Предмет: русский язык УМК «Перспектива» Русский язык 4 Класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Тема урока : Имя прилагательное. Обобщение и систематизация материала. Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать: грамматические признаки имён прилагательных, алгоритм определения написания безударного окончания имён прилагательных Умения: обучающиеся смогут находить имена прилагательные в предложениях, определять грамматические признаки, правильно писать безударные окончания имён прилагательных; | Познавательные (в т.ч. логические) УУД: - использовать учебник и словарь в качестве источников информации, -с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу - определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности, - контролировать выполнение плана, - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы учителя, - осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; - допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. | - становление мотивационной основы учебной деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - формирование интереса к предмету. |
Задачи изучения темы (действия учителя). обобщить, систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи. |
Этапы урока |
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (формируемые предметные умения, способы действий, УУД)1 |
1. Мотивационно-ориентационный этап |
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса др.). | -Прочитайте цитату французского философа Пьера Буаста: Образование— клад, труд — ключ к нему. (слайд №2) Объясните смысл высказывания. Это высказывание возьмем в качестве девиза нашего урока. Поэтическая минутка (слайд №3) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…» Чистописание. - Какой цветок имел в виду автор «И кувшинчик синий расцветает…» (слайд №4) - Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику. Эта буква и будет хозяйкой чистописания. Нарисуем цветы (1 строка) - Каким приемом надо пользоваться, чтобы писать буквы одинаковой высоты? …пп//пп…( 1 строка) На лесных полянах расцвели нежные подснежники. -Предложите задания для чистописания. Самостоятельно предлагают задания. 1ряд-обозначают части речи в предложении 2ряд-разбирает слово подснежник по составу 3ряд – разбирает слово нежный как часть речи Взаимопроверка - У кого есть замечания, выявленные в ходе взаимопроверки? Индивидуальная работа по карточкам Карточка 1-программный уровень Дать устную характеристику предложения. Обозначить все орфограммы. Выделить грамматическую основу. Карточка 2-уровень повышенной сложности: (звуко-буквенный анализ слова подснежник) Гимнастика для глаз | Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. Коммуникативные УУД: формулировать устное монологическое высказывание |
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности). | - Почему нам хорошо удалось представить весенний лес? -Какие слова помогают ярко, образно представить красоту весенней природы? Что это за часть речи? -Попробуем сформулировать тему урока. (слайд №5) -Определим цель и учебные задачи В помощь берем внимание, сосредоточенность, дружелюбие. | Познавательные УУД: анализировать, группировать в соответствии с заданным условием. Коммуникативные УУД: формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. |
2. Поисковый этап |
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.) | Работа по теме урока - Начнем с повторения правил.(Слайд №6) -Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяются имена прилагательные? Склонение имен прилагательных (Слайд №7) | Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание. Познавательные УУД: выделять общие признаки на основе сравнения. |
2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме | Дома вам было задано упражнение 64 в р.т (стр.42) - Прочитайте. Какой алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного у вас получился. | Познавательные УУД: выдвигать предположения |
3. Практический этап |
3.1. Открытие «нового» знания. | Работа по учебнику Упр.112 (стр.65) - Подберите к именам существительным имена прилагательные. Запишите подучившиеся словосочетания. Укажите число, падеж и, если возможно, род каждого имени прилагательного. Физкультминутка | Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. Познавательные УУД: Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ. |
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др. | Упр.3 (стр.68) Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Докажите правильность своего выбора. | Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в словаре. выдвигать предположения Коммуникативные УУД: допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач. |
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. | Тест (см.приложение) Самопроверка. Самооценка с помощью сигнальной ленты «Светофор» Работа по развитию речи. Творческое задание (по выбору) Прочитай текст. Лесная поляна. На п.ляне течет шумный ручеек. Тр.ва кругом изумрудная и много красочных цв.тов. На цв.тахр.ботают трудолюбивые пчелы. Лохматые шм.ли гудят. А у статной с.сенки вьются комары. - Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова близкими по значению. Определи и укажи род (где возможно), число, падеж прилагательных. Слова для справок: говорливый, зеленая, ярких, неутомимые, мохнатые, стройной Самопроверка 1 ученик самостоятельно выполняет работу у доски. Уровень повышенной сложности. Слайд № 6 Экологическое панно. У. Дополните слова именами прилагательными. Напишите о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения. Индивидуальная помощь отдельным ученикам. Проверка выполненной работы. | Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. Познавательные УУД: Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ. |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
4.1. Рефлексия результатов деятельности | Подведение итогов урока. - Понравился вам урок? - Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли мы поставленных целей? - Какую роль играют имена прилагательные в речи? | Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
4.2. Рефлексия способов деятельности | - Каким образом нам удалось достичь поставленных целей? | |
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения | Оценим свои знания по теме. Я очень хорошо понял тему урока и даже смогу самостоятельно рассказать родителям об изученной части речи. Я хорошо понял тему урока, но нуждаюсь в помощи со стороны учителя. Я ничего не понял на уроке. Слайд№8 Азбука добрых слов. Сегодня вы были: умные, внимательные, активные, добрые, воспитанные Выставление оценок. Домашнее задание. (по выбору). Упр. 4, стр. 69. Составить сообщение на тему «Что я знаю об имени прилагательном? Роль прилагательных в русском языке.» | |
а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -о, -е.
б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в родительном падеже окончания – -ого, -его.
А-У имен прилагательных мужского и среднего родав дательном падеже единственного числа окончания – ого, -его
Б-У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже единственного числа окончания – ому, --ему
а) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже
б ) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
Опустели зимние квартиры в старом пне.