1. Ф.И.О. учителя: Щугорева Ольга Михайловна
Характеристика этапов урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: проверить готовность к уроку и настроить детей на учебную активную деятельность. (1 мин) | Приветствует детей и настраивает их на работу. - Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. | Дети приветствуют учителя. Л-1 |
2. Постановка темы и цели урока. Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. (5мин) | Организует диалог с учащимися. - Я хочу, чтобы вы сегодня сами узнали, с каким произведением мы познакомились и кто его автор. - Используя шифр, найдите слова, спрятанные за цифрами. - Кто расшифровал слово? А В Е К О П Р С Т Х Ш 2 3 4 5 6 7 8 9 0 * 675895 просто 89170*41 старушка 3 е 3 е 2 в 1 а - Кто знает о чём пойдёт речь? - Что будем делать на уроке? - Какие произведения Осеевой вы уже читали? (Слайд) - О каких качествах характера в них говорилось? (Слайд) - Какова цель нашего урока? | Работа в парах. Л-2, П-4, К-4 Расшифровывают тему урока. Осеева. Просто. Старушка. Дети читают вопросы. Дети называют тему урока. Р-1, П-1 В. Осеева «Просто старушка» Знакомиться с новым произведением. «Сторож», «Кто наказал его» К-2, П-2 (Цель урока - продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение В. Осеевой«Просто старушка» |
3.Актуализация полученных ранее знаний. Цель: повторение знаний о литературных жанрах. (3мин) | Герои прочитанных произведений заставляют нас о многом задуматься. Я от лица героев хочу попросить вас выбрать только те качества, которые должны принадлежать настоящему человеку. -Итак, какие качества вы для себя выбрали? -Почему вы для себя отметили именно такие качества? - А вы можете сказать про себя: «Я решительный»? Сообщите мне об этом сигнальными карточками. - Для тог, чтобы вы смогли для себя выделить качества решительного человека, познакомимся с произведением В. Осеевой «Просто старушка». | Дети работают в парах и выбирают эти качества. К-4, П-2 Дети перечисляют качества. доброта трудолюбие смелость жизнерадостность честность решительность упорство старательность Дети высказывают своё мнение. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. К-5 Дети показывают сигнальные карточки: П-4 зелёный цвет – да, я решительный; красный – нет, я не решительный; жёлтый – я ещё не разобрался в этом вопросе. |
4.Подготовка к первичному восприятию. Цель: создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения. (1 мин) | - Можете ли предположить, о ком пойдёт речь в этом произведении? - Какой вы представляете себе старушку? | Высказывания детей. П-8 доброй, согнутой с палочкой, беспомощной |
5.Знакомство с произведением. Цель: совершенствовать навык сознательного чтения, умение видеть последовательность событий, видеть жанровые особенности текста. (9 мин) | Прежде чем прочитать произведение Подготовимся - Что произошло дальше? - Как поступит мальчик? (девочка) - Почему? - Теперь, давайте посмотрим , как решает эту проблемную ситуацию В.Осеева стр. 156 | Задания на стр. 155-156 Л-2 - Дети помогли старушке. - Потому, что надо помогать людям. Л-3 Произведение читают дети. П-2 |
6. Беседа по первичному восприятию текста и анализ прочитанного произведения. Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей. (3 мин) | Учитель работает с детьми, используя метод беседы, который помогает выявить уровень понимания сюжетной линии рассказа. - Вам понравилось произведение? - Почему? - Какие чувства оно у вас вызвало? - Какие герои стали участниками событий? - Кто из героев особенно понравился? - Что привлекло в этом герое? - Как вы относитесь к поступку мальчика? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Да. К-2, Положительные, чувство жалости, сочувствие. Мальчик, он помог старушке. Решительность, доброта, сочувствие. Высказывают своё мнение. К-5 |
7.Физкультминутка. Цель: восстановить работоспособность, помочь снять утомление. (1мин) | Организует отдых и восстановление работоспособности. Вы, наверное, устали? И поэтому все встали. Ручками похлопали, ножками потопали. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем. И работать продолжаем. | Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность. |
8. Работа с текстом с опорой на выборочное чтение. Цель: совершенствовать навык сознательного и беглого чтения. (12мин) | - Что это рассказ или сказка? - Докажите. - Это произведение народное или авторское? - Какое время года описано в рассказе? - Почему вы так решили? - Как в данной ситуации поступили дети? Найдите в тексте предложение подтверждающее это. - В рассказе говорится, что он «бросился», что означает это слово? - Сравните с другими словами. бросился побежал пошёл - Почему Осеева выбрала именно это слово? - А девочка? Почему она так себя вела? - Посмотрите на слова и найдите те, которые бы точно подходили для характеристики мальчика, девочки. находчивый равнодушная внимательный безучастная Работа в парах. - Обозначение ролей в ТПО - Чтение по ролям. | - Рассказ. П-2 Небольшое произведение, повествующее об эпизоде из жизни. - Авторское. - Зима, весна. - Гололёд. Мальчик помог, а девочка нет. Дети работают с учебником, используя выборочное чтение. «бросился на помощь» П-5 Быстро и резко пошёл на помощь. П-6 Более точно подходит к данной ситуации. Она просто не знала как себя вести в такой ситуации. К-5 Дети перечисляют качества характера. Учащиеся работают в парах, выбирают правильный ответ и доказывают. К-4, Р-3,П-7 К-3, К-4 |
9. Обобщение. Цель: обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения. (2 мин) 10. Творческая работа. (3 мин) | Ведёт беседу обобщающего характера. - Проанализировав произведение, сделайте вывод. - Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? Что можно сказать о сердце человека, который делает добрые поступки каждый день? Давайте с вами тоже сделаем добрые сердечки. - А зачем они нам будут нужны? | Какие качества характера заложены в детстве, такие будут и у взрослых людей. Учащиеся работают в группах и делают вывод. П-7, П-1, Р-1 Доброе. Л-3 - Они будут напоминать нам о добрых делах. |
11. Рефлексия. Цель: осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. (2 мин) | Учитель предлагает оценить свою деятельность. | Оценивают свою деятельность. Р-4 Сегодня на уроке я узнал…. Мне показалось интересным… Меня удивило… Я могу… |
11. Домашнее задание. Цель: совершенствование читательских навыков в форме творческой работы. (2 мин) | Учитель даёт домашнее задание по выбору. а) составить словесный портрет мальчика с привлечением текста б) рассуждение на тему: «Решительный ли я человек?» в) нарисовать иллюстрацию к рассказу | Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник. Р-2, П-2 |