kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок " Стрижонок Скрип" В.А. Астафьев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепление. Учащиеся создают диафильм по рассказу  В.А. Астафьева " Стрижонок Скрип"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Стрижонок Скрип" В.А. Астафьев»

Урок литературного чтения "В.А. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Тип урока: закрепление изученного.


Вид урока: традиционный с применением новых информационных технологий.


Цели урока: 1. Продолжить знакомство с произведением В.П. Астафьева.

2. Развивать и актуализировать приобретённые знания, умения и навыки чтения.

3. Воспитывать любовь к животным и заботу о них.


Задачи урока: 1.

2. Развивать навыки осознанного правильного выразительного чтения, творческое воображение учащихся.

3.Раскрыть перед учащимися взаимоотношения человека с природой, воспитывать чувство сопереживания за братьев наших меньших.

Оборудование: 1. Звуки живой природы;

2. Портрет В.П. Астафьева;

3. Мультимедийное оборудование.


Планируемые результаты:

Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.

Метапредметные:

Коммуникативные: уметь строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли.





Ход урока

I. Организационный момент. 30 сек

- Прозвенел звонок. Все встали. Улыбнитесь друг к другу . Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. У нас гости, порадуйте их своей работой. Я желаю вам удачи, пожелайте успеха друг другу, хлопните по ладошке.

II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 1 мин

Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Ребята, а что эта за страна? (природа)

  1. Актуализация знаний. Стадия вызова.

  1. Прием ассоциаций

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

После ответов учащихся на экране кластер «Природа» (Слайд 2)

- Почему я заговорила о природе? (Раздел, который мы изучаем называется “Природа и мы”).

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”)

- Как вы думаете почему произведение так названо? (Наверное, главный герой стрижонок)

- Какие цели поставим на урок? Вам помогут слова на доске.

Сегодня на уроке нам предстоит -

(слова записаны на доске)

УЗНАТЬ – о чем произведение, что-то новое о стрижах, интересную историю о стрижах и т. п. для чего автор написал это произведение

НАУЧИТЬСЯ – читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев, понимать прочитанное, определять главную мысль текста.

ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ, В ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ –может быть какой-то поступок стрижонка научит нас правильно вести себя в жизни. Нам на уроке предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.

Прочитайте строки стихотворения шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

  1. Подготовка к восприятию нового

4. Проверка домашнего задании.

- Какое домашнее задание вы получили?( нарисовать иллюстрации к понравившейся части, узнать о стрижах)

- Сегодня мы продолжаем работать над этим произведением и станем создателями фильма, который поможет составить план-рассказа « Стрижонок Скрип» .



4. Актуализация ранее изученного

- (Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)

- Где появился птенец? ( в темной норке)

(высвечивается на экране)

- Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?

- Как повел себя стрижонок ? Прочитайте.

- Хорошо ли ему было в гнездышке (он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?

- Как вели себя птенцы без мамы? (они беспокоились, громко пищали, звали маму)

  • Почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль неё, вход закрывался).

  • Какими на свет появляются птенцы? (Без оперения).

  • О ком рассказано подробно? Почему?

Как озаглавим эту часть? «Новорожденные стрижи».

Помещают на доску первый кадр будущего фильма).


  • Почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да ещё и оттолкнула его? (Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут).

  • Какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Мама у них серьёзная и строгая).

  • Почему «с рассвета до вечера» носилась мама над берегом?

  • Как погиб папа стрижат?

  • Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

  • О ком или о чём рассказывает автор подробно? Почему?

  • Как озаглавим эту часть? «Жизнь стрижиной семьи».

(Дети записывают в тетрадях второй пункт плана. Помещают на доску второй кадр будущего фильма).

Что нового узнали о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей). (Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ч. В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.

Стрижи могут только лететь – ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае, проползёт несколько метров. Взлететь с земли стриж не сможет – крылья при взмахе ударяются о землю. Есть ещё одна интересная особенность у стрижей – они могут спать в воздухе. Причём не несколько минут , а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются   и приступают к своему обычному делу – начинают ловить насекомых.)

-Послушайте, как поют стрижи.

в) чтение и анализ 3 части «Птенцы подросли».

- Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?

- О каком качестве характера это говорит?

- Почему мама не пускала его и била по голове? - Чего она боялась?

- Знал ли об этом стрижонок?

- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.

- Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).

- Как озаглавим эту часть? «Птенцы подросли».

(Дети записывают в тетрадях третий пункт плана. Помещают на доску третий кадр будущего фильма).

Ф И З М И Н У Т К А

(Звучит фонограмма «Звуки леса»)

Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.

г) чтение и анализ 4 части «Случилась беда»

  • Расскажите о гибели мамы- стрижихи.

  • Какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой)

  • Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ)

  • Прочитайте как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

  • Какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?

  • Как озаглавим эту часть? «Случилась беда»

(Дети записывают в тетрадях четвёртый пункт плана. Помещают на доску четвёртый кадр будущего фильма).

д) чтение и анализ 5 части «Учатся летать!»

  • Почему возникает необходимость покидать родную норку? (Птенцы выросли, им не уместиться)


Кто учил Скрипа летать и как?

Как в этом случае вели себя остальные стрижи стаи?

Почему Скрипу не понравилось в облаке? ( темновато и одиноко)

Какое чувство было у стрижат? («Было радостно и жутко») Поясните фразу.

Как озаглавим эту часть? «Учатся летать!»

(Помещают на доску пятый кадр будущего фильма).

е) чтение и анализ 6 части «Новое жильё»

  • Что заставило Скрипа заняться строительством норки? (Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты)

  • Как Скрип понял, что норка у него маленькая? (Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие.)

  • Опишите ощущение птички, находящейся в мальчишеских руках.

  • Что пережил Скрип? (Страх). Почему?

  • - Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев? Зачем он описал страх Скрипа? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)

  • - Как вы относитесь к поступку мальчиков? Как озаглавим эту часть? «Новое жильё»

- Почему стрижи “сделались беспокойными”?

(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).

  • Почему Астафьев сравнивает собравшихся к отлёту стрижей с тучей?

( все небо клубилось)

  • Как озаглавим эту часть? Пора в дорогу.

(Дети записывают в тетрадях седьмой пункт плана. Помещают на доску седьмой кадр будущего фильма).

- А теперь посмотрите, какой замечательный фильм мы с вами создали!

5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.

Упражнение “Уроки жизни”

Я предлагаю поработать в группе, посоветоваться и ответить на вопрос:

- Какие уроки усвоил Скрип ?

Давайте проверим.

(Слайд 8).

Вывод на доске.

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. “Хорошо, когда умеешь летать!”

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно выходить из дома.

3. У маленьких людей есть враги.

4. Опасность должна сплачивать людей.

5. Без мамы холодно.

6. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

VI. Закрепление изученного. - Как вы считаете, вам удалось полностью понять содержание текста? Давайте проверим это с помощью опросника и поработаем в паре.

У каждой пары карточка, где они ставят + или - .

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

  5. Скрип был любопытный стрижонок.

  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

  7. Стрижи – очень дружный народ.

  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на слайде)

    1. ошибка – 5.

2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

6. Рефлексия. Итог урока.

Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”

2 группа

На друга надейся, а сам не плошай!”

Один за всех, все за одного”.

Больше дела, меньше слов”

3 группа

Мир не без добрых людей”.

Хозяин всегда себе дело найдет”

Страшна беда, пока не пришла”

4 группа

Учись смолоду – пригодится в старости”.

У страха глаза велики”

Глаза страшат, а руки делают”

  • О чём это произведение? (Писатель рассказывает о птичке стриже так, будто говорит о человеке. Речь идёт о том, как взрослеет, растёт и учится жить главный герой.)

  • Какая главная мысль рассказа? (Бережное отношение к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде.)

Докажите, что это произведение познавательное и поучительное? (Это произведение учит бережному отношению к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Возьмите фигуру человека и оцените свою работу на уроке, приклей на лестницу успеха.

Верхняя ступенька – Урок полезен, все понятно.

Средняя ступенька – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Нижняя ступенька – Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться!

Выставление оценок

9. Домашнее задание. Домашнее задание. (по выбору)

Придумать рекламу произведения, чтобы все захотели прочитать этот рассказ.


Пересказать рассказ от лица Скрипа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок " Стрижонок Скрип" В.А. Астафьев

Автор: Алима Манаповна Байбулова

Дата: 20.05.2024

Номер свидетельства: 651064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок - диалог по литературному чтению В. Астафьев "Стрижонок Скрип" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-dialogh-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-astaf-iev-strizhonok-skrip"
    ["file_id"] => string(6) "128735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415554461"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок по литературному чтению 4 класс"
    ["seo_title"] => string(40) "urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "311534"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459229353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства