kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов - это маленький кудесник большой детской души, которую он формирует через читательскую деятельность, учит видеть в давно знакомом и привычном непознанное, необычное, яркое, точное, выразительное. Для этого надо научить ребенка любить мыслительную деятельность, находить новый смысл в уже знакомом произведении литературы и искусства вообще, радоваться открытию нового, пусть маленького личного наблюдения. Ребенок должен научиться сопоставлять, сравнивать знакомые и незнакомые события. Такая мыслительная работа развивает логическое и образное мышление, любознательность, наблюдательность, что рождает интерес к поэтической форме мысли, к заучиванию и выразительному декламированию стихов и поэтическому сочинительству, запоминанию загадок и сочинению своих собственных. Речь ребенка становится образной, яркой, выразительной, неповторимо-индивидуальной.

Как же научить ребенка не бояться чтения, не «избегать» трудных и длинных слов, не перелистывать страницы в поисках только картинок? Как воспитать потребность в чтении? Ответ в самом ребенке. Учим задавать вопросы и отвечать на них. Поверьте это нелегкий труд для ученика начальной школы, А вопросы они задают всегда.

От вопросов зависит восприятие произведений литературы, развитие обоснованных суждений и воспитание творческой личности, как читателя. Творческое чтение - это исследовательская деятельность, которая выражает и развивает индивидуальные личностные духовные особенности ребенка. Воспитывает его склонности, регулирует  оценочные позиции, встраивает отношения, формирует  сферу интеллекта и руководит  самосознанием.

Задача учителя - помогать юному читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику,  формировать  свое суждение о герое, о произведении.

Ребенок прочитал художественное произведение и сразу же начинается работа над осознанием  сюжетных линий того  жизненного и  личностного смысла, который заложен  в произведение автором. Чтобы понять и прочувствовать жизнь героев произведения, их горе и радость, проникнуться их переживаниями, увидеть за всеми событиями автора, его отношения к событиям, к жизни и личности каждого героя, а через них - к самой реальной жизни учитель учит задавать вопросы.

Анализ любого художественного произведения предполагает различные виды вопросов. Все вопросы можно разделить на блоки;

  • по теме и проблеме:
  • по сюжету;
  • об образах:
  • о композиции;
  • о языке произведения;
  • о жанре;
  • об авторской идее;

    - о личном отношении к произведению в целом или по блокам.


Вопросы могут носить продуктивный характер, активизирующие аналитическую работу;

А так же могут быть:

- эмоциональные;

  • проблемные;
  • конкретные;

перспективные

 

Очень важно помочь ребенку увидеть ситуацию, включиться в нее, направить свои переживания в русло нравственной атмосферы произведения. Необходимо, чтобы вопросы переключали ребенка из книжного сюжета на его жизненные впечатления, побуждали его к оценке.

В практике учителя есть определенный « дежурный набор» вопросов, которые можно задать ребенку для «подталкивания» к нужной мысли.

Я решила эту проблему возложить на учеников и предложила им составить копилку вопросов, которые возникают у .

Вопросы можно распределить по направлениям.

Прозаический блок вопросов

Какие эпизоды в рассказе ( отрывке...) тебе больше всего понравились?

Что тебя привлекло в них?

  • Как автор произведения относится к герою (героям)?
  • Как он оценивает их поведение?
  • Каково отношение автора к окружающим людям?

Что в произведении доказывает такую авторскую позицию?

  • Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, обстоятельства,
    события свидетельствуют о таком отношении автора , о такой оценке
    событий и героев произведения?
  • Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?
  • Почему автор решил рассказать читателю об этих событиях именно так?
  • Что побудило автора представить героя произведения именно таким?
  • Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?
  • Чем он хотел поделиться с нами?
  • Какие мысли, чувства , убеждения он хотел передать своим читателям?
  • Какой совет дает автор тебе лично в этом произведении?
  • Какое настроение тебе передалось, какое желание возникло?
  • Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?
  • Как ты можешь подтвердить свое мнение?

Вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать « присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения и самое главное - узнать « чувство автора»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров »

Улахович Светлана Григорьевна

учитель высшей категории

гимназии № 11

г Новосибирск

Особенности учебных вопросов при изучении литературных

произведений различных жанров

Давайте учить детей

задавать умные вопросы,

чтобы хотелось

на них отвечать

Учитель начальных классов - это маленький кудесник большой детской души, которую он формирует через читательскую деятельность, учит видеть в давно знакомом и привычном непознанное, необычное, яркое, точное, выразительное. Для этого надо научить ребенка любить мыслительную деятельность, находить новый смысл в уже знакомом произведении литературы и искусства вообще, радоваться открытию нового, пусть маленького личного наблюдения. Ребенок должен научиться сопоставлять, сравнивать знакомые и незнакомые события. Такая мыслительная работа развивает логическое и образное мышление, любознательность, наблюдательность, что рождает интерес к поэтической форме мысли, к заучиванию и выразительному декламированию стихов и поэтическому сочинительству, запоминанию загадок и сочинению своих собственных. Речь ребенка становится образной, яркой, выразительной, неповторимо-индивидуальной.

Как же научить ребенка не бояться чтения, не «избегать» трудных и длинных слов, не перелистывать страницы в поисках только картинок? Как воспитать потребность в чтении? Ответ в самом ребенке. Учим задавать вопросы и отвечать на них. Поверьте это нелегкий труд для ученика начальной школы, А вопросы они задают всегда.

От вопросов зависит восприятие произведений литературы, развитие обоснованных суждений и воспитание творческой личности, как читателя. Творческое чтение - это исследовательская деятельность, которая выражает и развивает индивидуальные личностные духовные особенности ребенка. Воспитывает его склонности, регулирует оценочные позиции, встраивает отношения, формирует сферу интеллекта и руководит самосознанием.

Задача учителя - помогать юному читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, формировать свое суждение о герое, о произведении.

Ребенок прочитал художественное произведение и сразу же начинается работа над осознанием сюжетных линий того жизненного и личностного смысла, который заложен в произведение автором. Чтобы понять и прочувствовать жизнь героев произведения, их горе и радость, проникнуться их переживаниями, увидеть за всеми событиями автора, его отношения к событиям, к жизни и личности каждого героя, а через них - к самой реальной жизни учитель учит задавать вопросы.

Анализ любого художественного произведения предполагает различные виды вопросов. Все вопросы можно разделить на блоки;

  • по теме и проблеме:

  • по сюжету;

  • об образах:

  • о композиции;

  • о языке произведения;

  • о жанре;

  • об авторской идее;

- о личном отношении к произведению в целом или по блокам.


Вопросы могут носить продуктивный характер, активизирующие аналитическую работу;

А так же могут быть:

- эмоциональные;

  • проблемные;

  • конкретные;

перспективные


Очень важно помочь ребенку увидеть ситуацию, включиться в нее, направить свои переживания в русло нравственной атмосферы произведения. Необходимо, чтобы вопросы переключали ребенка из книжного сюжета на его жизненные впечатления, побуждали его к оценке.

В практике учителя есть определенный « дежурный набор» вопросов, которые можно задать ребенку для «подталкивания» к нужной мысли.

Я решила эту проблему возложить на учеников и предложила им составить копилку вопросов, которые возникают у .

Вопросы можно распределить по направлениям.

Прозаический блок вопросов

Какие эпизоды в рассказе ( отрывке...) тебе больше всего понравились?

Что тебя привлекло в них?

  • Как автор произведения относится к герою (героям)?

  • Как он оценивает их поведение?

  • Каково отношение автора к окружающим людям?

Что в произведении доказывает такую авторскую позицию?

  • Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, обстоятельства,
    события свидетельствуют о таком отношении автора , о такой оценке
    событий и героев произведения?

  • Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?

  • Почему автор решил рассказать читателю об этих событиях именно так?

  • Что побудило автора представить героя произведения именно таким?

  • Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?

  • Чем он хотел поделиться с нами?

  • Какие мысли, чувства , убеждения он хотел передать своим читателям?

  • Какой совет дает автор тебе лично в этом произведении?

  • Какое настроение тебе передалось, какое желание возникло?

  • Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?

  • Как ты можешь подтвердить свое мнение?

Вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать « присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения и самое главное - узнать « чувство автора»

Поэтический блок вопросов несколько отличается от вопросов к прозаическому произведению. Задача поэтического произведения - помочь ребенку увидеть, прочувствовать и запомнить картину, созданную поэтом, состояние природы, Услышать мелодию , музыку стиха, его настроение, собственное настроение при чтении, проникнуться авторским видением описываемого, обратить внимание на язык, ритм. Беседу по стихотворению можно строить по следующим вопросам:

  • Что ты чувствуешь, читая эти строки?

  • Что возникает перед твоими глазами при чтении этих строк?

  • Какую музыку ты слышишь, когда читаешь эти стихи?

Какие словосочетания больше всего тебе нравятся в этом стихотворении?

  • Какие это стихи по настроению: грустные, веселые, задорные, бравурные или стихи размышления, раздумья?

  • С каким настроением автор написал эти стихи?

  • Какое состояние природы, душевности описывает автор?
    Как он относится к изображаемому?

  • Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояние
    смятения чувств, волнения, покоя, безмятежности, дремоты, восторга...

  • Какие выражения особенно помогают представить написанное?

  • На какую тему больше всего слов в тексте? - В каком предложении
    заключена главная мысль?

  • Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое
    поэтом состояние природы?

  • Каким человеческим чувствам оно соответствует?

  • Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки?

В каком настроении он пребывал, когда писал это стихотворение?

- О чем он думал или мечтал в тот момент?

Какие мысли, чувства, возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи вновь? Какие слова затрудняют понимание текста?

  • Знакомо ли тебе это состояние природы?

  • Сталкивался ли ты с ним в жизни?

Если да, то когда, при каких обстоятельствах?

Когда бы тебе хотелось перечитать эти стихи? В каком случае? В какой

обстановке? В какой ситуации?

В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз

в чтении взрослых или друзей?

Это не перечень вопросов, которые я слышала на уроках или в беседах. Это попытка выяснить, определить направление мысли, ее интонацию, установить содержательные и эмоциональные акценты для предстоящей беседы.

Чтение научно - популярных текстов предполагает целостное, глобальное и аналитическое восприятие и понимание. Чтение такого вида текста происходит в два этапа. Первичное чтение предполагает определение учеником темы, умение выделить запомнившиеся факты, интересные события, хотя задача - « запомнить детали» не ставится.

Вторичное чтение ставит цель: углубленная работа по осмыслению текста. Это последовательные и причинные связи, поиск ключевых слов, словосочетаний, предложений, помогающих проследить описание событий, фактов, действий, выстроить смысловой ряд. Такая работа помогает решать вопросы:

- Что нового узнали, прочитав статью?
Зачем это нужно знать?

Где могут пригодиться полученные знания?

  • Можно ли использовать эти факты где-либо?

  • Что можно доказать, зная такие факты или имея такую информацию?
    Как ты сам относишься к описываемым фактам?

Хочу предложить некоторые наработки, которые сформировались в процессе моей практики при работе с различными литературными произведениями. Я их оформила как « Папку - помощницу» для каждого учащегося.

« Как отвечать на вопросы по тексту?»

Перед чтением текста прочитай вопросы на которые надо найти ответы.(Цель: чтение будет целенаправленным, внимательным,

осмысленным)

Перечитай текст, выделяя ( подчеркивая) те части, которые требуют особого внимания.

Еще раз перечитай текст, и найди ответы на вопросы, пометив их цифрой или специальным знаком в тексте.

Проконтролируй себя - закрой книгу и ответь на все вопросы.

« Как составить план к тексту ?»

Прочитай текст целиком, Обрати внимание на его построение.

  • О чем говорится в начале, какие события развиваются в процессе чтения, чем заканчивается текст

  • Раздели текст на смысловые части.( Помни! Каждая смысловая часть отличается от другой новым содержательным смыслом, хотя тема сохраняется)

  • Определи главное в каждой части. Отметь основные предложения и словосочетания

  • Перечитай каждую выделенную часть и вырази своими словами: что является главным в этой части

  • Подбери свой заголовок и озаглавь каждую часть

  • Проверь себя: не повторяются ли заглавия, не пропущено ли что-то важное,отражена ли главная мысль каждой части.

  • Перескажи или запиши получившийся текст.

«Как кратко пересказать прочитанное»

1.Перечитай текст, выдели в нем основное содержание и запомни его последовательность Выдели основные смысловые части.

2.Составь план ( Помни, что каждый заголовок отражает основное содержание части), запиши его.

3.Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить можно было одним- двумя предложениями.

И еще один прием научить детей интересоваться литературой через вопросы. Этот прием я назвала « Загадай мне вопрос»- есть ни что иное, как совместное творчество: придумывание новых загадок в форме вопроса. Для этого можно просто гулять по парку, в школьном дворе, выезжать на экскурсию и играть в вопросы. Обращаем внимание на уже знакомое и выделяем что-то особенное; думаем и подбираем подходящие ассоциации. Например:

« Какую нитку никогда не смотать в клубок?» Дорогу

«Кто слышит, говорит, все знает, а на глаза не показывается?» Эхо

Вопросы можно составлять по знакомым сказкам или к своим сказкам-обработкам


Кто этот старик -

Он к шуткам не привык,

И еще бессмертен он,

И для Яги он герой Кащей


Кто он этот друг Яги

И Кащея тоже

Любит он пулять огни

Во всех, во всех прохожих? Змей-Горыныч

Кто эта мастерица

Добра и весела,

Похожа на царицу

Но очень молода? Василиса-Прекрасная

Кто же этот умный парень:

И силен и смелый он,

И прохожим он поможет,

И царем будет награжден? Иван

Я поделилась своими мыслями, наработками, успехами с целью получить ответ на вопрос « Как вы, учителя начальных классов, участвуете в привитии любви к чтению?» Если мой вопрос корректен, то, может быть, кто-то поделится своим опытом. Это интересно, полезно и способствует общению, рождению творческих союзов, спору, в процессе которого возможно рождение истины.

Улахович С.Г.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Улахович Светлана Григорьевна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Работа над лирическим стихотворением. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabota-nad-lirichieskim-stikhotvorieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "157189"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421568988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства