Продолжить формировать умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста, составлять цитатную характеристику главного героя.
Развивать речь учащихся.
Воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
портрет Н А. Некрасова, карточки с первой частью стихотворения,
карточки с цитатами из произведения.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»
- Укажите сходство стихотворения со сказкой. (Мороз показан как живой – «идет - по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)
- Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз – богатырь с косматой бородой)
- Прочитайте, как покоряется Морозу природа. (Морозу подчиняется все – метели, снега и туманы покорны морозу всегда. )
- Чем же отличается образ Мороза у Некрасова от образа в русских сказках? (В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать, добрый и справедливый. А в стихотворении Н.Некрасова он – всесильный богатырь. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз – воевода.)
- Прочитайте выразительно хвастливую песенку Мороза так, чтобы все мы ощутили его силу и власть.
- Чтение стихотворения наизусть.
Работа над новым материалом.
1. Рассказ о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877 гг.)
Детство и юность великого русского поэта Н.А.Некрасова пошло на Волге; «Благословенная река, кормилица народа!» - говорил он о ней. Но здесь же, на этой реке, ещё ребёнком , увидел он и бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный, безрадостный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.
Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом – гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.
В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал в Петербург поступать в Дворянский полк (так называлось одно из офицерских училищ). Но, последовав совету матери и собственной склонности, он начал готовиться к поступлению в университет. Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане.
Чего только не пришлось пережить Некрасову! «ровно три года, - вспоминал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным».
Он брался за любую работу; писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актёров, давал уроки…
В 1838 году начал печатать свои стихи.
Некрасов был поэтом глубоко национальным.
В его поэзии живёт всё богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова ещё при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным, угнетённым – одна из главных в поэзии Некрасова:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - писал он.
2. Девизом нашего урока станут слова Е. Евтушенко. Читаем все вместе медленно:
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки?
- О каких зверях внутри нас говорит автор? ( Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, грубость и т. д.)
- К чему призывает автор? (Беречь и любить природу, все то, что нас окружает)
- Прочитаем выразительно.
3. Сегодня на уроке мы прочитаем новое стихотворение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
В свободное от работы время поэт любил охотиться. Он бродил по лесам и полям. На пути встречались ему деревни. Он знакомился с крестьянами, присматривался к их безрадостной жизни, прислушивался к их разговорам, записывал все, что его заинтересовывало. Много интересных историй рассказал Некрасову старый крестьянин, любитель охоты – Мазай. Такой человек – не выдумка поэта, он действительно жил в деревне Малые Вежи в Костромской области.
В ваших учебниках помещена только вторая часть стихотворения. Сейчас ребята вам прочитают начало, а вы внимательно слушайте. Я буду задавать вопросы.
В августе, около «Малых Вежей»
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка бала небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзились струи дождевые
С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зелёных садах;
Домики в ней на высоких столбах
( Всю эту местность вода поднимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему – скука!
За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём:
« Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». – а Леший? – «Не верю!
Раз в кураже я их звал – поджидал
Целую ночь, - никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поёт,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точёны, рисованы очи.
Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили, -
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…»
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка – заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врёшь – упадёшь!» - добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом – тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит – и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков,
«Что ты таскаешь горшок с угольками?»
- Больно, родимый, я зябок руками;
Ежеле зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружьё положу,
Над уголёчками руки погрею
Да уж потом и палю по злодею!
«Вот так охотник!» - Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…
Как поэт и Мазай оказались в сарае?
Что особенного было в деревне, где жил Мазай?
Над чем поэт «от души хохотал»?
Что вы узнали о самом Мазае?
Используя цитаты из 1 части, составьте цитатную характеристику дедушки Мазая и запишите ее в тетрадь с 65.
4. Физкультминутка.
Вы, наверное , устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели.
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Чтение стихотворения учителем.
- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?
- Когда произошёл этот случай?
-Что больше всего вас удивило, рассмешило, взволновало?
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Гуторить – разговаривать.
Половодье – разлив реки.
7. Повторное чтение по «цепочке».
- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Осуждает)
- За что осуждает? (За ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, т.к. сам он добрый человек, любит природу, хоть и охотится, но разумно)
- Нарисуйте словами картину половодья.
- Из каких слов ясно, что дедушке Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? (бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, горемыки)
- Что вы узнали о жизни животных весной?
- Какое отношение к природе, к животным пробуждает это стихотворение?
IV. Итог урока.
- С каким произведением Н. Некрасова познакомились?
- Какова его главная мысль? (К природе надо относиться бережно, надо ее любить)
- Соотнесите главную мысль стихотворения с девизом урока.
V Домашнее задание.
С. 170-172, выразительное чтение, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.