- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;
- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Здоровьесберегающие:
- создать условия для изучения стихотворения Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
Планируемые результаты достижения на уроке:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению;
надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье; уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Оборудование и наглядные материалы: компьютер,мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, фрагмент мультфильма «И мама меня простит», мультфильм «Я маму мою обидел…», видео для физминутки, аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение 2 класс», портрет Э. Мошковской, выставка книг Э. Мошковской.
Ход урока
Создание эмоционального настроя.
- Сегодня у нас необычный урок. Этот урок мы проводим вместе: я, Ирина Ивановна и я, Наталия Витальевна.
- Ребята, закройте глаза, протяните друг к другу руки и коснитесь ладошками, мысленно пожелайте друг другу успеха, добра…
Пусть это день будет для нас сегодня добрым.
И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.
Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах!
А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами.
-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Создание проблемной ситуации. Цель: подвести учащихся к теме.
-Ребята, я для вас подготовила загадки. Отгадки загадок помогут нам определить тему сегодняшнего урока.
1. Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)
2. Маме на радость, папе в награду,
Он появился наследник – отрада.
Родной несмышленый, пуговки – глазки,
Ему все внимание, забота и ласки. (сын)
-Ребята, вы догадались, о ком пойдет речь на уроке?
- Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях между матерью и сыном.
Работа по теме урока
-Ребята, как могучая и бурная река берёт силу из маленьких ручейков, так и наша республика укрепляется семьями! Каждая семья – частичка нашей Родины! Поэтому две тысячи семнадцатый год в нашей республике объявлен Годом Матери и Отца.
Мать и Отец! Эти слова на всех языках звучат нежно и ласково.
-Конечно, вы не помните самую первую встречу с мамой.
Как она обрадовалась, когда увидела вас!
Как счастливо светились ее глаза!
Когда мамочка первый раз взглянула на своего малыша – она поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый.
Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.
-Ребята, а какие стихи про маму вы знаете? (Стихи о маме, рисунки мам)
-Как вы думаете, легко ли быть мамой?
Быть мамой это большой груз ответственности.
Мамы поют песни и читают стихи
Вяжут и шьют
Радуются и огорчаются
Чаще всего из-за нас, детей
А еще мамы плачут. Мамины слезы - это море или даже океан, который можно назвать океаном грусти.
-Когда наши мамы огорчаются?
-Вот сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением замечательной поэтессы Эммой Мошковской «Я маму мою обидел…».
- Но сперва давайте определимся с тем, чему мы сегодня должны будем научиться. (Задачи урока)
- Сейчас давайте узнаем про автора стихотворения.
Эмма Мошковская (1926-1981)
Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.
- (Просмотр книг Эммы Мошковской).
1). Первичное восприятие текста
-Перед тем как прочитать стихотворение, давайте узнаем значение некоторых слов. (Словарная работа)
- Сейчас, давайте мы прочитаем стихотворение про себя. (Чтение про себя)
-А теперь давайте послушаем, как читает это стихотворение настоящий актер.
2) Вопросы по прочитанному стихотворению
- Понравилось ли вам стихотворение?
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)
– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.
– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?
– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?
-Какое решение он принял? Найдите эти строчки.
(Он решил сам себя наказать разлукой с мамой и … уйти из дома: «Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу».)
-Как вы думаете, для чего мальчик хочет уйти в тайгу?
-Согласны ли с этим решением?
-Можно ли выпросить у мамы прощение по-другому? Какой совет вы бы дали мальчику?
– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? Нет, нам остается только догадываться об этом.
А как вы сами думаете, как мальчик обидел маму?
3). Просмотр фрагмента из мультфильма «И мама меня простит»
Сопоставление своего предположения с замыслом автора
Физкультминутка
Речевая разминка
VI.Работа над выразительным чтением
- Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.
- Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.
-О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, а закончите – радостно.
VII.Просмотр видеоролика
-А теперь мы с вами мысленно отправимся в кинотеатр на просмотр мультфильма.
Продолжение работы по теме урока
Синквейн
Игра «Волшебный цветок»
- Подберите самые красивые слова о своей маме: «Моя мамочка самая...»
Домашнее задание
Проследить и записать, как и сколько раз ты порадовал маму за один день.
X. Рефлексия.
Я повторил…
Я узнал…
Я запомнил…
- Хочется закончить урок стихотворением Виктора Гина.