kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок познание мира 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

познание мира открытый урок. 4 класс с презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок познание мира 4 класс»

Тема. Водоёмы. Растения и животные водоёмов.

Цели:

  • Формировать знания учащихся о разнообразии обитателей водоёма и связях между ними;

  • Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки , кроссворд, карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный  проектор с экраном. 

Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам,

Технологии:  информационная, проблемно-диалогическая, исследовательская, технология КТД.

Методы и приёмы, использованные на уроке:

  • методы стимулирования и мотивации учеников: эмоциональные: поощрения, создание ситуации успеха,  познавательные – рассказ, наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.

Сядь-ка, ровненько, дружок, 
Начинается урок- 
Но сначала повернитесь 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям 
И садитесь по местам. 


- На уроке нас ждут, я надеюсь, открытия. Какие они будут: большие или маленькие? Неважно. Главное, у каждого они будут свои. 

– Прежде, чем начнём  наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке? (Внимательным,  отвечать на вопросы,  слушать ответы товарищей,  доказывать свою точку зрения,  убеждать, включить мозговую систему на полную мощность и т. д.)
- Применяя всё это, я думаю, вы сможете выполнить небольшую самостоятельную работу

Самостоятельная работа ( проверка д.з)

    1. Установи соответствие, соедини стрелками понятие и его определение

      Луга

      …ровное, безлесное пространство, покрытое растительностью.

      Степь

      …участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые растения.

      Пустыни

      … деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы.

      Леса и тугаи

      …пространства, где из-за недостатка воды воздух и почвы сухие, а растительность редкая.

    2. Распредели группы растений по их местам произрастания:(укажи стрелкой)

Мята, мышиный горошек, люцерна

Степь

Ковыль, тысячелистник, тюльпан.

луг

Саксаул, верблюжья колючка, жузгун.

лес

Лиственница, ландыш, подосиновик.

Пустыня.



    1. Распредели группы животных по их местам обитания(укажи стрелкой)

Рыть, белка, муравей

Степь

Джейран, тушканчик, варан

луг

Суслик, беркут, сайгак.

Лес

Крот, жаворонок, шмель

пустыня



- молодцы, все выполнили. Я проверю и поставлю оценки в журнал.

Продолжаем работать.

Тему нашего урока , вы сейчас назовете сами.

Возьмите корень из слова ПОДВОДНЫЙ, уберите приставку из слова ПОДЪЁМ, соединительная гласная из слова ПАРОВОЗ, и окончание из слова СЛОНЫ

ВОД-О-ЁМ-Ы

Молодцы ребята!

2. Актуализация знаний

а) Блиц-опрос. - Какие водоёмы вы знаете? (искусственные, естественные; )а озера? (пресные, солёные) - В чём различие между искусственным  и естественным? -Давайте вспомним, какие естественные водоёмы существуют? Речка, ручей, море, озеро.

-Какие искусственные водоёмы знаете? Пруд, водохранилище, канал.

б) Человек использует воду для :

-хозяйственных нужд -питья -перевозки грузов - полива и орошения -для отдыха -для пищи (рыба и морепродукты)

в) Какие водоёмы по составу воды наиболее важны для человека? Солёные или пресные? - А есть ли в них жизнь?

г) -Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, доказать, что водоём – природное сообщество).

Вывод: В пресной воде рек, ручьёв, прудов, озёр таится чудесный мир, в котором обитает множество растений и животных.

3. Изучение  нового материала

– Сегодня, на уроке мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи?( ответы детей) . вы сегодня будете работать в группах ( самостоятельно).

Для работы вам потребуются рабочие тетради . Давайте запишем в них сегодняшнее число и тему нашего исследования.

Итак, в путь! Каждый будет представлять начинающего учёного. Работать вы будете в группах.

1 группа –готовит рассказ по плану о растениях водоёма.

2 группа - о насекомых, рыбах, лягушках, пиявках.

3группа - о птицах, моллюсках и млекопитающих.

Дети работают в группах, составляя паспорт.

Паспорт. -название . -особенности -питание

Работа в группах(10 -15 минут)

А) итак , первые выступают группа ботаников .

Кто такой ботаник? (Специалист изучающий растения)
Слушайте внимательно.

Рассказ ботаников:

Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках , озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Сегодня мы расскажем о некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.

Рогоз широколиственный  многолетнее растение 1-2 метра в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические бархатные початки.

Камыш, тростник очень похожи, различаются лишь соцветиями. Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема,

Стрелолист получил такое название из-за листьев, которые похожи на кончик стрелы. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы. В клубнях, которые весной и осенью появляются на корнях, находится много крахмала, поэтому они съедобны и употребляются в пищу в варёном и печёном виде 

Кувшинка белая -самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды.У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.

Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки жёлтой. Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.

Лотос. Сверху гладкая поверхность листа покрыта сизым восковым налетом, делающим лист несмачиваемым. Вода собирается на нем, как ртуть, в крупные капли. Цветки лотоса издают приятный запах. Каждый цветок живёт 3–4 дня, на ночь закрывается, днём повёрнут к солнцу. Всё растение съедобно и применяется в лекарственных и пищевых целях.

Рдест  многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем.. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые, рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру. Некоторые виды рдеста служат пищей для водоплавающих птиц, ондатр, бобров.

Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих  вод, сильно ветвится. Это самый крошечный цветок. листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц и рыб. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом. Корни ряски не доходят до дна, разрастаются прямо в воде

Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. 

Б) Следующая группа –Зоологов .. По объектам исследования зоологию подразделяют на ряд подчинённых дисциплин. Со многими из них мы познакомимся в процессе выступления наших учёных- зоологов.

Рассказ зоологов ( 2группа)

Для многих животных пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут.  Для других водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

Слушайте внимательно рассказ энтомологов!(специалистов, изучающих насекомых)

Водомерка прудовая – небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов. Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные  средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются.   Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов.  Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

Стрекоза летает бесшумно и быстро, она способна делать виражи под прямым углом, удерживаться в воздухе, не двигаясь, и даже летать хвостом вперёд! Стрекозы способны даже делать сальто в воздухе. 
Они приносят немало пользы, сокращая численность комаров и мух, — эти вредители и их личинки составляют излюбленную пищу стрекоз и нимф. Личинка стрекозы(нимфа) живёт от 1 до 5 лет, меняя кожу до 15 раз. Личинка стрекозы поглощает огромное количество пищи. Любые мелкие существа, оказавшиеся в пределах ее досягаемости — личинки других насекомых, водяные блохи, черви, головастики и мальки, — исчезают в ее прожорливой пасти. Взрослая стрекоза живёт всего около 2 недель.

Я-герпетолог – специалист по земноводным. Я хочу рассказать о лягушке прудовой. Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху  тело ярко-зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета.  Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.

Учёные –ихтиологи подготовили небольшие сведения о рыбах пресных водоёмов, но только о некоторых, т.к. рыб обитает в них очень много видов и обо всех рассказать у нас нет возможности.

Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более . Тело удлинённое, стреловидное, голова большая вытянутая; рот большой с многочисленными острыми зубами. Щука питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Щуки хищники, они поедают рыб, птенцов, крупных насекомых

Карась. В водоёмах обитают два вида карасей: серебристый и золотистый. Караси обладают большой жизнестойкостью.  Чешуя у них крупная и гладкая на ощупь. В местах с суровым климатом караси впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживают полное промерзание водоёма до дна. Питаются караси растительностью, мелкими беспозвоночными, Обитают исключительно в болотистых и низменных озёрах и реках,

Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Брюшные плавники ярко-красные, Глаза оранжевые. Окуни держатся обыкновенно небольшими стайками, Окуни хищные и прожорливые, поедают мелких рыбок, рыбью икру, насекомых, червей, головастиков и речных раков.

Пескарь. Тело сверху зеленовато-бурового цвета, с боков серебристое и покрытое синеватыми или черноватыми пятнами. В углах рта усики. Взрослые рыбы потребляют личинок насекомых и икру других рыб.. В течение всей жизни пескарь держится большими стаями.

музыкальная площадка. Может заглянем, отдохнём?

Физминутка.

Выступает 3 группа – орнитологи .

А далее расскажут о своих исследованиях орнитологи - специалисты по птицам.

На наших водоёмах обитают много птиц. Это всем известные утки, гуси, лебеди, пеликаны. Разговор сейчас пойдёт об одной самых редких птиц – реликтовой чайке.  

Реликтовые чайки отличаются розовой окраской нижней стороны тела и черным узким «ожерельем» на шее. Розовая чайка не только красива, но и изящна. Полет у нее легкий и грациозный. В поисках пищи птицы могут зависать над водой, а затем бросаться вниз, погружаясь в воду почти целиком. Пищей розовым чайкам служат наземные и водные насекомые, ракообразные и моллюски. Гнезда они устраивают во мху, выстлав ямку сухой осокой, пушицей или лишайниками.

Скопа -хищная птица. Живёт скопа обычно 8-10 лет. Некоторые птицы доживают до 20-25 лет. Скопа — одиночная птица. Только на период гнездования она образует пару. Всё остальное время живёт и охотится одна. Основной рацион питания — рыба. Кроме рыб в острые когти также попадаются мыши, крысы, зайцы, кролики, небольшие рептилии и другие птицы.

Цапля –крупная птица с длинными ногами. Питаются цапли разнообразной водной и околоводной живностью — рыбой, мальками, головастиками, взрослыми лягушками и жабами, тритонами, змеями, ужами, ящерицами, моллюсками, ракообразными, насекомыми. При случае они могут охотится и на теплокровных животных: ловят птенцов чаек, мышевидных грызунов и даже кротов Иногда цапля стоит на месте в полной неподвижности, но она не просто ждет, а и приманивает добычу. Для этого она шевелит пальцами, которые часто окрашены в яркий цвет. Рыбы принимают пальцы за червяков и подплывают поближе. Врагами цапель в воздухе являются хищные дневные птицы — соколы, коршуны, ястребы, орлы.

Малакологи поведают нам о жизни моллюсков.

В небольших озёрах, реках, заросших растениями живёт обыкновенный прудовик . Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час.  Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Беззубка живет на дне, зарываясь наполовину в илистый грунт. Ее овальная раковина имеет длину около 10 см. Вместе с водой в рот попадают различные мелкие организмы. Эти организмы остаются, а вода выводится обратно. Таким образом беззубки очищают наши водоёмы.  Беззубки малоподвижные животные, ведущие преимущественно сидячий образ жизни. За час они проползают не более 25 – 30 сантиметров.

Медицинские пиявки живут обычно в небольших мелких водоемах Питаются кровью лягушек и млекопитающих, чаще всего приходящих на водопой.
Если в водоеме к вашему телу присосалась пиявка, не бойтесь и не старайтесь ее оторвать. В этом случае надо выбраться на сушу, посыпать пиявку солью или смазать йодом, можно одеколоном и тогда она сама быстро отпадает.
Медицинские пиявки — полезные черви и подлежат охране. Они  вырабатывают вещество — гирудин, который препятствует свертыванию крови.

Вывод: какой вывод можно сделать, прослушав сообщения наших начинающих учёных?

Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями.

- Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?

- плавники

- жабры

- перепонки на лапах

- длинные ноги, клюв

- защитную окраску

- обтекаемую форму тела

Водоём-природное сообщество. – Как уживаются между собой растения и животные? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нашему первоисточнику – учебнику на стр. 95 (последний абзац) -Как называются связи между растениями и животными? - Почему водоём называют природным сообществом? Все обитатели водоёмов живут сообща.

Растения выделяют кислород, которым дышат обитатели водоёмов, растениями питаются обитатели водоёмов, останки растений и животных под действием бактерий, которые тоже обитают в водоёмах, превращаются в  питательные вещества для новых растений.  

(В нём совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны  между  собой цепью питания.)

4. Закрепление знаний. –А впереди показалась станция –Корректор.(тот, кто исправляет ошибки)

а) Исправь ошибки в тексте. (работа в группах)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это элодея. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы, а по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски и прудовики. Вот щука лакомится ряской. А лягушка отдыхает на листе широком листе тростника, наевшись рыбы.

б) отметьте организмы из водного сообщества. –фиалка, осока, водомерка, кукушка, комар, жаворонок, бобр, лотос, утка, орёл, молочай, пузырчатка, рдест, куропатка, фламинго, тритон, зверобой, купальница, лещ, клён, судак, пиявка, незабудка.

в) Заглянем по пути в звукосалон. –Здесь можно прослушать голоса животных и отгадать, кому они принадлежат. Рискнём? Отгадывание звуков голоса животных водоёмов.

г)Разгадывание кроссворда и вывод о данном виде животного или растения.

5. Вот и добрались до станции «Итоговой»

- Что мы сегодня исследовали?

Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.

- Можем ли мы водоём назвать природным сообществом? Почему?

- Что очень важно для любого природного сообщества?

-Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как?

-Оцените свою работу в группе.

6. Домашнее задание.

1 группа – рассказ о сообществе болота.

2 группа – рассказ о морском сообществе.

3 группа- подобрать не менее 6 загадок о растениях и животных водоёмов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок познание мира 4 класс

Автор: Кустанова Дарья Сериковна

Дата: 22.02.2017

Номер свидетельства: 394626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Презентация к открытому уроку познания мира на тему "Какие бывают растения?", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_otkrytomu_uroku_poznaniia_mira_na_tiemu_kakiie_byvaiut_rastien"
    ["file_id"] => string(6) "398003"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1488731073"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "разработка урока "Познание мира" "
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotka-uroka-poznaniie-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "168722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423291612"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Профессиональные праздники" конспект открытого урока по познанию мира "
    ["seo_title"] => string(73) "profiessional-nyie-prazdniki-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "135444"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416923317"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Профессиональные праздники конспект открытого урока по познанию мира "
    ["seo_title"] => string(75) "profiessional-nyie-prazdniki-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-poznaniiu-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "135448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416923788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Конспект урока познания мира" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "242688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445521223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства