kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению Тема урока: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»»

Тема урока:

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


Цели урока:


продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

Развивать навыки осознанного правильного чтения, четкую дикцию.

Продолжить формировать умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста, составлять цитатную характеристику главного героя.

Развивать речь учащихся.

Воспитывать любовь к животным.



Оборудование:

портрет Н А. Некрасова, карточки с первой частью стихотворения,

карточки с цитатами из произведения.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

- Укажите сходство стихотворения со сказкой. (Мороз показан как живой – «идет - по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)

- Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз – богатырь с косматой бородой)

- Прочитайте, как покоряется Морозу природа. (Морозу подчиняется все – метели, снега и туманы покорны морозу всегда. )

- Чем же отличается образ Мороза у Некрасова от образа в русских сказках? (В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать, добрый и справедливый. А в стихотворении Н.Некрасова он – всесильный богатырь. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз – воевода.)

- Прочитайте выразительно хвастливую песенку Мороза так, чтобы все мы ощутили его силу и власть.

- Чтение стихотворения наизусть.


  1. Работа над новым материалом.


1. Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.


Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877 гг.)

Детство и юность великого русского поэта Н.А.Некрасова пошло на Волге; «Благословенная река, кормилица народа!» - говорил он о ней. Но здесь же, на этой реке, ещё ребёнком , увидел он и бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный, безрадостный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.

Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом – гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.

В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал в Петербург поступать в Дворянский полк (так называлось одно из офицерских училищ). Но, последовав совету матери и собственной склонности, он начал готовиться к поступлению в университет. Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане.

Чего только не пришлось пережить Некрасову! «ровно три года, - вспоминал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным».

Он брался за любую работу; писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актёров, давал уроки…

В 1838 году начал печатать свои стихи.

Некрасов был поэтом глубоко национальным.

В его поэзии живёт всё богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова ещё при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным, угнетённым – одна из главных в поэзии Некрасова:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - писал он.



2. Девизом нашего урока станут слова Е. Евтушенко. Читаем все вместе медленно:

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор? ( Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, грубость и т. д.)

- К чему призывает автор? (Беречь и любить природу, все то, что нас окружает)

- Прочитаем выразительно.


3. Сегодня на уроке мы прочитаем новое стихотворение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

В свободное от работы время поэт любил охотиться. Он бродил по лесам и полям. На пути встречались ему деревни. Он знакомился с крестьянами, присматривался к их безрадостной жизни, прислушивался к их разговорам, записывал все, что его заинтересовывало. Много интересных историй рассказал Некрасову старый крестьянин, любитель охоты – Мазай. Такой человек – не выдумка поэта, он действительно жил в деревне Малые Вежи в Костромской области.


В ваших учебниках помещена только вторая часть стихотворения. Сейчас ребята вам прочитают начало, а вы внимательно слушайте. Я буду задавать вопросы.



В августе, около «Малых Вежей»

С старым Мазаем я бил дупелей.


Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.


Тучка бала небольшая на нём,

А разразилась жестоким дождём!


Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзились струи дождевые


С силой стремительной… Я и Мазай,

Мокрые, скрылись в какой-то сарай.


Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая,


Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его:


Летом её убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,


Вся она тонет в зелёных садах;

Домики в ней на высоких столбах


( Всю эту местность вода поднимает,

Так что деревня весною всплывает,


Словно Венеция). Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.


Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему – скука!


За сорок вёрст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём:


« Лес не дорога: по птице, по зверю

Выпалить можно». – а Леший? – «Не верю!


Раз в кураже я их звал – поджидал

Целую ночь, - никого не видал!


За день грибов насбираешь корзину,

Ешь мимоходом бруснику, малину;


Вечером пеночка нежно поёт,

Словно как в бочку пустую удод


Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точёны, рисованы очи.


Ночью… ну, ночью робел я и сам:

Очень уж тихо в лесу по ночам.


Тихо как в церкви, когда отслужили

Службу и накрепко дверь затворили, -


Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…»


Дня не проводит Мазай без охоты.

Жил бы он славно, не знал бы заботы,


Кабы не стали глаза изменять:

Начал частенько Мазай пуделять.


Впрочем, в отчаянье он не приходит:

Выпалит дедушка – заяц уходит,


Дедушка пальцем косому грозит:

«Врёшь – упадёшь!» - добродушно кричит.


Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:


Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,


Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит – и грянет!


Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков,


«Что ты таскаешь горшок с угольками?»

- Больно, родимый, я зябок руками;


Ежеле зайца теперь сослежу,

Прежде я сяду, ружьё положу,


Над уголёчками руки погрею

Да уж потом и палю по злодею!


«Вот так охотник!» - Мазай прибавлял.

Я, признаюсь, от души хохотал.


Впрочем, милей анекдотов крестьянских

(Чем они хуже, однако, дворянских?)


Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…


  • Как поэт и Мазай оказались в сарае?

  • Что особенного было в деревне, где жил Мазай?

  • Над чем поэт «от души хохотал»?

  • Что вы узнали о самом Мазае?

  • Используя цитаты из 1 части, составьте цитатную характеристику дедушки Мазая и запишите ее в тетрадь с 65.


4. Физкультминутка.

Вы, наверное , устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели.

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


5. Чтение стихотворения учителем.

- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?

- Когда произошёл этот случай?

-Что больше всего вас удивило, рассмешило, взволновало?

6. Словарно – лексическая работа.

Багор – шест с металлическим крюком и остриём

Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см.

Сажень – старинная русская мера длины, равная трём аршинам (2м 13см)

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

Гуторить – разговаривать.

Половодье – разлив реки.


7. Повторное чтение по «цепочке».

- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Осуждает)

- За что осуждает? (За ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, т.к. сам он добрый человек, любит природу, хоть и охотится, но разумно)

- Нарисуйте словами картину половодья.

- Из каких слов ясно, что дедушке Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? (бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, горемыки)

- Что вы узнали о жизни животных весной?

- Какое отношение к природе, к животным пробуждает это стихотворение?


IV. Итог урока.

- С каким произведением Н. Некрасова познакомились?

- Какова его главная мысль? (К природе надо относиться бережно, надо ее любить)

- Соотнесите главную мысль стихотворения с девизом урока.


V Домашнее задание.

С. 170-172, выразительное чтение, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературному чтению Тема урока: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Автор: Алиханова Хадижат Джамалатовна

Дата: 26.08.2017

Номер свидетельства: 426333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературного чтения по теме: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_po_tiemie_n_a_niekrasov_diedushka_maza"
    ["file_id"] => string(6) "382394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485091758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Открытый урок литературного чтения в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "otkrytyi-urok-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "143304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418493315"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация урока литературного чтения в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "143308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418494268"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "воспитательский час "Книга это друг""
    ["seo_title"] => string(38) "vospitatiel-skii-chas-knigha-eto-drugh"
    ["file_id"] => string(6) "278693"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453123817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства