и коты. | |
На доску вывешивается иллюстрация обложки сборника стихотворений Д. Хармса. | – Кто автор этого стихотворения? – Почему вы так определили? – Как вы думаете, как называется это стихотворение? – Кто же плыл на кораблике? – Как вы узнали? – Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, с сожалением, сердито, с ускорением). – Какую работу мы выполнили? – Оцените себя за эту деятельность. У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы цветными карандашами в соответствующей клеточке рисуете овал (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень). | – Д. Хармс. (Ответы детей) – Кораблик. – Плыли мыши. (Ответы детей) Дети читают отрывок с разной интонацией – Речевую разминку. (Оценивают себя) |
– Какое стихотворение мы изучили на прошлом уроке? Кто автор? – Что вы можете рассказать о Д. Хармсе? – Какой раздел литературного чтения мы начали изучать? – Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов. | – Д.Хармс “Вы знаете?” (Дети рассказывают, что запомнили из жизни и творчества поэта) – Из детских журналов – “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г). |
III. Проверка домашнего задания. | – Кто читал эти журналы? – Какие детские журналы читаете вы? – Какое домашнее задание у вас было? | – Наши прабабушки и прадедушки. (Ответы детей) – Найти стихи Д. Хармса и выучить их. (Дети рассказывают наизусть или выразительно читают приготовленные дома стихи) |
Работа в оценочном листе | – Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания. | (Дети оценивают себя) |
IV. Физкультминутка. | Мы сейчас все дружно встанем. Мы сейчас все дружно встанем. И немножко отдохнем. Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поклонитесь! Руки вверх и руки в бок, И на месте прыг да скок! А теперь бегом вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! | (Дети встают) (Потягиваются) (Повороты) (Наклоны) (Движения руками) (Прыжки на месте) (Бег на месте) (Занимают свои рабочие места) |
V. Работа по теме урока. ЗВУЧИТ ПЕНИЕ ЧИЖА(ЗВУК wave). | – Послушайте и определите чей это звук? – Разгадайте загадку. Я – и пташечка лесная, Я – и песенка смешная, И веселая игра Для детей всего двора. | (Если дети затрудняются, учитель предлагают загадку) |
Вывешивается ил. Чижа. | – Сейчас послушаем небольшое сообщение о чиже. (См. приложение 1) | – Чиж (Выступает подготовленный ученик). |
1. Работа по учебнику Слайд 1 | – Откройте учебники на странице 170. Прочитайте название стихотворения. – Кто авторы стихотворения? – Что объединяет этих авторов? (Работали в соавторстве) | (Дети открывают учебники, читают название стихотворения) – Д. Хармс, С. Маршак – Писали стихи для детей, вместе работали в детских журналах. |
Слайд 2 | – Какая тема нашего урока? | – Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи” |
Слайд 3 | – Попробуем определить целиурока. | – Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей. |
– Кому посвящено это стихотворение? – Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36. | – 6-му Ленинградскому детдому. (Ответы детей) |
Детдом – детский дом; воспитательное учреждение для детей, не имеющих родителей. | – Что такое детдом? – После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах. | |
Чтение стихотворения по цепочке. (Презентация) | – Прочитаем стихотворение по цепочке со слайдов и сразу будем работать со словарными словами. – Что обозначают слова взятые в розовую рамку? – ……….. в голубую рамку? | – Найти слово в толковом словаре или энциклопедии. – Найти слово в словарике в конце учебника. |
Слайд 4 | – Прочитаем содержание одной части – Все ли слова вам понятны? – Как вы понимаете… | (Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику). |
1. Словарная работа. Слайд 5 | Судомойка – женщина, которая моет посуду. Кухарка – от слова “кухня”, повар. На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник | – Объясняют значение слов. |
Слайд 6 | – Прочитаем содержание следующего слайда. – Какие слова необходимо объяснить? | Читает второй ученик громко, вслух. |
Слайд 7 | Кочережка – кочерга. Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. | Объясняют значение слов. |
Слайд 8 | Тетерка – тетерев. – Прочитываем следующий отрывок | Чтение, следят по учебнику. |
Слайд 9 | – Читаем дальше | Ученик читает, другие следят |
Слайд 10 1. Работа со словарем учебника | Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. | Находят в словарике учебника |
Слайд 11 | – Читаем дальше | Чтение, следят по учебнику. |
Слайд 12, 13 | Таратайка – двухколесная повозка. Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты. | |
2. Работа со словарем учебника | – Толкование этих слов найдем в словаре учебника на стр. 216. Мотор – автомобиль Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади. | Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги. |
Слайд 14, 15 | – Читаем последний отрывок | Чтение, следят по учебнику. |
VI. Работа с текстом Слайд 16 | – Кто главные герои? – Какова тема стихотворения? – Чему учит оно? | – 44 чижа. – Труд детей. – Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные. |
– Почему авторы сравнили детей с чижами? | – (Ответы детей) |
– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? | Ученики ищут в книге и зачитывают. |
– Как читалось стихотворение? | – Легко, ритмично, интересно. |
– Что выразили авторы ритмом? | – Занятия (действия) чижей в течение целого дня. |
Работа с оценочными листами | – За работу по стихотворению оцените свою деятельность. | (Оценивание в листах оценивания) |
Слайд 17 | – Это не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты | |
3. История создания стихотворения. | – Как же было сочинено это стихотворение? Об этом вы, ребята прочитаете дома вместе со своими родителями. Я приготовила вот такие буклеты “Из воспоминаний художника Бориса Семенова со слов С. Я. Маршака”. В этих буклетах родители должны поставить вам отметки за чтение и пересказ того, что вы прочитаете. (См. приложение 2) | Дети получают буклеты, внимательно слушают задание. |
4. Исполнение стихотворения под музыкальное сопровождение. | – Ребята, сейчас наш музыкальный руководитель покажет, как звучит это стихотворение, а вы ему поможете. – За исполнение то же поставьте себе оценку. | Дети исполняют под музыкальное сопровождение первую, вторую части стихотворения. (Оценивание) |
VII. Рефлексия. | – Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями? – Какой “шлем” вы каждый заработал за работу в течение всего урока. Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок? Что тронуло в вашей душе? – Рядом со шлемом нарисуйте смайлик своего настроения на уроке. – Покажите свои результаты. | На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке. Приклеивают шлем. Рисуют смайлик. Дети показывают свои оценочные листы. |
VIII. Подведение итогов урока. Слайд 18 | – Какое стихотворение изучали на уроке? – Кто его написали? – Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак? – Почему они сравнили детей с чижами? – Справились ли мы на уроке с поставленными целями? | Ответы детей. |
IX. Домашнее задание. Слайд 19 | – Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть. Вместе с родителями спеть стихотворение – песню, приготовить сообщение о зяблике, изучить “Историю создания стихотворения”. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. |
Слайд 20 | А закончить я хочу наш урок "Пожеланием друзьям", которое написал С.Я.Маршак в 1958 году: | |
Слайд 21 | Спасибо за урок! | |