МБОУ «Гимназия №5»
Урок по курсу ОРКСЭ
«Нравственный поступок»
Тема урока: «Нравственный поступок»
Цель: расширить у учащихся представление о нравственном поступке.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятиями на уроке: поступок, нравственный поступок;
Познакомить учащихся с компонентами нравственного поступка;
Сформировать понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и правилах поведения;
Виды деятельности: лексическая работа, работа с видеоматериалами, работа в группе.
Мотивация учебной деятельности
«Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
(Л.Н. Толстой.)
- Как вы понимаете слова известного писателя, педагога?
- Каждый человек желает, чтобы к нему относились хорошо.
- Как мы сегодня будем работать на уроке, чтобы каждый почувствовал себя хорошо?
- «Чего в другом не любишь, того и сам не делай!» (В.И.Даль).
Постановка проблемы
- Сейчас мы посмотрим несколько отрывков из мультфильмов: «Кот Леопольд и мыши…» и Золушка. Вы должны проанализировать поступки главных героев.
- Какие поступки? (добрые, злые; хорошие, плохие).
- А кого из этих героев можно назвать нравственным или безнравственным? Почему? (нарушаются нормы, правила поведения)
- А как вы понимаете слово поступок. Что это? А вот как дается толкование в словаре:
Поступок — сознательное, завершенное действие (Словарь Ожегова).
Поступок – действие, совершенное кем – нибудь. (Словарь Ушакова).
- На доске составляем план – схему урока: ПОСТУПОК (в центре доски)
- А отец Золушки – нравственный или безнравственный герой в сказке?
- Мнения разделились. Вы сейчас поработаете в группах и определите, отец Золушки – нравственный или безнравственный герой и почему.
- Как мы работаем в группе?
говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.
Поиск решения
-А теперь слушаем внимательно каждую группу, к какому выводу Вы пришли:
(Нравственный герой, т.к. он не делал ей ничего плохого, не совершал никиаих плохих действий. Безнравственный герой, т.к. он видел, что ее обижают, и не защитил ее).
- В большинстве случаев поступки – это действия, но иногда они могут быть и воздержанием от действий.
- Еще раз сделаем вывод, отец Золушки - какой герой? Почему? (безнравственный, т.к. не совершил поступок, который помог бы ей)
- Если в поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому, то такой поступок нравственный.
- Как он должен измениться? (совершать нравственные поступки)
- А зачем людям совершать нравственные поступки? (чтобы жить по правилам и законам в обществе- быть моральным)
- А обществу нравственные поступки зачем?
- Какая тема нашего урока? (нравственные поступки)
- На доске появилось дополнение к схеме:
ПОСТУПОК
НРАВСТВЕННЫЙ
Выражение решения
- А в нашей жизни бывают безнравственные люди? Вы их осуждаете? Почему? (Совершают безнравственные поступки, от которых может зависеть чья – то жизнь)
- Я Вам предлагаю прочитать рассказ В. Осеевой «Плохо».
- Почему женщина разгневалась? (Она совершила действие – поступок, а ребята действие не совершили – а поступок совершили)
- Мальчики совершили нравственный поступок? (они ничего не совершили- равнодушие – безнравственно)
- Героиня совершила нравственный поступок? (да - спасла котенка)
- Нравственный поступок имеет особые признаки.
- Когда женщина увидела всю ситуацию из окна, о чем она подумала? (зачем я совершаю поступок?)
У нее появился мотив.
- Мы можем спросить для чего? (цель)
- Как она реализовала свою цель? (побежала на улицу– средства реализации цели)
- Что она сделала? (отогнала собаку – совершила само действие сама или ее заставили)
- Результат (положительный или отрицательный)
ПОСТУПОК
НРАВСТВЕННЫЙ
МОТИВ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА САМО РЕЗУЛЬТАТ
ДЕЙСТВИЕ
Реализация продукта
- Я предлагаю Вам прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Котенок». Определить, нравственный ли поступок совершил мальчик, и заполнить таблицу, в которой записаны 5 признаков нравственного поступка.
«Котенок» Л.Н.Толстой |
Мотив (Зачем совершен?) | Спасти жизнь котенку. |
Цель (для чего?) | Чтобы котенок остался жив. |
Средства (действие с точки зрения морали) | Накрыл собой котенка, хотя сам мог пострадать от собаки. |
Само действие (добровольно или по принуждению) | Сам принял решение. |
Результат (положительный или отрицательный) | Котенка спасли – положительный. |
Вывод: нравственный ли поступок совершил мальчик? | Поступок нравственный. |
Рефлексия
- В самом начале урока мы пришли к выводу, что будем работать на уроке так, чтобы каждый почувствовал себя хорошо. Какой хороший поступок совершил сегодня на уроке каждый. У вас есть 5 признаков нравственного поступка. Нравственный ваш поступок или нет? (Слушаем ответы учеников)
7. Домашнее задание
Дома посмотрите мультфильм или прочитайте сказу В. Катаева «Цветик – семицветик» и проанализируйте поступки героя с точки зрения признаков нравственного поступка.
Очень хочется закончить наш урок словами нашего героя. ( Отрывок из мультфильма, где Кот Леопольд говорит: «Ребята, давайте жить дружно!»)
На доске кружочки разного цвета: желтого, черного, красного. Выберите тот цвет, который для вас соответствует дружбе.
Список используемой литературы
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений – 4 –е изд.,дополненное.-М:Азбуковние, 1999, - 944 с.
2. Осеева В.А. Волшебное слово. Рассказы. – М.: Детская литература, 1988, - 31 с.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для образовательных учреждений.-М: Просвещение, 2013. – 63с.
4. Толстой Л.Н. Ясная Поляна. – М: Детская литература ,1988, - 35 с.
5. Толковый словарь Ушакова онлайн.
5