по теме "Д.Хармс, С.Маршак "Веселые чижи". 2-й класс
 Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
      |   Этапы урока   |    Организация деятельности учителя   |    Организация деятельности учащихся   |  
  |   I. Организация начала урока и психологический настрой.   |        |    День погожий, день веселый,  Небо – золото и синь!  Белокаменная школа –  Среди елок и осин.  Рядом роща, рядом поле,  Знают заяц и сурок.  Если тихо в нашей школе,  Значит, там идет урок.  (Дети произносят хором стоя около своих рабочих мест)   |  
  |   1. Мотивация к учебной деятельности   |    Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями.   |    (Дети поворачиваются к гостям и говорят хором) “Здравствуйте” – скажем руками. Пожимают друг другу руки.  “Здравствуйте” – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой.  “Здравствуйте” – скажем ртом: Обращаются к гостям.  “Здравствуйте!”  Станет радостней кругом.  (Дети занимают свои рабочие места.)   |  
  |   II. Речевая разминка (отрывок стихотворения Д. Хармса на карточке).   |    – Прочитайте 8-ми стишье самостоятельно и подумайте. Кто автор этого стихотворения?  Кораблик.  По реке плывет кораблик.  Он плывет издалека.  На кораблике четыре  Очень храбрых моряка.  У них ушки на макушке,   У них длинные хвосты,   И страшны им только кошки  Только кошки и коты.   |        |  
  |   На доску вывешивается иллюстрация обложки сборника стихотворений Д. Хармса.   |    – Кто автор этого стихотворения?  – Почему вы так определили?  – Как вы думаете, как называется это стихотворение?  – Кто же плыл на кораблике?  – Как вы узнали?  – Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением, с сожалением, сердито, с ускорением).  – Какую работу мы выполнили?  – Оцените себя за эту деятельность. У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы цветными карандашами в соответствующей клеточке рисуете овал (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень).   |    – Д. Хармс.  (Ответы детей)  – Кораблик.  – Плыли мыши.  (Ответы детей)  Дети читают отрывок с разной интонацией  – Речевую разминку.  (Оценивают себя)   |  
  |   – Какое стихотворение мы изучили на прошлом уроке? Кто автор?  – Что вы можете рассказать о Д. Хармсе?  – Какой раздел литературного чтения мы начали изучать?  – Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов.   |    – Д.Хармс “Вы знаете?”  (Дети рассказывают, что запомнили из жизни и творчества поэта)  – Из детских журналов  – “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г).  “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г).   |  
  |   III. Проверка домашнего задания.   |    – Кто читал эти журналы?  – Какие детские журналы читаете вы?  – Какое домашнее задание у вас было?   |    – Наши прабабушки и прадедушки.  (Ответы детей)  – Найти стихи Д. Хармса и выучить их.  (Дети рассказывают наизусть или выразительно читают приготовленные дома стихи)   |  
  |   Работа в оценочном листе   |    – Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания.   |    (Дети оценивают себя)   |  
  |   IV. Физкультминутка.   |    Мы сейчас все дружно встанем.  Мы сейчас все дружно встанем.  И немножко отдохнем.  Вправо, влево повернитесь,  Наклонитесь, поклонитесь!  Руки вверх и руки в бок,  И на месте прыг да скок!  А теперь бегом вприпрыжку,   Молодцы вы, ребятишки!   |        (Дети встают)  (Потягиваются)  (Повороты)  (Наклоны)  (Движения руками)  (Прыжки на месте)  (Бег на месте)  (Занимают свои рабочие места)   |  
  |   V. Работа по теме урока.  ЗВУЧИТ ПЕНИЕ ЧИЖА(ЗВУК wave).   |    – Послушайте и определите чей это звук?  – Разгадайте загадку.  Я – и пташечка лесная,  Я – и песенка смешная,  И веселая игра  Для детей всего двора.   |    (Если дети затрудняются, учитель предлагают загадку)   |  
  |   Вывешивается ил. Чижа.   |    – Сейчас послушаем небольшое сообщение о чиже.  (См. приложение 1)   |    – Чиж  (Выступает подготовленный ученик).   |  
  |   1. Работа по учебнику  Слайд 1   |    – Откройте учебники на странице 170. Прочитайте название стихотворения.  – Кто авторы стихотворения?  – Что объединяет этих авторов?  (Работали в соавторстве)   |    (Дети открывают учебники, читают название стихотворения)  – Д. Хармс, С. Маршак  – Писали стихи для детей, вместе работали в детских журналах.   |  
  |   Слайд 2   |    – Какая тема нашего урока?   |    – Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи”   |  
  |   Слайд 3   |    – Попробуем определить целиурока.   |    – Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.   |  
  |   – Кому посвящено это стихотворение?  – Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36.   |    – 6-му Ленинградскому детдому.  (Ответы детей)   |  
  |   Детдом – детский дом; воспитательное учреждение для детей, не имеющих родителей.   |    – Что такое детдом?  – После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.   |        |  
  |   Чтение стихотворения по цепочке. (Презентация)   |    – Прочитаем стихотворение по цепочке со слайдов и сразу будем работать со словарными словами.  – Что обозначают слова взятые в розовую рамку?  – ……….. в голубую рамку?   |    – Найти слово в толковом словаре или энциклопедии.  – Найти слово в словарике в конце учебника.   |  
  |   Слайд 4   |    – Прочитаем содержание одной части  – Все ли слова вам понятны?  – Как вы понимаете…   |    (Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику).   |  
  |   1. Словарная работа.  Слайд 5   |    Судомойка – женщина, которая моет посуду.  Кухарка – от слова “кухня”, повар.  На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник   |    – Объясняют значение слов.   |  
  |   Слайд 6   |    – Прочитаем содержание следующего слайда.  – Какие слова необходимо объяснить?   |    Читает второй ученик громко, вслух.   |  
  |   Слайд 7   |    Кочережка – кочерга.  Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.   |    Объясняют значение слов.   |  
  |   Слайд 8   |    Тетерка – тетерев.  – Прочитываем следующий отрывок   |    Чтение, следят по учебнику.   |  
  |   Слайд 9   |    – Читаем дальше   |    Ученик читает, другие следят   |  
  |   Слайд 10  1. Работа со словарем учебника   |    Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.   |    Находят в словарике учебника   |  
  |   Слайд 11   |    – Читаем дальше   |    Чтение, следят по учебнику.   |  
  |   Слайд 12, 13   |    Таратайка – двухколесная повозка.  Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.   |        |  
  |   2. Работа со словарем учебника   |    – Толкование этих слов найдем в словаре учебника на стр. 216.  Мотор – автомобиль  Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.   |    Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги.   |  
  |   Слайд 14, 15   |    – Читаем последний отрывок   |    Чтение, следят по учебнику.   |  
  |   VI. Работа с текстом  Слайд 16   |    – Кто главные герои?  – Какова тема стихотворения?  – Чему учит оно?   |    – 44 чижа.  – Труд детей.  – Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные.   |  
  |   – Почему авторы сравнили детей с чижами?   |    – (Ответы детей)   |  
  |   – Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей?   |    Ученики ищут в книге и зачитывают.   |  
  |   – Как читалось стихотворение?   |    – Легко, ритмично, интересно.   |  
  |   – Что выразили авторы ритмом?   |    – Занятия (действия) чижей в течение целого дня.   |  
  |   Работа с оценочными листами   |    – За работу по стихотворению оцените свою деятельность.   |    (Оценивание в листах оценивания)   |  
  |   Слайд 17   |    – Это не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты   |        |  
  |   3. История создания стихотворения.   |    – Как же было сочинено это стихотворение?  Об этом вы, ребята прочитаете дома вместе со своими родителями. Я приготовила вот такие буклеты “Из воспоминаний художника Бориса Семенова со слов С. Я. Маршака”. В этих буклетах родители должны поставить вам отметки за чтение и пересказ того, что вы прочитаете. (См. приложение 2)   |    Дети получают буклеты, внимательно слушают задание.   |  
  |   4. Исполнение стихотворения под музыкальное сопровождение.   |    – Ребята, сейчас наш музыкальный руководитель покажет, как звучит это стихотворение, а вы ему поможете.  – За исполнение то же поставьте себе оценку.   |    Дети исполняют под музыкальное сопровождение первую, вторую части стихотворения.  (Оценивание)   |  
  |   VII. Рефлексия.   |    – Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями?  – Какой “шлем” вы каждый заработал за работу в течение всего урока. Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок? Что тронуло в вашей душе?  – Рядом со шлемом нарисуйте смайлик своего настроения на уроке.  – Покажите свои результаты.   |    На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке. Приклеивают шлем.  Рисуют смайлик.  Дети показывают свои оценочные листы.   |  
  |   VIII. Подведение итогов урока.  Слайд 18   |    – Какое стихотворение изучали на уроке?  – Кто его написали?  – Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?  – Почему они сравнили детей с чижами?  – Справились ли мы на уроке с поставленными целями?   |    Ответы детей.   |  
  |   IX. Домашнее задание.  Слайд 19   |    – Откройте дневники, запишите домашнее задание.  Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть. Вместе с родителями спеть стихотворение – песню, приготовить сообщение о зяблике, изучить “Историю создания стихотворения”.   |    Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.   |  
  |   Слайд 20   |    А закончить я хочу наш урок "Пожеланием друзьям", которое написал С.Я.Маршак в 1958 году:   |        |  
  |   Слайд 21   |    Спасибо за урок!   |        |