Муниципальное казённое образовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока
по окружающему миру
в 4 классе
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»
Тип урока: обобщающий
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель начальных классов:
Петрова Татьяна Анатольевна
Цель: обобщить знания учащихся и проверить усвоение материала по данной теме.
Задачи:
Обучающие:
закрепить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся, полученные в ходе изучения темы «Страницы всемирной истории» путём путешествия по станциям;
учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
Развивающие:
продолжать формировать умение работать с картой полушарий;
развивать память, мышление, воображение, речь учащихся;
расширить терминологический запас учащихся;
развивать умение работать с картой.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, уважения чужого мнения, чувство ответственности, на основе полученных знаний строить собственные высказывания;
воспитывать интерес к историческому прошлому.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Данный урок повысит качество знаний, снимет напряжение и сделает атмосферу урока психологически более лёгкой и благоприятной.
Формы работы: фронтальная, практическая, самостоятельная, групповая, дифференцированная, индивидуальная.
Оборудование урока: ноутбук, презентация «Страницы всемирной истории», карта полушарий, карточки с тестами, кроссворд, лента времени, карточки со словами для работы с лентой времени.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
4. Игра-путешествие.
5. Работа с лентой времени.
6. Итог урока. Выставление оценок.
7. Рефлексия (НТВ) «Оцени свою работу на уроке».
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Начинаем мы опять по страницам истории шагать.
Чтобы всё понятным стало, потрудиться надо немало.
И не досуг дуть нам на корабль бумажный,
Сегодня у нас в классе урок уж очень важный.
Актуализация опорных знаний.
Учитель. Прежде, чем начать наш необычный урок, давайте вспомним, что такое история?
(Это наука о прошлом. Она изучает, как жили народы, какие события происходили, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, какая она сейчас)
Учитель. Как называется раздел, который мы завершили на прошлом уроке?
(Страницы всемирной истории)
Учитель. Сколько тем мы изучили в этом разделе? (Пять)
Сообщение темы, цели и задач урока.
Учитель. Да, наш урок необычный, потому что сегодня мы совершим путешествие по пяти страницам всемирной истории, а чтобы путешествие было полезным, вы должны правильно выполнить все задания, которые ждут вас на каждой странице. Только тогда вы сможете узнать, что нам скажут учёные-историки.
Путешествовать мы будем по таким страницам:
1-я страница – «Начало истории человечества (Первобытный мир)»
2-я страница – «Мир Древности»
3-я страница – «Средние века»
4-я страница – «Новое время»
5-я страница – «Новейшее время»
Игра-путешествие.
1-я страница «Начало истории человечества или Первобытный мир»
Учитель. Итак, в путь. И это наша 1-ая страница. Пусть удача сопутствует вам. У вас на столах листочки с тестами и листочки для ответов. (Приложение 2)
Учитель: Если вы правильно ответили на вопросы, то, собрав буквы, вы должны получить слово. Что это за слово? (Отлично)
Учитель. И ещё один тест ждёт вас. Работаем устно.
Учитель. Сейчас я читаю текст, а вы должны вместо паузы вставить пропущенные слова, чтобы получить верные высказывания. Как называется такая игра? («Доскажи словечко»)
«Древнейшего человека по-другому называют … (первобытным). Жизнь древнейшего человека зависела от … (капризов природы). Первобытные люди жили … (группами). Крики, гримасы, жесты заменяли им … (речь). Они научились изготавливать простейшие орудия труда из … (камня). Первобытные художники рисовали … (животных), а для освещения использовали … (факелы)»
Учащиеся выполняют упражнения:
Мы бродили вдалеке, (Шаг на месте)
Бороздя Земли просторы.
Присели мы на островке, (Приседания)
Рыб наловили скоро. (Имитация ловли рыбы удочкой.)
Мы поплыли далеко (Плавательные движения.)
По морям и океанам.
Устали, ох, как нелегко! (Присели на корточки.)
А потом вернулись к мамам. (Шаг на месте, сели за парты.)
Учитель. Путешествие по 1-ой странице закончили, вы выполнили много заданий, молодцы. Переходим к следующей.
2 страница «Мир древности».
Учитель. На этой странице вас ждёт игра «Узнай по описанию»
1) Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов.
2) Гробницы фараонов в Древнем Египте.
3) Холм в Афинах, где находились главные храмы города.
4) В какой стране находится Акрополь?
5) Самый знаменитый храм на Акрополе в Афинах?
6) Памятник древнеримской архитектуры, служивший для гладиаторских боёв и других зрелищ.
7) Где находится Колизей?
Учитель. Путешествие и по этой странице закончили вы неплохо, молодцы. Переходим к следующей.
3 странциа «Средние века».
Учитель. И здесь вас ждёт игра «Найди лишнее слово».
1. Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген.
2. Башня, ров, бойницы, крепостные стены.
3. Христианство, ислам, буддизм, сфинкс.
Учитель. Почему эти слова лишние? Объясните.
(В 1-ой строке лишнее – Рим. Это самый древний город мира.
Во 2-ой строке лишнее слово – ров. Все остальные слова составные части замка.
В 3-ей строке лишнее – сфинкс. Остальные слова – это названия религий)
Учитель. А в этом задании вам необходимо выбрать правильный ответ.
1. Как называются здания для молитв у христиан?
А) церкви, соборы
Б) мечети
В) буддистские храмы
2. Как называются здания для молитв у мусульман?
А) церкви, соборы
Б) мечети
В) буддистские храмы
3. Как называются здания для молитв у буддистов?
А) церкви, соборы
Б) мечети
В) буддистские храмы
Учитель. И 3-ья страница уже позади, какие сегодня вы все молодцы! Переходим к следующей странице.
4 странциа «Новое время»
Учитель. На этой странице нам предстоит работа с картой полушарий.
– Найдите на карте Магелланов пролив, покажите его.
– Покажите материк, который открыл Колумб.
– Покажите континент, который открыли Беллинсгаузен и Лазарев.
– Покажите на карте порт Рио-де-Жанейро, в который заходили Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев.
Учитель. Сейчас игра «Что оставило нам Новое время?». Всё внимание на доску: надо соединить с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой:
О т в е т ы:
Д. Дефо – писатель – Робинзон Крузо.
Магеллан – мореплаватель – форма шара.
Рафаэль Санти – художник – Сикстинская мадонна.
Беллинсгаузен – путешественник – Антарктида.
Колумб – мореплаватель – Америка.
Леонардо да Винчи – художник – Джоконда.
Ж. Верн – писатель – 20000 лье под водой.
5 страница «Новейшее время»
Учитель: Без препятствий мы добрались до пятой эпохи – “Новейшее время”. Можем ли мы назвать её продолжительность? Когда она закончится? (Нет. Это зависит от нас с вами)
Учитель: Но даже за короткий период много ли событий уже произошло? (Да)
Учитель: Дайте характеристику этому времени. (Это жестокое время – Первая Мировая война (1914-1918), Вторая Мировая война (1939-1945). Изобретено самое страшное разрушительное оружие в истории – атомное)
Учитель: Молодцы, ребята! Подводя итог, ответьте ещё на один вопрос: “Какие важнейшие задачи стоят сегодня перед человечеством?” (Охрана окружающей среды, борьба с международным терроризмом, преодоление бедности, которая есть во многих странах)
Учитель: Верно! Люди стали осознавать, как важно сохранить нашу планету и всё живое для следующих поколений. От каждого из нас зависит будущее.
Учитель. Я предлагаю вам решить кроссворд и прочитать ключевое слово. (Приложение 3)
Вопросы к кроссворду:
1. 12 апреля в России отмечается День…
2. Изобретение ХХ века – электронная машина.
3. Учёные ХХ века открыли мир…
4. Роберт Пири покорил… полюс.
5. Кто высказал мысль о возможности полётов?
6. Во многих странах власть в ХХ веке стала…
7. Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено в ХХ веке?
Ответы: 1. Космонавтики. 2. Компьютер. 3. Частиц. 4. Северный. 5. Циолковский. 6. Выборная. 7. Атомное.
Ключевое слово: спасибо.
Учитель. Учёные-историки за работу на уроке говорят вам: «Спасибо».
V. Работа с лентой времени. (Приложение 4)
Учитель. А теперь, чтобы вернуться домой, вы должны выполнить последнее испытание. Надо расположить на ленте времени карточки со словами: паровоз, очки, рыцарь, гладиатор, мумия, фараон, мечеть, пуговица, пещера, метро, компьютер, Юрий Гагарин, Колумб, Жюль. Верн, Роберт Пири, мамонт, Зевс, частицы.
Карточки со словами должны соответствовать своей эпохе.
Я открываю ленту времени. Вы будете выходить к доске по одному от каждого ряда. Итак, начали.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Учитель. Понравилось вам наше путешествие? Чем оно было интересным? Что нового вы узнали о всемирной истории? Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке!
VII. Рефлексия (НТВ) «Оцени свою работу на уроке» (Приложение 5)
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ:
1). ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
2). ТЕСТ к 1-ой странице:
1. Первые орудия труда первобытного человека были из:
о) камня;
п) металла;
р) дерева.
2. Первым на Земле появился:
с) человек прямоходящий; т) человек умелый; у) человек разумный.
3. Предками человека были;
и) шимпанзе; к) горилла; л) вымершие обезьяны дриопитеки.
4. Первое домашнее животное первобытного человека:
з) лошадь; и) собака; к) кошка.
5. Одно из первых жилищ человека:
х) хижина; ц) квартира; ч) пещера.
6. Где археологи нашли следы существования первобытных людей:
н) Восточная Африка; о) Европа; п) Америка.
7. Название человеческого коллектива:
н) отара; о) стадо; п) табун.
3). КРОССВОРД к 5-ой странице:
4). ЛЕНТА ВРЕМЕНИ и слова-карточки к ней:
ПАРОВОЗ | РЫЦАРЬ | ЧАСТИЦЫ |
ОЧКИ | ГЛАДИАТОР | ЗЕВС |
МУМИЯ | ФАРАОН | МАМОНТ |
МЕЧЕТЬ | ПУГОВИЦА | РОБЕРТ ПИРИ |
ПЕЩЕРА | КОМПЬЮТЕР | ЖЮЛЬ ВЕРН |
МЕТРО | ЮРИЙ ГАГАРИН | КОЛУМБ |
5).