3.Раскрыть перед учащимися взаимоотношения человека с природой, воспитывать чувство сопереживания за братьев наших меньших.
Оборудование: 1. Звуки живой природы;
2. Портрет В.П. Астафьева;
3. Мультимедийное оборудование.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия
Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.
Познавательные: анализхудожественного текста, выделение в нём основной мысли.
Ход урока
I. Организационный момент. 30 сек
- Прозвенел звонок. Все встали. Улыбнитесь друг к другу . Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. У нас гости, порадуйте их своей работой. Я желаю вам удачи, пожелайте успеха друг другу, хлопните по ладошке.
II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 1 мин
Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
- Ребята, а что эта за страна? (природа)
Актуализация знаний.Стадия вызова.
Прием ассоциаций
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)
После ответов учащихся на экране кластер «Природа» (Слайд 2)
- Почему я заговорила о природе? (Раздел, который мы изучаем называется “Природа и мы”).
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”)
- Как вы думаете почему произведение так названо? (Наверное, главный герой стрижонок)
- Какие цели поставим на урок? Вам помогут слова на доске.
Сегодня на уроке нам предстоит -
(слова записаны на доске)
УЗНАТЬ – о чем произведение, что-то новое о стрижах, интересную историю о стрижах и т. п. для чего автор написал это произведение
ПРИМЕНИТЬ НА ПРАКТИКЕ, В ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ –может быть какой-то поступок стрижонка научит нас правильно вести себя в жизни. Нам на уроке предстоит много читатьи отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.
Прочитайте строки стихотворения шепотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте, разделяя на слоги.
- Прочитайте с ускорением.
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
Подготовка к восприятию нового
4. Проверка домашнего задании.
- Какое домашнее задание вы получили?( нарисовать иллюстрации к понравившейся части, узнать о стрижах)
- Сегодня мы продолжаем работать над этим произведением и станем создателями фильма, который поможет составить план-рассказа « Стрижонок Скрип» .
4. Актуализация ранее изученного
- (Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)
- Где появился птенец? ( в темной норке)
(высвечивается на экране)
- Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?
- Как повел себя стрижонок ? Прочитайте.
- Хорошо ли ему было в гнездышке (он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?
- Как вели себя птенцы без мамы? (они беспокоились, громко пищали, звали маму)
Почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль неё, вход закрывался).
Какими на свет появляются птенцы? (Без оперения).
О ком рассказано подробно? Почему?
Как озаглавим эту часть? «Новорожденные стрижи».
Помещают на доску первый кадр будущего фильма).
Почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да ещё и оттолкнула его? (Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут).
Какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Мама у них серьёзная и строгая).
Почему «с рассвета до вечера» носилась мама над берегом?
Как погиб папа стрижат?
Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?
О ком или о чём рассказывает автор подробно? Почему?
Как озаглавим эту часть? «Жизнь стрижиной семьи».
(Дети записывают в тетрадях второй пункт плана. Помещают на доску второй кадр будущего фильма).
Что нового узнали о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей). (Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ч. В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.
Стрижи могут только лететь – ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае, проползёт несколько метров. Взлететь с земли стриж не сможет – крылья при взмахе ударяются о землю. Есть ещё одна интересная особенность у стрижей – они могут спать в воздухе. Причём не несколько минут , а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу – начинают ловить насекомых.)
-Послушайте, как поют стрижи.
в) чтение и анализ 3 части «Птенцы подросли».
- Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?
- О каком качестве характера это говорит?
- Почему мама не пускала его и била по голове? - Чего она боялась?
- Знал ли об этом стрижонок?
- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.
- Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).
- Как озаглавим эту часть? «Птенцы подросли».
(Дети записывают в тетрадях третий пункт плана. Помещают на доску третий кадр будущего фильма).
Ф И З М И Н У Т К А
(Звучит фонограмма «Звуки леса»)
Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.
г) чтение и анализ 4 части «Случилась беда»
Расскажите о гибели мамы- стрижихи.
Какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой)
Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ)
Прочитайте как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?
Какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?
Как озаглавим эту часть? «Случилась беда»
(Дети записывают в тетрадях четвёртый пункт плана. Помещают на доску четвёртый кадр будущего фильма).
д) чтение и анализ 5 части «Учатся летать!»
Почему возникает необходимость покидать родную норку? (Птенцы выросли, им не уместиться)
Кто учил Скрипа летать и как?
Как в этом случае вели себя остальные стрижи стаи?
Почему Скрипу не понравилось в облаке? ( темновато и одиноко)
Какое чувство было у стрижат? («Было радостно и жутко») Поясните фразу.
Как озаглавим эту часть? «Учатся летать!»
(Помещают на доску пятый кадр будущего фильма).
е) чтение и анализ 6 части «Новое жильё»
Что заставило Скрипа заняться строительством норки? (Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты)
Как Скрип понял, что норка у него маленькая? (Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие.)
Опишите ощущение птички, находящейся в мальчишеских руках.
Что пережил Скрип? (Страх). Почему?
- Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев? Зачем он описал страх Скрипа? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)
- Как вы относитесь к поступку мальчиков? Как озаглавим эту часть? «Новое жильё»
- Почему стрижи “сделались беспокойными”?
(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).
Почему Астафьев сравнивает собравшихся к отлёту стрижей с тучей?
( все небо клубилось)
Как озаглавим эту часть? Пора в дорогу.
(Дети записывают в тетрадях седьмой пункт плана. Помещают на доску седьмой кадр будущего фильма).
- А теперь посмотрите, какой замечательный фильм мы с вами создали!
5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.
Упражнение “Уроки жизни”
- Я предлагаю поработать в группе, посоветоваться и ответить на вопрос:
- Какие уроки усвоил Скрип ?
Давайте проверим.
(Слайд 8).
Вывод на доске.
1. Отбило охоту отнимать еду у других.
2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
3. У маленьких птиц есть враги.
4. Опасность должна сплачивать стаю.
5. Без мамы холодно.
6. “Хорошо, когда умеешь летать!”
7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.
1. Отбило охоту отнимать еду у других.
2. Опасно выходить из дома.
3. У маленьких людей есть враги.
4. Опасность должна сплачивать людей.
5. Без мамы холодно.
6. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
VI. Закрепление изученного. - Как вы считаете, вам удалось полностью понять содержание текста? Давайте проверим это с помощью опросника и поработаем в паре.
У каждой пары карточка, где они ставят + или - .
Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
Скрип был любопытный стрижонок.
Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
Стрижи – очень дружный народ.
Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.
– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на слайде)
ошибка – 5.
2 ошибки – 4. 3 ошибки – 3.
6. Рефлексия. Итог урока.
Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”
2 группа
“На друга надейся, а сам не плошай!”
“Один за всех, все за одного”.
“Больше дела, меньше слов”
3 группа
“Мир не без добрых людей”.
“Хозяин всегда себе дело найдет”
“Страшна беда, пока не пришла”
4 группа
“Учись смолоду – пригодится в старости”.
“У страха глаза велики”
“Глаза страшат, а руки делают”
О чём это произведение? (Писатель рассказывает о птичке стриже так, будто говорит о человеке. Речь идёт о том, как взрослеет, растёт и учится жить главный герой.)
Какая главная мысль рассказа? (Бережное отношение к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде.)
Докажите, что это произведение познавательное и поучительное? (Это произведение учит бережному отношению к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде).
- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Будем птиц любить, оберегать. Будем взрослым в этом деле помогать: Беречь леса, поля и реки, Чтоб сохранилось все на веки!!!
Возьмите фигуру человека и оцените свою работу на уроке, приклей на лестницу успеха.
Верхняя ступенька – Урок полезен, все понятно.
Средняя ступенька – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Нижняя ступенька – Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться!
Выставление оценок
9. Домашнее задание. Домашнее задание. (по выбору)
Придумать рекламу произведения, чтобы все захотели прочитать этот рассказ.