kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики "Нравственный поступок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики "Нравственный поступок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственный поступок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»













РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Светская этика»)




Разработчики:

1) Афанасьева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №47» города Кургана.

2)Быкова Марина Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №23» города Кургана.

3)Добрыгина Людмила Витальевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №54» города Кургана.

4)Ковалёва Галина Николаевна, учитель английского языка МОУ «СОШ №63» города Кургана.

5)Кравец Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №47» города Кургана.


Руководитель курсов:

Ельченко Н.Ю., заведующая кабинетом эстетического образования

ИПКиПРО Курганской области













КУРГАН 2010

Проект урока

Модуль: «Светская этика»

Класс: 5

урока: 19

Тема: Нравственный поступок

Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.

  2. Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

  3. Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа с иллюстративным материалом.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы.

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

1. Организация деятельности учащихся



2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Выставка нарисованных учащимися родовых гербов и родовых древес.

Обсуждение гербов:

- Как вы думаете, почему на родовом гербе вашего товарища изображено …………….?

- О каких традициях семьи это говорит?

3.Актуализация знаний, целеполагание.





2 слайд

Учитель рассказывает историю про собак дяди Лёни (пересказ первой части рассказа). (Приложение 1)

Финальная часть рассказа появляется на слайде и читается.

3 слайд

Вопросы и задания к тексту:

  • Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?

  • Дайте оценку поступку мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа? (Хороший, добрый и т.п.)

  • У этого рассказа нет названия. Предложи свой вариант (Смелый поступок. Как мальчик спас собаку. Спасение собаки).

Названия рассказа записываются в рабочий лист (задание 1).

  • Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О хороших поступках людей)



4 слайд

- Поступок, который совершил Юра, называется нравственным поступком. Это тема нашего сегодняшнего разговора. Запишите тему в свой рабочий лист.

Тема урока записывается в рабочий лист.

Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным.


4.Словарная работа





5 Слайд

Коллективная работа.

- Что такое поступок? Как вы определите значение этого слова?

- Можно ли действия дяди Лёни назвать поступком?

ВЫВОД: Поступок – совершённое действие, не нарушающее правила поведения. Такое действие, которое совершает дядя Лёня, называют проступком (поступок, нарушающий правила поведения).

Значение слова «поступок» записывается в рабочий лист (задание 2).

Работа в группах.

- Продолжите словарную работу по группам.

Выполните задания, которые помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте в рабочий лист.

  1. Группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте толкование понятия «нравственный».

  2. Группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

  3. Группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».

  4. Группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети)?

Афиширование результатов работы в группах.

Результаты групповой работы записываются в рабочий лист (задание 2).


ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.

5.Чтение и анализ учебного текста (групповая работа).

Составление кластера.

6 слайд

Коллективная деятельность.

- К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – прочитать учебный текст и найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка.

- Мы вместе прочитаем первую часть текста и выполним задание. Затем вы продолжите работу в группах.

Чтение отрывка учебного текста о мотивах нравственного поступка. Внесение первого компонента в кластер.

Работа с заготовкой кластера в рабочих листах (задание 3).

Работа в группах.

Задание для групп:

Прочитайте отрывок из учебного текста.

Найдите информацию об одном из компонентов нравственного поступка. Укажите в кластере этот компонент.

Представление результатов работы в группах.

Совместное составление кластера.

Работа с заготовкой кластера в рабочих листах (задание 3).


ВЫВОД: Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей): мотив (почему я это делаю?) – цель (зачем я это делаю) – средства (с помощью чего я это делаю?) – действия (что я делаю?) – результат (что получилось благодаря моим усилиям?)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.Работа с фотографиями в группах (каждой группе для анализа предлагается 1 фотография)

7 слайд

- Внимательно рассмотрите фотографии.

- Какие поступки людей они иллюстрируют?

Задание для групп (группа работает с одной фотографией):

Выявите мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат нравственного поступка.

Заполнение таблицы в рабочих листах (задание 4).

Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях классу.

7.Найди лишнюю иллюстрацию и обоснуй своё мнение.

8 слайд

- Рассмотрите ряд иллюстраций, на которых изображены мультипликационные герои. Какие поступки они совершают?

Найдите одну лишнюю иллюстрацию.

В рабочих листах нужно зачеркнуть цифру «лишней» иллюстрации (задание 6).

Обоснуйте свой ответ.

8.Упражнение «Незаконченное предложение» (индивидуально)

9 слайд

- У вас в рабочих листах даны незаконченные предложения. Прочитайте их внимательно, подумайте, какого дополнения они требуют. Вспомните свои хорошие поступки и намерения и допишите предложения.

1)Я забочусь о __________________, когда ___________________________________________.

2)Я защищаю ________________________, если вижу, что………

3)Я могу ___________________________________________ .

Работа с незаконченными предложениями в рабочих листах (задание 7).

9. Устное рассуждение по пословице.

10 слайд

- Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие - поступок»? Согласны ли вы с этим высказыванием?

Выстраивайте ответ по модели:

«Не всякое действие можно назвать поступком, потому что …………………»

Используйте в ответе слова я думаю…, я считаю…, мне кажется…

Ответы детей.

-Вспомните пословицы, которые учат человека делать нравственные поступки. (Не плюй в колодец – придется водицы напиться. Любишь кататься – люби и саночки возить).

10. Рефлексия

Упражнение «Парус»



11 слайд

- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе (на слайде глаголы: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю).


В рабочих листах выполняется задание 8.

Проверка:

- Как вы объясните, что такое «нравственный поступок»?

- Какие действия вы выбрали, чтобы ваш парус двигался вперед?


ВЫВОД: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь… Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.


11. Заключение урока

12 слайд

- Сегодня на уроке мы говорили о нравственных поступках человека. Вы готовы к хорошим поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Но не забудьте, что поступок – это совершённое действие. Творите добрые поступки!


Доброта живёт на свете тихо,

Незаметна, словно хлеб и соль.

Где болит, возьмет себе всю боль,

Там, где лихо, встанет против лиха.

Чужды ей реклама, суета

И возни придуманные драмы.

Доброта – как будто руки мамы.

Нити жизни держит доброта.


12.Домашнее задание

  1. Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.

  2. Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.










ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рассказ

Как спасён был пёс Малыш


1. У дяди Лёни, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Живёт такая из них, исправно лает, ест хлеб и разные остатки еды, а потом становится старой. Дядя Лёня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызёт (зубы сточились), - выносит двустволку, заряженную крупной дробью, и зовёт к себе пса. Когда пёс садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так:

- Ну что, Буян? Мне теперь ты не нужен, да и сам ты себе в тягость. Некогда мне за тобой ухаживать, с ложечки кормить…Ты ведь не человек, а собака. Человека убивать нельзя, а тебя можно…

Он прицеливается и стреляет… Промаха не бывает. Через день – другой в будке появляется убитого пса появляется щенок.

Мальчик Юра услышал всё это от своей бабушки. Говорилось это как раз по тому случаю, когда дядя Лёня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пёс неизвестной породы по кличке Малыш.

- И что творит человек, - ворчала бабушка. – Служил-служил ему пёс… Ну состарился, так что же, и куска хлеба жаль старику…Возьми щенка-то, а старого сохрани, тварь Божию…Вот ведь не сегодня-завтра застрелит Малыша!

2. Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша.

- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол.

Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.

Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.

Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Материалы для работы с учащимися


Поступок – совершённое кем-нибудь действие.

Проступок – поступок, нарушающий правила поведения. Провинность.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение //прил. нравственный.

Нрав – характер, совокупность душевных свойств.


Доброта

Доброта живёт на свете тихо,

Незаметна, словно хлеб и соль.

Где болит, возьмет себе всю боль,

Там, где лихо, встанет против лиха.

Чужды ей реклама, суета

И возни придуманные драмы.

Доброта – как будто руки мамы.

Нити жизни держит доброта.

М.Лукин

Поступок или проступок

Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.

Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.

Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову...




В любом человеке есть всё человеческое: самое лучшее и самое худшее. Л.Лавель
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Материалы для работы с родителями

Нравственное развитие

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”).

Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека.

По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так ему не надо думать, уступить ли место человеку, нуждающемуся в этом. Для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки.

Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать.

В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.


Поступок

Ребенок совершил Поступок. Во-первых, этому надо радоваться, и не важно, «хороший» это поступок или «плохой». Это прежде всего Поступок. Это самостоятельность, и это уже хорошо.

Подчас одно разбитое стекло для «адекватного» мальчика является большим событием для развития личности, чем все ежедневное соблюдение всех правил приличий, вместе взятых. Не душите самостоятельность — ведь можно «задушить» индивидуальность.

Однажды мой маленький тезка (ему было лет 5), провожая бабушку на рынок, слишком усердно махал ей из окна. Она скрылась из виду, и тут он, совершенно случайно, переусердствовал и выдавил внутреннее стекло в окне. Бабушка отсутствовала часа три, а потом... Недели три мы выводили тезку из того страшного состояния, до которого он сам себя довел.

Судите сами: три часа переживаний в одиночестве. Три часа мучительных, самобичующих страданий. Он наказал себя сам — страхом наказания. И это было сильнее любого наказания, которое могли бы придумать взрослые. Угроза всегда страшнее ее выполнения. Никогда не спешите ее реализовать — «привычное» наказание перестает быть наказанием, утрачивает свою силу.

Тезка страдал не только от страха. Он страдал еще и от чувства своей вины. Дело было зимой. Одно оставшееся стекло плохо защищало от холода. Он страдал и за старенькую бабушку: из-за того, что будет ей холодно. Он боялся и испытывал вину. Он молил всех своих детских богов о чуде. Чудо случилось, но совсем не то, какого он желал. Его никто не наказал. Его потом все жалели. Да и нельзя было иначе поступить с почти обезумевшим мальчиком. Даже сейчас, вспоминая это, не могу рассуждать спокойно: рискну сделать несколько эмоциональных призывов.

Не спешите наказывать. Вообще, всегда лучше немножко перехвалить, чем недохвалить. Конечно, если на то есть хоть какие-то основания. Найдите их — доброе слово, как говорит пословица, и кошке приятно. Похвала — рычаг пробуждения, раскрепощения «Я» ребенка. Не стесняйтесь им пользоваться. Не надо захваливать — но это совсем другое слово. Не надо формировать слишком завышенный уровень притязаний и поощрять излишнее самолюбие. Однако в меру оно необходимо. И не бойтесь отмечать его проявления. Переоценить — лучше, чем недооценить.

Но еще раз: помните о мере. Перехваливание повышает притязания и когда-нибудь обязательно приведет к неадекватному нонконформизму. Недохваливание «приземляет» маленькую личность, и всегда есть риск воспитать «пришибленного» человечка. А это — верный путь к слишком «адекватному» конформизму. В оценке нужна мера, но — с акцентом на похвалу, на одобрение, на принятие ребенка. Ведь вы его любите? Так покажите это, не стесняйтесь своей любви!

Самый лучший способ — показать эту любовь, подтвердить ее реальным вниманием к Поступку ребенка. И самое идеальное — в этом внимании попробовать обойтись без назидательной однозначной словесной оценки. Не пилите его! Не убеждайте в том, какой он плохой и как гадко все то, что он сделал. Такое непривлекательное отражение в вашем «зеркале» запомнится ребенком надолго. И отучит от самостоятельности, отучит от стремления к Поступку.

Пока ребенок мал, ему нужна ваша положительная оценка. Пусть с оговорками, но положительная. Но вот он подрос — и ему нужны уже его собственные оценки. После того как в 8–10–12 лет ребенок совершил Поступок, попробуйте не спешить с оценкой. Пусть он сам оценит свой поступок. Не может еще? Помогите ему. Ваша задача — дать ребенку способы самому осуществлять процесс поиска, понимания мотивов своего поведения. В сложных ситуациях — подсказывать, напоминать. В целом — обучать этому. В диалоге с родителями обнажается смысл действий, становится ясным смысл собственного «Я» для ребенка.

Проанализируйте один из его поступков сами, вслух, для него. Поставьте себя на его место, порассуждайте за него. Потом — за других участников ситуации. Приведите точки зрения «Я» и «других», детей и взрослых. Дайте ему услышать стереофонию взрослого мира, увидеть широкоформатность взрослых оценок и точек зрения. Покажите ему «симфонию зеркал», в каждом из которых по-своему отражается его Поступок. И выделите, подчеркните его «Я», его точку зрения. Такие уроки не забываются. Поверьте, в следующий раз он уже сам будет участвовать в таком диалоге с вами. Сам будет думать, сопоставлять, анализировать. А еще через раз-другой сможет провести этот анализ самостоятельно. Так вы воспитаете привычку к внутреннему диалогу, к сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях.

Помните, как учат детей играть в шахматы? — «Если я пойду сюда, то он пойдет туда, тогда я отвечу так...» И так далее. Вначале взрослый делает это один, но вслух. Затем — вместе с ребенком. Проходит немного времени, и ребенок делает это сам. Еще чуть-чуть — и он делает это не после своего хода, не во время его, а перед ним. Тогда он начинает обыгрывать, «обсчитывать» взрослого.

Психологи — последователи Л.С. Выготского говорят: при обучении и воспитании создавайте у ребенка «зону ближайшего развития». Эта «зона» — разница между тем, что сегодня ребенок может сделать только с вашей помощью, но уже завтра будет делать самостоятельно. Помогайте ребенку иметь эту перспективу — ставьте новые задачки, поддерживайте стремление реализовать себя в их решении, стремление сделать завтра самому то, чего он сегодня сам не может сделать.

Анализ Поступка обычно скоро приводит к тому, что ребенок обучается анализировать его смысл и последствия заранее. Это и есть переход от импульсивных действий к сознательному поведению. Это переход к самовоспитанию личности. Ведь в конечном счете ребенок должен усвоить не столько нашу оценку его Поступка, сколько смысл самого Поступка. Иначе он будет судить о себе и о других только по поступкам, а это не всегда верно. Папа не купил новую игрушку — ту же железную дорогу за тысячу рублей — значит папа плохой? К такому выводу приводит анализ «по поступкам».

И совершенно другие выводы сделает ребенок, если попытается понять смысл папиного поступка. В этом-то и будет «воспитательный эффект» папиных действий. Ведь папа мог не купить железную дорогу, за что-то наказывая ребенка. Дойдет ли смысл наказания при оценке только «по поступкам»? Боюсь, что нет. Вместо «эффекта» это может привести к «воспитательному дефекту».

Бывает так, что по поступку трудно понять, чем руководствовался человек, совершая его. Поэтому важен мотив, важен смысл этого поступка для совершившего его человека. Одни и те же поступки могут совершаться из разных побуждений и таить в себе разный смысл. Ребенок должен знать и понимать это.

Вспомните Юрия Деточкина из известного кинофильма «Берегись автомобиля». Он угонял чужие автомобили. Если судить по поступкам, то все ясно: он вор и нехороший человек. Однако угонял-то он машины у жуликов, у тех, кто приобрел их на явно нетрудовые доходы. Мотив и смысл поступков Деточкина были предельно благородными: он отнимал наворованное и отдавал вырученные деньги детям — переводил их в детские дома. И суд, который судил его, оказался в недоумении — ведь, с одной стороны, он вор, а с другой — благородный человек.

Непросто судить о людях и о себе только по поступкам. Нужно проникновение в их смыслы, в «Я» этих людей. Этому и учит взрослый своего ребенка в процессе воспитания его личности. Если же этого не происходит, то могут возникнуть печальные последствия.

Социолог Д.Б. Дондурей однажды предложил школьникам старших классов сравнить два текста: небольшой рассказ А.П. Чехова и примитивное изложение его сюжета. К сожалению, многие из школьников вообще не увидели значительной разницы. Они утверждали, что «и тут и там говорится об одном и том же», «здесь то же самое» и т.д.

Пятнадцати - шестнадцатилетние подростки «вычитывали» лишь один, наиболее доступный им «слой» произведения — события и поступки героев. Они уверенно отбрасывали все остальное как «несущественное». Даже в тех случаях, когда подлинный текст рассказа оценивался как «более интересный», достоинства Чехова определялись совсем не тем, чем бы нам хотелось. Оказывается, рассказ «был лучше» изложения потому, что он был «подробнее», «длиннее», все «становилось более ясным», было «легче представить себе то, что изображено».

Эпизоды воспринимались как бы «поверх» их смысла. Сам же смысл переделывался и искажался. Дело дошло до анекдотов. Пересказывая гоголевского «Ревизора», многие ученики седьмых и восьмых классов ряда московских школ так и не поняли, почему Хлестаков был принят за ревизора. А на вопрос, что же произойдет в городе, когдаприедет настоящий ревизор, они ответили, что восторжествует правда: «чиновников города ждет возмездие, и мне кажется, что их всех снимут с должности». Другой вариант: «после приезда нового ревизора городничего уволят с работы, а всем другим чиновникам сделают строгий выговор». И т.д.

Подобный «осколочный» способ восприятия мира и жизни порождает предельно поверхностное отношение и к жизни, и к людям. Отсюда и безответственное, поверхностное поведение. Отсюда неумение скоординировать свои притязания и достижения, неумение быть целостной личностью.

Поощряйте в ребенке «смысловой поиск», стремление к самоанализу и к анализу поступков других. Если нельзя без наказания, наказывайте за другое: за упрямый, глупый нонконформизм, за приспособленческий конформизм. Но добейтесь того, чтобы ребенок понял смысл наказания, чтобы он уяснил: наказуем не столько Поступок, сколько отсутствие Поступка. Наказуем Поступок глупый и бессмысленный, совершаемый ради нонконформистского самоутверждения за счет других. Кстати, он и сам быстро поймет нелепость таких поступков — обычно они очень сильно «бумерангом» бьют по совершившему их ребенку. Ведь необдуманный, неосмысленный поступок — это затрата сил без достижения цели, дополняющаяся испорченными отношениями с окружающими.

Всегда помните о главном: решение вопроса о соотношении «преступления» и наказания не должно вредить развитию «Я» ребенка. Наказание — всего лишь еще одно воспитательное средство. Оно лишь дополнение к главному — к доброте, к принятию ребенка, к раскрепощению его «Я» и к стремлению реализовать себя, осуществить себя. Пользуйтесь наказанием пореже, а главное — вкладывайте сами в это наказание по возможности правильный смысл.

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ,
доктор политических наук,
кандидат психологических наук,
директор Центра стратегического анализа и прогноза





11



Просмотр содержимого документа
«Урок»





ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»











РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)





Разработчики:

Адюкина В.А., учитель начальных классов МОУ «Сычевская ООШ» с.Сычева Курганской области

Айтлукова Т.Н., учитель начальных классов МОУ «Введенская СОШ №1» с.Введенское Курганской области

Останина Н.А., учитель истории и обществоведения МОУ «Кетовская СОШ» с. Кетова Курганской области

Половинкина Г.Я., учитель начальных классов МОУ «Введенская СОШ» с.Введенское Курганской области

Снигирева В.А., учитель начальных классов МОУ «Кетовская СОШ» с.Кетова Курганской области

Руководитель курсов:

Ельченко Н.Ю., заведующая кабинетом эстетического образования ИПКиПРО Курганской области

КУРГАН 2010

Модуль «Основы светской этики»

5 класс

Урок № 19

Тема: Нравственный поступок

Цель урока: Формирование духовно-нравственной культуры.

Задачи:

- раскрыть понятие нравственность, поступок, нравственный поступок;

- показать нравственность человеческих поступков на конкретных примерах;

- развитие коммуникативных способностей, анализа.

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый.

Формы обучения: коллективные и групповые

Основные термины и понятия: нравственность, поступок, нравственный поступок, мотив.

Средства наглядности, оборудование: мульти-медийное оборудование, музыкальный материал, видеоряд.

Ожидаемый результат:

- понимание учащимися отличий между нравственными и безнравственными поступками;

- овладение учащимися коммуникативными навыками.

Ход урок:

Нужно себя тренировать в постоянном нравственном поступке.

А.С.Макаренко

  1. Организация деятельности учащихся.

-Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я хочу вам прочитать фрагмент рассказа К.Паустовского «Тёплый хлеб»

Проходили кавалеристы через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше.

Коня взял к себе мельник Панкрат, вылечил его. Конь остался при мельнице.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну, тебя!»

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

Как-то раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза.

Метель начала затихать к вечеру, а к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила бабка. — Заморозил колодцы, десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни. Травы.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской, — ответила бабка. — Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». — «Мне хлеб с полу поднять невозможно, — говорит солдат. — У меня вместо ноги деревяшка.» — «А ногу куда девал?» — спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», — отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь, — засмеялся мужик. — Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

— Отчего же он помер? — хрипло спросил Филька.

— От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и добавила: — Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.


2.Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока.


Как вы думаете, ребята, о чём мы будем вести разговор на нашем уроке?

(люди могут совершать плохие и хорошие поступки, добрые и злые поступки, нравственные и безнравственные)


Тема нашего урока: Нравственный поступок.

Мы попытаемся разобраться, какой поступок можно назвать нравственным поступком.

-В каких жизненных ситуациях проявляются нравственные поступки? (подвиг во время Великой Отечественной войны, когда нужно защитить слабого, помочь взрослым, когда нужно поддержать в горе и порадоваться за успех товарища).


3. Работа с понятиями.

-Подберите к слову «нравственный» однокоренные существительные. (нрав, нравственность)

- Что такое нравственность?


Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.


Поступок - совершённое кем-нибудь действие (хороший, плохой, необдуманный);

Запишите новые понятия в тетрадь.


4. Физминутка: релаксация «Волшебный цветок добра»


- Сядьте поудобнее. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой.


Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

Желаю вам удачи в дальнейшей работе.

5. Работа в группах. Беседа с учащимися по вопросам.

-Прочитайте в группах предложенные вам тексты, обсудите, ответьте на вопросы в течение 5 минут.

-приступим к обсуждению

1 группа

Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

-А как поступили мальчики? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

Учитель задаёт вопросы для общего обсуждения:


-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-А можно ли этот поступок назвать нравственным?

-А как вы понимаете утверждение: «Не всякое действие-поступок?»

- Как должны были поступить мальчики в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)

2 группа: Януш Корчак


Януш Корчак – польский учитель, с добрыми, проницательными глазами. Он прожил красивую жизнь: был известным врачом, лечил раненых в русско-японской войне начала века. В свои 29 лет сделал окончательный выбор – отказался от семьи, личной жизни, чтобы всего себя посвятить детям. Он писал сказки для детей, книги воспитания для взрослых. От своего выбора он ни разу не отступил. В годы Второй Мировой войны 200 детей еврейского детского дома фашисты отправляли в лагерь смерти Треблинку, старому доктору предложили остаться, но он пошёл вместе со своими детьми. Януш Корчак отказался от предоставленной возможности остаться в живых и пошёл вместе с детьми к страшной смерти, пытаясь отвлечь внимание детей и смягчая суть происходящего, как мог рассказами, песнями, игрой… Он сделал свой выбор своей жизни. Он погиб вместе со своими детьми.


- Как можно охарактеризовать поступок Януша Корчака? (это героический поступок, подвиг)

- Героический поступок можно назвать нравственным? (да)

-Почему он так поступил? (потому что любил детей, жалел их)

Общие вопросы для обсуждения учителем:

- В каких же условиях жизни можно совершить нравственный поступок? (в обычной жизни, во время войны);

- Почему одни люди совершают нравственный поступок, а другие – безнравственный? От чего это зависит? (от норм поведения, от душевных и духовных качеств)

- Приведите примеры нравственных поступков.


5.Рефлексия: видеоряд


Какие чувства вы испытываете, ребята?


Вывод: Каждому человеку в жизни необходима, как живительная капля воды - доброе участие, понимание, сочувствие. Но в жизни человека возникают разные ситуации. И важно сделать правильный выбор, который бы соответствовал принципам нравственности: добра, уважения, справедливости.


- Давайте, ребята, вновь вернёмся к тем событиям, которые произошли в деревне Бережки…


- Как вы думаете, как дальше поступил Филька?

Ночью он побежал к мельнице. Казалось, воздух замёрз и чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Повинился Филька перед Панкратом, и предложил колоть толстый лёд, освободить воду в пруду ото льда, чтобы можно было смолоть зерно на мельнице. Вся деревня вышла на помощь и отступила непогода.

Пришли ребятишки к Панкрату. Принёс Филька буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята. — Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж, — сказал Панкрат, — не только человеку извинение требуется.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял, наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.


Пускай на всём, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Муса Джалиль



6. Домашнее задание: выберите поступок любого героя какого-либо произведения или исторического лица. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным?

Retrieved from "http://www.wikilivres.info/wiki/%D0%A2%D1%91%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1_%28%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%29"

























































Просмотр содержимого презентации
«Нравственный поступок»

Разработчики: Афанасьева Ирина Ивановна ,  учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №47» города Кургана. Быкова Марина Ивановна , учитель начальных классов МОУ «СОШ №23» города Кургана. Добрыгина Людмила Витальевна ,  учитель начальных классов МОУ «СОШ №54» города Кургана. Ковалёва Галина Николаевна ,  учитель английского языка МОУ «СОШ №63» города Кургана. Кравец Татьяна Викторовна ,  учитель начальных классов МОУ «Гимназия №47» города Кургана. Курган 2010

Разработчики:

Афанасьева Ирина Ивановна ,

учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №47» города Кургана.

Быкова Марина Ивановна ,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №23» города Кургана.

Добрыгина Людмила Витальевна ,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №54» города Кургана.

Ковалёва Галина Николаевна ,

учитель английского языка МОУ «СОШ №63» города Кургана.

Кравец Татьяна Викторовна ,

учитель начальных классов МОУ «Гимназия №47» города Кургана.

Курган 2010

Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол… Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.  Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».  … Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша. Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё,  съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол. Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.

Картина, которую увидел мальчик,

потрясла всё его существо.

Малыш сидел посреди двора,

склонив добродушную морду набок,

явно ничего плохого не подозревая,

а дядя Лёня наводил на пса ствол…

Юра вбежал во двор и сильно

толкнул старого лесоруба. Раздался

оглушительный выстрел, над

крыльцом поплыло облако дыма –

дробь врезалась в стену сарая,

а пёс остался сидеть, как сидел.

От волнения Юра упал без сознания.

Кода мальчик очнулся, он услышал,

как дядя Лёня говорил бабушке:

«Юра у вас смелый и добрый мальчик.

Господь таких любит. А мне не

надо было за ружьё браться».

Юра так и подпрыгнул на табуретке,

когда услышал, что старый лесоруб

хочет застрелить Малыша.

  • Это которому я хлебца и колбаски

носил? Он ведь добрый! Возьмет всё,

съест аккуратно и ещё руки полижет…

Спасибо, мол.

Задумался Юра. И вдруг решил:

«Пойду и приведу Малыша к себе».

Он взял кусок хлеба и побежал

к дому дяди Лёни.

Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком? Дайте оценку поступку мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа? У этого рассказа нет названия. Предложи свой вариант.
  • Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?
  • Дайте оценку поступку мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа?
  • У этого рассказа нет названия. Предложи свой вариант.
От какого слова произошло понятие « нрав ственный»? Какие однокоренные слова  вы можете назвать? Какими синонимами можно заменить слово нравственный в данном словосочетании? Приведите примеры других нравственных поступков.
  • От какого слова произошло понятие « нрав ственный»?
  • Какие однокоренные слова

вы можете назвать?

  • Какими синонимами можно заменить слово нравственный в данном словосочетании?
  • Приведите примеры других нравственных поступков.

хороший

добрый

правильный

настоящий

нрав (норов)

норовистый

нравственность

безнравственный

безнравственность

1 2 4 3

1

2

4

3

3 4 2 5 1

3

4

2

5

1

1)Я забочусь о __________________, когда ______________________________________.  2)Я защищаю ________________________, если вижу, что………  3)Я могу _______________________________ .

1)Я забочусь о __________________, когда ______________________________________.

2)Я защищаю ________________________,

если вижу, что………

3)Я могу _______________________________ .

Не всякое действие можно назвать поступком, потому что ………………… Используй в ответе слова: Я думаю…. Я считаю… Я уверен в том, что … Мне кажется…

Не всякое действие можно назвать поступком, потому что …………………

Используй в ответе слова:

Я думаю….

Я считаю…

Я уверен в том, что …

Мне кажется…

Мои поступки берегу обижаю спасаю люблю делюсь ругаю помогаю защищаю забочусь прощаю обманываю

Мои

поступки

берегу

обижаю

спасаю

люблю

делюсь

ругаю

помогаю

защищаю

забочусь

прощаю

обманываю

Доброта Доброта живёт на свете тихо, Незаметна, словно хлеб и соль. Где болит, возьмет себе всю боль, Там, где лихо, встанет против лиха. Чужды ей реклама, суета И возни придуманные драмы. Доброта – как будто руки мамы. Нити жизни держит доброта. М.Лукин

Доброта

Доброта живёт на свете тихо,

Незаметна, словно хлеб и соль.

Где болит, возьмет себе всю боль,

Там, где лихо, встанет против лиха.

Чужды ей реклама, суета

И возни придуманные драмы.

Доброта – как будто руки мамы.

Нити жизни держит доброта.

М.Лукин

Авторы  1) Афанасьева Ирина Ивановна ,  учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №47» города Кургана.  2)Быкова Марина Ивановна , учитель начальных классов МОУ «СОШ №23» города Кургана.  3)Добрыгина Людмила Витальевна ,  учитель начальных классов МОУ «СОШ №54» города Кургана.  4)Ковалёва Галина Николаевна ,  учитель английского языка МОУ «СОШ №63» города Кургана.  5)Кравец Татьяна Викторовна ,  учитель начальных классов МОУ «Гимназия №47» города Кургана. Курган 2010

Авторы

1) Афанасьева Ирина Ивановна ,

учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №47» города Кургана.

2)Быкова Марина Ивановна ,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №23» города Кургана.

3)Добрыгина Людмила Витальевна ,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №54» города Кургана.

4)Ковалёва Галина Николаевна ,

учитель английского языка МОУ «СОШ №63» города Кургана.

5)Кравец Татьяна Викторовна ,

учитель начальных классов МОУ «Гимназия №47» города Кургана.

Курган 2010

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Государственное учреждение дополнительного и профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области» Курс : Основы религиозной культуры и светской этики (модуль: « Основы светской этики»)  Тема: «Нравственный поступок» Выполнили: Адюкина В.А.  Айткулова Т.Н.  Останина Н.А.  Половинкина Г.Я.  Снигирева В.А.

Государственное учреждение дополнительного и профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области»

Курс : Основы религиозной культуры и светской этики

(модуль: « Основы светской этики»)

Тема: «Нравственный поступок»

Выполнили: Адюкина В.А.

Айткулова Т.Н.

Останина Н.А.

Половинкина Г.Я.

Снигирева В.А.

Цель урока: формирование духовно-нравственной культуры  Задачи: 1. Раскрыть понятия: нравственность, поступок, нравственный поступок; 2. Показать нравственность человеческих поступков на конкретных примерах; 3. Развитие коммуникативных способностей учащихся, анализа.

Цель урока: формирование духовно-нравственной культуры

Задачи:

1. Раскрыть понятия: нравственность, поступок, нравственный поступок;

2. Показать нравственность человеческих поступков на конкретных примерах;

3. Развитие коммуникативных способностей учащихся, анализа.

Нужно себя тренировать в постоянном нравственном поступке .  А.С.Макаренко

Нужно себя тренировать в постоянном нравственном поступке .

А.С.Макаренко

«ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ» К.Паустовский

«ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»

К.Паустовский

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном. Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

Нравственный поступок Нравственность

Нравственный поступок

Нравственность

Нравственность  - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.   

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.  

Поступок – совершённое кем-нибудь действие (хороший, плохой, необдуманный; отвечает за свои поступки).    Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Поступок – совершённое кем-нибудь действие (хороший, плохой, необдуманный; отвечает за свои поступки). Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Желаю вам удачи в дальнейшей работе.

Желаю вам удачи в дальнейшей работе.

Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие – поступок»? Как должны были поступить мальчики в данной ситуации?

Как вы понимаете утверждение «Не всякое действие – поступок»?

Как должны были поступить мальчики в данной ситуации?

ЯНУШ КОРЧАК польский учитель

ЯНУШ КОРЧАК

польский учитель

В каких же условиях жизни можно совершить нравственный поступок?  Почему одни люди совершают нравственный поступок, а другие – безнравственный? От чего это зависит? Приведите примеры нравственных поступков .

В каких же условиях жизни можно совершить нравственный поступок?

Почему одни люди совершают нравственный поступок, а другие – безнравственный? От чего это зависит?

Приведите примеры нравственных поступков .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики "Нравственный поступок"

Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства