О б о р у д о в а н и е: политическая карта мира, фотографии территорий соседних стран.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Что такое государственная граница? (Линия раздела между территориями государств.)
– Кто покажет на карте границу России?
– Государство охраняет и защищает свои государственные границы. Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границ России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями.
– Сможем ли мы путешествовать на автобусе? Почему?
– Какой вид транспорта нам лучше выбрать?
Он в безбрежном океане
Подгоняет туч полет.
Быстро в небе проплывает.
Что же это? (Самолет.)
II. Изучение нового материала.
– Наше путешествие мы начинаем с северо-запада и далее полетим на юг, юго-восток, восток и север.
Далее учащиеся читают текст (с. 100, 104–105) по абзацам и рассматривают карту в учебнике (с. 102–103).
Учитель показывает территорию стран-соседей на политической карте мира, определяя местоположение страны, показывая столицу страны.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Рассмотрите еще раз карту в учебнике.
– Назовите страны, которые имеют с Россией водные границы.
– Назовите страны с большой протяженностью сухопутных границ.
– Назовите страны с малой протяженностью сухопутных границ.
– Выполните задание 2 (с. 103).
П о в т о р е н и е п р о й д е н н о г о м а т е р и а л а.
– С помощью карты назовите пропущенные слова в перечне ближайших соседей России.
На втором уроке учащиеся выполняют практическую работу (с. 105–107). Учащиеся могут подготовить интересные сообщения о странах-соседях, поделиться своими впечатлениями о странах, в которых уже побывали.