Проблема: «Жить или курить?».
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с элементами беседы.
Цели урока:
Формирование у учащихся здорового образа жизни.
Задачи урока:
- Отработка практических умений и навыков, нахождения дроби и процента от числа на примерах решения задач, связанных с проблемой курения;
- Развитие познавательного интереса к решению задач;
- Расширение знаний о вреде курения;
- Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса «Курение или здоровье?» в современной действительности;
- Развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Ход урока.
I. Вступительное слово.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая тему, которая в настоящее время является одной из самых актуальных для нашего общества. Это – курение. Мы узнаем о том, как вредно курение для нашего организма.
Учёные, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. Приобщение к табаку начинается всё в более раннем возрасте. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2 – 3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. По статистике, больше всех в мире курят россияне. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. На сегодняшний день в России курят две трети мужчин и около одной трети женщин. И это не предел.
Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем – модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?».
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.
II. Повторение.
Учитель: Проведём «Зарядку для ума». (Учащиеся отвечают «цепочкой»):
1) 0,09 = 9%
4) 1,01 = 101%
2) 0,34 = 34%
5) 0,002 = 0,2%
3) 6,5 = 650%
6) 0,007 = 0,7%
3. Переведите обыкновенные дроби в проценты:
III. Из истории
«Колумб Америку открыл! Великий был моряк! Но заодно он научил Весь мир курить табак. От трубки мира у костра раскуренной с вождем Привычка вредная пошла в масштабе мировом…»
С табаком бороться начали не 20 лет назад, с ним боролись всегда, именуя соперника «Приманкой сатаны». Так, в Великобритании и Османской империи в конце XVI в. курильщиков объявляли колдунами и отрубали головы. В Россию табак попал в конце шестнадцатого века. Его цена была настолько высока, что даже не все богатые вельможи могли себе позволить это губительное удовольствие. Тогда же было и выявлено то, что от привычки курения появляются неизлечимые заболевания, которые приводят к преждевременной смерти курящего.Но сделать что-либо было уже поздно: это увлечение пошло в народ и люди стали зависеть от курения.
На Руси в XVII в. при царе Алексее Михайловиче курильщиков били палками, дабы наставить на путь истинный, а после московского пожара 1634 г., который произошел из-за непотушенной сигареты, за курение была предусмотрена смертная казнь. Тем не менее, звуки победоносного марша табака по Евразии не смогли заглушить ни треск костров, ни удары палок, ни звяканья топоров о плаху. Царь Пётр I легализовал курение в России лишь после того, как сам стал курильщиком.
Учитель: По данным экспертов, табачный дым содержит 4000 вредных химических веществ, разрушающих организм. Среди них никотин один из сильнейших известных ядов, который вызывает физическую зависимость.
Задача№1
Ребята, давайте определим % содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дёгтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.
(Ответ: синильная кислота-1%, табачный деготь- 15%, окись углерода – 9%, полоний 210 - 6%. Итого 33%)
Задача№2
Смертельная доза никотина для человека от 50 до 100 мг. В сигарете содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие 1/5. Сколько мг никотина попадает в лёгкие? Результат округлите до десятых.
(Ответ: 0,9*1/5==0,18 =0,2( мг) )
Учитель: Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение - причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног.
Задача№3
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в нашем городе живет 39 тыс. человек и 5/13 из них курят.
(Ответ: 1) 39 000 * 5/13= 15 000 курят; 2) 15 000 * 0,8= 12 000 имеют заболевание лёгких)
От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек. При сохранении существующих тенденций в будущем цифры эти будут расти. Ожидается, что к 2030 году потребление табака будет уносить по 10 миллионов жизней в год и станет самой распространенной причиной смертности среди совершеннолетних.
Невольно возникает вопрос: почему же всё-таки люди курят?
IV. Решение задач.
Задача №4: Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 250 мальчиков и 260 девочек.
Ответ: 150 +104=254чел.
Вывод: половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
Задача №2
Слайд №5 При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?
Ответ: 2 заболевания- 14 учащихся; 1 заболевание – 6 учащихся.
Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?
Задача №6:
Люди, которые начинают курить в подростковом возрасте сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) курящего человека, если средняя продолжительность жизни в России 70 лет (Ответ:70 – 10,5= 59,5 года).
(Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен).
Учитель: Ребята, как вы думаете, кто является примером для подражания?
Ученики: В первую очередь – взрослые и, конечно же, родители.
Учитель: На дом вам было задано провести небольшое анкетирование.
- Кто курит в семье?
- Папа - 32%;
- Мама – 1%;
- Никто – 67%.
- Курит брат или сестра?
- Брат – 8%.
- Пробовал(а) ли ты сам(а) курить?
- Да – 2%.
- Куришь ли ты сейчас?
- Нет – 100%.
- Тебе это нравится?
- Не нравится – 100%.
V. Минутка здоровья.
VI. Устная работа.
Учитель: Во всем мире идёт борьба с курением. В 140 странах мира были приняты законы, ограничивающие курение. 31 мая является всемирным днем без табака, который был провозглашён в 1988 году Всемирной организацией здравоохранения. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. В Америке некоторые фирмы вообще отказываются брать на работу курильщиков. Давайте выполним задачу и узнаем причину этого.
Задача №5
Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок.
Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у неё ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? (Ответ:32 ошибки; 48 ошибок).
Учитель: Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека.
Самостоятельная работа.
Задача №6. Ежегодный прирост курящих в России составляет3%. В 2009 году по статистике из 100 мужчин курили 65, а из 100 женщин – 30. На основе полученной
информации определите количество на конец 2013 года:
Вариант I: курящих мужчин;
Вариант II: курящих женщин?
Ответ округлить до целого числа.
Ответ: 73 мужчины; 34 женщины.
Учитель: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты.
Довольно громкий скандал произошёл в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак лёгких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.
Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение».
VIII. Домашне задание.
Учитель: Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Давайте запишем домашнее задание.
Задача:: определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 50 рублей, ежемесячная зарплата 15000руб. (в месяце 30 дней).
Домашнее задание ученики записывают в тетради.
IX. Итог урока.
Учитель: А теперь давайте подведём итог нашего урока. Как вы думаете, все поставленные цели были выполнены?
Дайте оценку своей работы на уроке
Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. Но нам осталось сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А всё-таки – жить или курить?» Давайте выберем тот верный ответ, что необходим каждому из нас.
Учитель: Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни. Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.
Спасибо за урок. До свидания.
Литература:
1. И. М. Тараданова, О. Н. Моисеева Мир без наркотиков. Омск, 2003
2. В. Н. Ягодинский Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. Минск, 1986
3. Бросил курить — получи 1000!// Здоровье. 1998. № 6 С. 53
4. А. Г. Хрипкова Д. В. Колесов Гигиена и здоровье школьника. М. Просвещение, 1988
5. Приложение к газете «Первое сентября». «Математика». 2009 г.