Просмотр содержимого документа
«Одежда. Ткань. Нитки. Изделие «Кукла из ниток»»
Учитель: Якимчук О. В., МОУ «СОШ № 1 г. Новоузенска Саратовской области»
Урок технологии в 1 классе.
(УМК «Школа России». Н. И. Рогозина «Технология»)
Тема: Одежда. Ткань. Нитки.Изделие «Кукла из ниток»
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: создавать условия для выполнения куклы из ниток; создавать условия для знакомства с историей возникновения куклы.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить с различными видами ниток и их свойствами; сформировать навык изготовления куклы из ниток;
Развивающие: развивать навык использования ножниц в работе с соблюдением техники безопасности; расширять кругозор, совершенствовать тонкую моторику рук, развивать творческие способности;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, аккуратность, усидчивость, эстетический вкус.
Формирование УУД:
Предметные УУД: знают различные виды ниток и их предназначение; умеют работать с нитками, выполняя простые изделия.
Личностные УУД: имеют учебную мотивацию, при этомформируется личностный смысл учения; проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; осознают необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни.
Регулятивные УУД: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; планируют собственную деятельность, составляя план работы и определяя последовательность действий; осуществляют контроль своей деятельности в форме сличения полученного изделия с образцом, корректируют собственные действия, способны к саморегуляции.
Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, находят и выделяют необходимую информацию из учебного фильма, рассказа учителя, продемонстрированных образцов; сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы, создают алгоритм деятельности и выполняют задание, опираясь на созданный алгоритм.
Коммуникативные УУД: умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, знают правила общения, уважают в общении партнёра и самого себя, умеют формулировать вопросы с целью получения дополнительной информации о предмете.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся:беседа, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, организация самостоятельной практической работы.
Оборудование: нити разных видов (шерсть, мулине, ирис, шелк), ножницы, картон, готовые изделий из нитей (вязание, вышивка, шитье), компьютер, мультимедийный фильм «Кукла из ниток».
Готовое изделие: игрушки-куклы из ниток.
Ход урока
I Самоопределение к деятельности
Проверка готовности к деятельности на уроке.
- Давайте улыбнемся друг другу и покажем жестами свое настроение. Как вы думаете, можно ли улучшить свое настроение? Как? (Ответы детей)
- Все расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
II Актуализация знаний и фиксация затруднений
На партах представлены различные виды нитей.
– Посмотрите, ребята, на свои парты. Что вы на них видите? (Это нитки.) Для чего нужны? (Ответы учащихся.)
– А знаете ли вы, что нитки бывают разными?
Учитель демонстрирует различные виды ниток, даёт потрогать их ученикам на ощупь.
– Нитки бывают разными по толщине, по цвету, у них разное предназначение. Где используются нитки? Каково их назначение? (Нитки используются для шитья, вязания, вышивания.)
Показ готовых изделий из нитей.
III Постановка учебной задачи
- Послушайте загадку и отгадайте ее:
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла)
- Как вы думаете, какая связь между нитками и загадкой о кукле? (Из ниток можно делать игрушки – куклы).
Показ образца.
– Видели ли вы когда-нибудь кукол из ниток? Может быть, дома у кого-то из вас есть такие куклы? Хотелось бы вам самим научиться делать рукотворную куклу?
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Тема нашего урока – «Изготовление куклы из нитей»)
- Какого предназначение куклы? (Игрушка, подарок, друг) Обратимся к словарям.
Словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словареже В.Даля - кукла - сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного.
Первой кукле 35 тысяч лет. Это маленькая фигурка из мамонтовой кости, конечности которой подвижно прикреплены к туловищу. Но, конечно, эта кукла использовалась не для игры, а для культовых обрядов. А кукол в современном понимании стали впервые делать во Франции в XVII веке. Эти куклы тоже не предназначались для детей, а использовались для демонстрации последних модных тенденций. А как же куклы для детей? Их делали с незапамятных времен, и это были куклы ручного производства. Они делались безликими и в единственном экземпляре из нитей, ткани, дерева, глины, бересты, соломы, кукурузных листьев, теста, проволочек. И делали их родители для своих детей. Промышленно кукол стали изготавливать во второй половине XIX века. И только в 1850 году появилась первая кукла – игрушка (с детским лицом) из фарфора.
IVПостроение проекта выхода из затруднения
- И сейчас мы переходим к основной части нашей работы, к изготовлению куклы. Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?
Демонстрируется мультимедийный фильм «Кукла из ниток»
- Всё ли было понятно при наблюдении за выполнением куклы? Что необходимо сделать, прежде чем приступить к выполнению изделия? (Составить план работы)
1. Возьмем кусок картона.
2. Намотай нить. Перевяжи сверху. Разрежь внизу.
3. Сними с картона. Перевяжи (получается кисточка)
4. Кисточку преврати в куколку.
Пальчиковая гимнастика (Выполняется стоя).
Организация рабочего места
- Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?
- В старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.
Повторение правил безопасной работы с ножницами
Самостоятельная практическая работа
- Приступаем к работе. На партах есть подсказка – технологическая карта. Если возникают трудности, обратитесь за помощью к товарищам или к сигнальным карточкам. Красная – нужна помощь, зеленая – все получается.
Творческое задание
- Куколка может быть девочкой, если у нее есть юбочка. Куколка может стать мальчиком, если сделать штанишки. Куколка может стать модницей, если ей придумать прическу.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось её решить? Что особенно вам запомнилось на уроке? Где в дальнейшем могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня? Какие трудности испытывали?
VI Рефлексия
Организуется выставка кукол.
- Оцените работу друг друга. Кому бы вы хотели подарить этих кукол?