kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование и наука в XVIII веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Тема. Образование и наука в XVIII веке.

По учебнику «Окружающий мир. Часть 2» авторы: Е.В. Саплина, А.И. Саплин

Тема. Образование и наука в XVIII веке.

Цель:  формирование у учащихся знаний об образовании и науке XVIII века.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с преобразованиями Екатерины II в области науки и образования.
  2. Способствовать формированию дедуктивного мышления.
  3. Воспитать  чувство патриотизма, глубокого уважения к истории Родины.

Планируемые результаты: 

  1. знают преобразования Екатерины II в области науки и образования;
  2. умеют использовать дедуктивный способ мышления;
  3. проявляют патриотизм, уважение к истории России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование и наука в XVIII веке »

Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Тема. Образование и наука в XVIII веке.

Цель: формирование у учащихся знаний об образовании и науке XVIII века..

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с преобразованиями Екатерины II в области науки и образования.

  2. Способствовать формированию дедуктивного мышления.

  3. Воспитать чувство патриотизма, глубокого уважения к истории Родины.

Планируемые результаты:

  1. знают преобразования Екатерины II в области науки и образования;

  2. умеют использовать дедуктивный способ мышления;

  3. проявляют патриотизм, уважение к истории России.

Тип: закрепление и совершенствование зун

Вид: смешанный

Материально-техническое обеспечение: учебник «Окружающий мир. Часть 2» авторы: Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 2 к учебнику Е.В. Саплина, А.И. Саплин «окружающий мир. Часть 2» , интерактивный комплекс.

Ход урока:

Название этапов, продолжительность

Взаимодействие учителя и учащихся

Формы организации и методы обучения

Результат взаимодействия

1

Организационный момент


- История страны богата,

А мы о ней уж знаем очень маловато.

Будем на уроке стараться многое узнать,

Чтоб историю России знать на "5"!

- Сядьте, пожалуйста, девочки.

- Сядьте, пожалуйста, мальчики.

Фронтальная. Словесный – беседа.

Приветствуют.

2

Формулирование темы урока, проблемы.

- Ребята, скажите пожалуйста, что вы делаете в школе, зачем вы посещаете школу?

- А когда на ваш взгляд появилось образование?

- С какой личностью мы с вами познакомились на прошлом уроке?

- Что вы можете сказать о Екатерине II?

- Сформулируйте тему нашего урока? Какие задачи мы с вами должны решить в конце урока?

Фронтальная. Словесный – беседа.

Формулируют тему урока.


3

Изучение новых знаний

(Просмотр видео)

- Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II.

- Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени.

- За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

- В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей – сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

- Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

Иван Иванович Бецкой - один из главных деятелей царствования Екатерины II в области образования. На содержание Воспитательного дома в Москве он завещал около 170 тысяч рублей. Уровень образовательного процесса в Воспитательном доме был высок; учреждение пользовалось популярностью в городе, поэтому неслучайно именно при нем открылись «французские классы» для подготовки будущих гувернанток.

- В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Смольный институт благородных девиц.


Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

- В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую – «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

- Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

- Школьная реформа1780 – годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

- Образование и наука это две неотделимые части одного целого.

В 1755 году был подписан указ об учреждении Московского университета – главного высшего учебного заведения. Самая яркая, выдающееся, неординарная личность, с которой связан Московский государственный университет и вся наука того времени, Михайло Васильевич Ломоносов.

- Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке Архангельской губернии.

Детские годы Михайло Ломоносова прошли в труде не только нелёгком, но иногда и опасном. Михаил Ломоносов вместе с отцом "ходил" по Белому морю, ему приходилось посещать Соловецкие острова и достигать Новой Земли. В этих странствиях крепло мужество завтрашнего учёного, развивалась выносливость, трудолюбие, отвага, наблюдательность, воля, уверенность в себе.

Михайло Ломоносов рано выучился грамоте. Сохранилась легенда о том, что дьячок, обучавший мальчика, вскорости признался: «Не мне отрока, но отроку меня учить подобает». Все свободные время Михаил Ломоносов читал.

Василий Дорофеевич сначала одобрял «книжное прилежание» единственного наследника, радовалась и маменька, глядя на смышлёное дитя. Однако после смерти матери Михаилу стало трудно. Отец вновь женился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях. Она «всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами», - с сожалением вспоминал Ломоносов Михаил Васильевич. В душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам.

В декабре 1730 года, морозной ночью, девятнадцатилетний юноша Михаил Ломоносов оставил родительский дом. В столицу отправился рыбный обоз, и Михайло Ломоносов прибился к нему. Он хотел добраться до Славяно-греко–латинской академии, где «учёности заморской преизбытно». Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение, куда принимались исключительно «дети дворянского и духовного звания». Но недаром Северное море закаляло характер смелого отрока!

Благодаря тому, что Михаил Ломоносов скрыл своё крестьянское происхождение, он был принят в Спасские школы (так называли в Москве Славяно - греко – латинскую академию). «Великовозрастный» ученик начинал с младших классов, где занимались ребята 8-10 лет. Михайло Ломоносов стоически сносил «несказанную бедность» своего быта и насмешки одноклассников. Одаренный юноша добился поразительные достижений: за первый год обучения он прошёл три класса, в свободное от занятий время усердно посещал библиотеку и постоянным чтением книг расширял свой запас знаний и кругозор. За пять лет он прошёл двенадцатилетнюю программу академии.

- Велики заслуги Ломоносова в развитии русского литературного языка. Ломоносов Михаил Васильевич боролся за культуру русской речи, он написал первый подлинно научный труд по русскому языку - «Российскую грамматику». Этот ученый труд выдержал больше десяти изданий и стал фундаментом для грядущих учебников.

-За полгода до смерти Ломоносов писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Ломоносов Михаил Васильевич скончался в 1765 году, и был погребен в Александро-Невской лавре. Тот, кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. И мы, его потомки, по истечении двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова не отделима от славы нашего отечества.

Фронтальная. Словесный – рассказ.












Фронтальная. Словесный – рассказ.
























Фронтальная. Словесный – рассказ.












Фронтальная. Словесный – рассказ.















Фронтальная. Словесный – рассказ.












Фронтальная. Словесный – рассказ.
















Фронтальная. Словесный – рассказ.
























Отвечают на вопросы

























Усваивают новые знания






































Усваивают новые знания.


















Усваивают новые знания.

4

Самостоятельная работа

- Чтобы закрепить полученные знания, вы составите кроссворд состоящий из 10 вопросов. Для этого вы можете воспользоваться учебником стр 69-73.

Индивидуальная. Практический – крооссворд

Закрепляют полученные знания.

5

Рефлексия. Подведение итогов.

- Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Ребята, почему время правления Екатерины II называют «золотым веком»?

Кто не обучился в юности, тому и старость бывает скучна.

Лучше век учиться, нежели быть незнающим.

Долг родителей дать детям учение.

Фронтальная. Словесный – беседа.

Подводят итоги урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование и наука в XVIII веке

Автор: Брудина Елена Викторовна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация «Изменения  в  культуре  и  быте в  первой  четверти  XVIII  века» (История России, 7 класс) "
    ["seo_title"] => string(106) "priezientatsiia-izmienieniia-v-kul-turie-i-bytie-v-piervoi-chietvierti-xviii-vieka-istoriia-rossii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "138398"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417535279"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "статья на тему "550 лет образованию казахского ханства" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-na-tiemu-550-liet-obrazovaniiu-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "148149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419599839"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "История реферат по теме Биография Шокана У"
    ["seo_title"] => string(44) "istoriiariefieratpotiemiebioghrafiiashokanau"
    ["file_id"] => string(6) "329123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463822465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по истории 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "223943"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438260966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства