"х""о", смайлики для рефлексии, муз. проигрыватель. Ход урока: I. Организационный этап:
1. Готовность к уроку
2. Психологический настрой - Я рада приветствовать на уроке своих добрых и умных учеников. Но не только я рада вас приветствовать. Посмотрите, как удивительно, ласково и нежно улыбается вам солнышко! -Давайте улыбнемся ему в ответ. А теперь улыбнитесь друг другу, гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам?
II. Повторение пройденного материала: - вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке? (Домашние животные)
- сейчас проверим, как вы усвоили материал данного раздела:
- предлагаю вам поиграть в игру "Крестики - нолики"
- я буду задавать вопросы, если вы ответите на вопрос «да» - поднимаете «0», если «нет» - х.
1. Домашние животные живут в лесу - х 2. Люди ухаживают за ними - 0 3. Из шерсти верблюда, барана, козы изготавливают резину - х 4. Из молока домашних животных делают сыр, творог, сметану, кефир - 0 5. Зимой домашних животных и птиц загоняют в холодные помещения - х
6. Домашних животных кормят сеном и зерном - 0
III. Объявление темы, цели урока: - Посмотрите на доску. Отгадайте, какое слово зашифровано в ребусе? (На доске ребус 7 Я, на обратной стороне – СЕМЬЯ) У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? (СЕМЬЯ) - Сегодня мы поговорим о семье. (на доске СЕМЬЯ)
IV. Изучение нового материала: А )Беседа по содержанию темы.
- Как вы понимаете слово «семья»? (ответы учащихся) - Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. - А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? (На доске вывешены рисунки детей)
- Представьте свою семью и коротко расскажите о ней. (Дети рассказывают о своих семьях, показывают рисунки своей семьи – на доске)
Б) Работа по учебнику (стр. 78) В)Беседа:
- Скажите, ребята, какая семья называется дружной? (На доске ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ)-рассуждения детей. - Я сейчас вам прочитаю легенду о том, как появилась дружная семья. (Чтение легенды «Как появилась дружная семья».) Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (На доске: Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба. Слова вывешиваются вокруг слов «Дружная семья») - Так какие качества нужны людям для того, чтобы семья была дружной? Давайте прочтем названия этих качеств. - Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Физкультминутка:
Наша дружная семья: Мы - счастливая семья, Мама, папа, брат и я. Мама, папа, брат и я Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться. V. Закрепление знаний:
Г) Беседа:
- Ребята, бывало ли у вас такое, что вам в семье иногда бывает грустно? Казалось бы, что все у вас есть: любимые игрушки, интересные диски с мультфильмами, компьютеры и даже телефоны. Красивая одежда. Школьные принадлежности. Но вам грустно.
-Почему? (рассуждения детей)
- чтение стихотворения Абая Кунанбаева "Велика семья..." под музыку - Махмет. (учитель подводит детей к тому, что материальные блага в семье не главное)
Д) ) Игра «Кто из семьи?» Ø Кто для тебя мать твоей мамы? (бабушка) Ø Дочь моей мамы, но не я? (сестра) Ø Отец твоего папы? (дедушка) Ø Кем тебе приходится брат твоего отца? (дядя) Ø Как зовут по имени отчеству маму, папу, бабушку, дедушку? Ø Как на казахский язык переводится слово мама? (шеше), отец? (әке),
бабушка? (әже), дедушка? (ата).
Е) Работа в дневнике наблюдений (стр. 7 )
- наклеим фотографию своей семьи в рамку
VI. Рефлексия урока:
-Учитель рассказывает притчу:
Однажды луна спросила одиноко светившую звездочку, почему ты то ярко сверкаешь, то тускло светишь на небе. На что та ответила, когда-то я встретила путника спешащего домой. Он рассказал мне, что задержался в дороге, а теперь в темноте ему очень трудно отыскать дорогу домой. Он сказал, что отдал бы многое, чтобы добраться побыстрее к своей семье, обнять и поцеловать всех членов своей семьи. И я, звёздочка постаралась изо всех сил, чтобы осветить ему дорогу. Но сил надолго не хватает, и потому я иногда свечу тускло. Луне понравилась эта звездочка, и она подарила ей в помощь ещё много таких же звёздочек, чтобы они вместе смогли освещать дорогу в темноте путникам, спешащим домой, к своей любимой семье.
- Давайте же и мы с вами зажжём в честь своих семей звёздочки вокруг Земли (на доске вывешивается изображение земного шара )
VII. Итог урока. - Наш урок подошел к концу. О чем мы сегодня говорили на уроке? - Вам понравился урок? - Чем?