Группа родителей выезжает к месту проведения урока за 1 - 2 часа. Намечает маршрут, прячет послания, расклеивает метки из цветной бумаги, прячет «клад» поблизости от места стоянки (здесь дети оставят свои вещи и после того, как найдут «клад», устроят пикник).
В лесопарк дети вместе с учителем и группой родителей приезжают на автобусе и до стоянки идут пешком.
Когда приходят на старт, разбиваются на две команды. Для каждой команды определен свой маршрут и спрятан свой «клад» (идти по одному маршруту всем классом затруднительно).
II. Описание маршрута.
В начале маршрута командам предлагается найти на одном из ближайших деревьев послание. Листок бумаги с посланиями прикрепляется на сучке на высоте 1,5 м, чтобы дети сами могли его снять.
Какое послание команда найдет, по такому маршруту и направится.
В посланиях говорится, что надо пройти 23 шага на север (юг) и найти дуб. На южной (северной) стороне ствола должна быть синяя (красная) метка. От нее свернуть на восток (запад) и идти до развилки двух дорог, отыскать пень, где будет спрятано следующее послание. (Взрослые все время следят, чтобы дети не отклонились от маршрута.)
На пеньке цветная метка, значит, здесь надо искать записку с посланием, в котором вопрос и 3 варианта ответа. К каждому варианту дано направление дальнейшего пути.
Если выбор ответа будет правильным, то дети пойдут по верному направлению. В противном случае дети пойдут по ложному пути и не увидят следующей метки.
Какая группа предметов относится к неживой природе?
1.Дом, одежда, мебель.
2.Снег, вода, песок.
3.Муха, карась, крокодил.
Второй вариант является верным, к нему дается следующее направление. От развилки дорог пойти по левой (правой) дороге, пройти 1-15 м и найти метку, от метки повернуть на запад (восток) и идти до куста шиповника. Здесь и надо искать следующее послание.
В послании опять вопрос с тремя вариантами ответа.
Какая группа предметов относится к домашним животным?
1.Оса, муха, шмель.
2.Еж, заяц, лось.
3.Овца, коза, свинья.
Третий вариант правильный. Продолжение маршрута: от куста шиповника повернуть на юг (север), пересечь две дороги, повернуть на север (юг), пройти 5 – 6 м, на йти канаву и здесь искать следующее послание.
В послании предлагается определить породу дерева, которое расположено ближе всего к месту, где было найдено послание.
1.Осина.
2.Тополь.
3.Клен.
Если дети дали ответ – осина, они пойдут по правильному пути. Задание: стать лицом к осени, спиной к канаве и идти вперед 10 шагов, затем повернуть на юг, пройти еще 10 шагов и начинать искать «клад».
«Клад» можно подвесить в коробке на дерево (повыше) или спрятать в кустах.
Дети обычно бросаются на поиск «клада» врассыпную и находят его быстро. Команда, отыскавшая «клад» первой, может получить небольшие дополнительные призы (календарики, закладки и т.п.).
Поскольку «клад» прячут рядом с местом стоянки, где ждет детей основная часть родителей, нетрудно проследить, чтобы дети не убежали далеко.
Находка «клада» сопровождается ликующими возгласами детей, настроение у всех прекрасное.
Дети и взрослые садятся за общий «стол», приготовленный родителями.