№ | Этапы урока, цели | Содержание учебного материала | Деятельность | Планируемые результаты |
учителя | учащихся |
1 | Организация класса. Психологическая готовность к занятию. Организация внимания всех учащихся.. | 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Звучит песня в исполнении Ю.Антонова «Не рвите цветы , не рвите» | Организация внимания с использованием стихотворения, песни | Проверить готовность к занятию. Внутренне мобилизуются и организуются на работу. Рассказывают стихотворение наизусть | Уметь формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Создание позитивного настроения |
2 | МотивацияСамоопределение | Загадка о лесе Дом со всех сторон открыт Он резною крышей крыт Заходи в зелёный дом Чудеса увидишь в нём. Куда мы отправимся? Что узнаем? Подвожу итог ответов ребят. - Сегодня мы с вами поговорим о лесе, о его значении в жизни человека, решим, нужно ли нам беречь лес и как это мы сможем сделать. Итак, в путь! | Мотивирует учащихся с помощью загадки, вопросов . | Отвечают на вопросы учителя. | Уметь проговаривать последовательность действий на занятии |
| Игра: выходим из дома. Идём по тротуару (топаем), сворачиваем на просёлочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами), впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит(трут ладонью о ладонь), а сейчас по деревянному мосту переходим реку(хлопки по коленям), речку перешли и снова идём по песочку, а теперь по листьям, деревья вокруг большие, качаются , встречают нас (руки над головой) Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес, Ты о чём шумишь листвою, Ночью тёмной, грозовою, Что ты шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре Всё открой , не утаи Ты же знаешь , мы свои Учитель: Чтобы войти в лес надо ответить на вопросы Старичка -лесовичка Викторина о лесе 1.Какое дерево цветёт первым, а какое последним? 2.Из какого дерева делают спички, лыжи, пианино, корабли? 3.самое страшное бедствие для лесов? 4.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? 5. Как зовут самца кукушки? | Организует игру Проводит викторину | Выполняют движения Читает стихотворение подготовленный ученик, слушают стихотворение Отвечают на вопросы | Создание позитивного настроения, развитие интереса |
3 | Актуализация знаний учащихся. Введение в тему занятия. | Давайте, вспомним, что такое лес? Кто из вас был в лесу? Художник рисует лес- рассказывает историю , дети подсказывают чего не хватает на картине и показывает презентацию - Что такое лес?- размышлял художник. – Конечно, деревья. Нарисовал берёзы, ели , сосны, дубы и липы. Да так похоже они получились, что вот-вот ветки закачаются.. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка. (на доске появляется рисунок Лесовичка) Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. -Это не лес!- послышался голос старичка –Лесовичка из угла картины.- Без цветов, без трав –не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. - А насекомых нарисовал?- опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. - Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок Лесовичок. Но лес всё равно стал чахнуть. - Нарисуй жабу и ящерицу. –Нет , - сказал художник. Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев чьё-то фырканье. - Вот это лес!- сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес. Учитель: Для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен? (Ответы детей с комментариями и дополнениями учителя.) Русский лес очень красив в любое время года и в любую погоду. С самого раннего детства он входит в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надежный друг. Он постоянный спутник русских сказок и былин. О нем написано много стихов, нарисовано картин. Лес всегда служит людям. Много в нем всего интересного и полезного! Нужно только присмотреться, понаблюдать и лес откроет свои тайны. Лес –«лёгкие нашей планеты» Каждый листок, каждая травинка выделяет кислород, без которого нет жизни на земле. В лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон. Поэтому лес – это еще замечательное и полезное для здоровья место отдыха. Главный дар леса- древесина. Из древесины производят: спички и фанеру, бумагу и картон, целлюлозные и столярные изделия, посуду, мебель, искусственный шелк, лаки, краски, спирты и топливо… Древесина идет на строительство жилья. Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны. Поэтому человек постоянно заботится о лесе. Например, ведет посадку новых лесов. Народная мудрость: Срубил дерево – посади два. Лес – это богатая кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды. Лес – природная аптека. Самое главное у человека – это здоровье! Но и здесь сама природа позаботилась о нашем здоровье. Ведь леса полны лекарств и витаминов: ягодами, травами, грибами. Народная мудрость: Зеленое царство – лучшее лекарство . Вывод : Вот сколько всего полезного человек получает от леса! Вот для чего человеку нужен лес! | Создать условия для актуализации опорных знаний и умений учащихся и направить учащихся на поиск решения. рассказывает историю и показывает презентацию Создание условий для формирования коммуникативной компетенции. Помогает учащимся делать правильный вывод. Контролирует правильность выполнения задания, корректирует их работу. | дети слушают историю и дополняют Отвечают на вопросы Высказывают свои предположения | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Уметь высказывать своё предположение Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
4 | Изучение нового материала. Знакомство с правилами поведения | Раздаётся громкий весёлый смех –прилетела из леса мудрая сова (мягкая игрушка) - Молодцы, ребята, много уже знаете о лесе, приглашаю вас в лес в гости . А вы знаете как вести себя в гостях ? С каждым днем, с каждым годом наши леса все больше и больше нуждаются в защите. А ведь защита леса начинается с простых правил, которые должен помнить и соблюдать каждый. Мы с вами сейчас откроем тайны леса и научимся быть его друзьями. | Учитель в роли совы | | |
| | Инсценировка стихотворения «Белая черёмуха» слайд № 11 Девочка идёт по сцене и читает стихотворение Расцвела черёмуха около ручья На апрельском солнышке ветками шепча Лёгкая, как облачко, чистая как снег Радовался деревцу каждый человек. Приходили девочки посидеть под ней И могла цвести она много-много дней. Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки, одна другой говорит - Это чья черёмуха? - Да она ничья, белая снегурочка около ручья. Идёт группа школьников, оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева. Прибежали девочки , а снегурки нет Лишь в пыли валяется вянущий букет. А была черёмуха, чистая как снег. Радовался деревцу каждый человек. Помню, однажды весной бродил я по лесу. Неожиданно где-то вдали послышался стук топора. Странно- подумал я. Ведь в этих местах рубка леса строго воспрещается. Я поспешил на стук. Но он вскоре прекратился. Я вышел к опушке- там уже никого не было. Остановившись и оглядевшись кругом, я заметил возле самой дороги старую развесистую берёзу. На её стволе ещё издали ярко белели свежие следы топора. Подойдя к дереву, я оглядел глубокую зарубку. Её заливал прозрачный берёзовый сок. Обильной струёй он стекал вниз по стволу. Я поглядел вверх на густые ветви, сплошь усыпанные почками. Многие из них уже не распустятся- подумал я, та влага , которая напитала бы их, теперь течёт на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того , чтобы вырастить нужно не менее 40-50 лет. И такое зло, даже верно не подумав об этом, сделал кто-то желая глотнуть 2-3 глотка сладковатого. Почти безвкусного сока. Как вы относитесь к поступку неизвестного человека? Какой вред приносит деревьям сбор сока?. Как собрать можно сок, не навредив жизни деревьев? Выберем правило поведения- не режь кору дерева. | Организует показ инсценировки, контролирует правильность Организует обсуждение и умение делать правильные выводы Читает рассказ | Инсценировка стихотворения. Оценивают своё поведение в лесу и поведение других Обсуждение увиденного (как вы относитесь и оцениваете поступки ребят) Выбирают правило поведения –не ломай ветки деревьев (все правила- знаки вывешены на доске) | Уметь добывать новые знания |
5. | Физминутка. Снятие мышечного и психологического напряжения, смена вида деятельности. | Полетела сова дальше –дети идут по классу и выполняют движения Только в лес мы вошли Появились комары. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем- Руки за голову кладём И вразвалочку идём. Дальше по лесу идём Перед нами водоём Прыгать мы уже умеем Прыгать будем мы смелее Раз-два, раз-два Позади уже вода. Переход на другую страничку | Проводит физкультминутку | Выполняютдвижения | |
6. | Изучение нового продолжение | Давай пройдёмся медленно по лесу И здравствуй скажем каждому цветку Ты должен над цветками наклониться Не для того чтоб рвать или срезать А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Учитель :Много трав растёт полезных На земле страны лесной Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. | | Читают стихотворение заранее подготовленный ученик. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
| Ребята называют лекарственные растения кратко рассказывают о пользе их (на доске плакат с растениями)(сообщения дети готовили заранее) можно провести аукцион лекарственных растений Узнай лекарственное растение по описанию 1.Верхняя сторона листьев этого растения холодная гладкая, а нижняя тёплая и нежная, лечит от простуды (мать-и-мачеха) 2.Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями, а летом на месте цветков- красная ягода. Только её есть нельзя- она ядовита (лечит сердце) ландыш 3. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушке лесов, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (иван-чай) Другое название-кипрей (показываю растение).Кипрей растёт на лесных опушках .Лесники вырывали кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосёнками и берёзками, считали, что он отнимает у деревьев влагу и свет. Но вскоре заметили, что там, где кипрей уничтожен, сосенки не могут бороться с холодом и от первых морозов погибают. Учёные стали искать причину. И нашли. Оказалось, что кипрей очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней на траве, то около кипрея инея нет .Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут все соседи кипрея, все слабенькие побеги , пока их не накроет снегом. Кипрей растёт рядом с молоденькими растениями. Это их сторож, их защитник. (сообщение подготовил ученик) Выбор знака –не рви растения Мы шагаем, мы шагаем Руки выше поднимаем Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса Мы лисичку обхитрим На носочках пробежим А кто это там ещё пробежал, пролетел? играем в игру Рыбы- плывём Птицы- летим Звери- рычим Насекомые- жужжим (учитель называет разных животных, дети выполняют движения и звуки) О чём говорит этот знак (ёжик в шляпе) -не бери домой животных К сожалению, человеку не так трудно взять ежа в плен. Но разве это дело?- прийти в гости и утащить из дома хозяина. Ёжик нужен в лесу, это насекомоядное животное, он несёт очень важную службу. И притом ёжик один из самых древних млекопитающих. Они появились на земле десятки миллионов лет назад, когда хозяевами планеты были ящеры-динозавры. Их надо беречь, а значит не трогать. Многие животные обращаются к людям с просьбами-жалобами. Давайте узнаем от кого жалоба. Жалоба 1.Ох и не любят же меня люди. Голос видите ли мой не нравится и глаза говорят у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это. Если бы не я пришлось бы иногда некоторым без хлеба. Так вот подумайте хорошенько обижать или любить меня надо. (показываю совят которых спасли в селе Нижнее, сторож на ферме , проходя мимо подстанции , увидел на земле двух совят, они ещё не умели летать, гнездо оказалось под козырьком, он их вернул на место, затем совята выросли и улетели) слайд № 14 Сова с 1964 года находится под охраной. Одна сова за лето съедает тысячи полевок-мышей, которые могут уничтожить тонну хлеба. Жалоба2. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков. Но с тревогой я порхаю, когда появляются дети. Ловят нас, некоторых отпускают, но мы всё равно погибаем. Кто это? Почему погибают? Знак -не лови бабочек. Они опыляют растения и украшают нашу природу. Мудрая сова. Вижу ребята, что знаете много о лесе. Я от вас письмо спрятала, но оно рассыпалось, (каждая группа собирает свою часть письма) Лес зелёный охраняй, Никого не обижай. Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы. Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка. Люби цветы, леса, простор полей. Всё что зовётся родиной моей. | Проводит игру «узнай растение», показывает картинки растений Показывает растение на слайде 12,13 Организует игру Показывает знак Организует выполнения задания, узнай животных Сообщение учителя о совятах Контролирует и корректирует работу | Рассказывают о лекарственных растениях Отгадывают лекарственные растения Сообщение о растении подготовил ученик Выполняют движения Формулируют правило, Анализируют полученные сведения, делают выводы Анализируют поступок сторожа Составляют стихотворение на рассыпанных лсточках | Закрепить знания о различных животных |
7 | Творческая работа закрепление | Творческая работа. Ребята, каким бы вы хотели видеть наш лес? 1класс- дорисовывают лес, используя линии 2 класс –создают панно «Лесная полянка»( Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» защита своих работ) | Организует выполнение учащимися работы в группах, контролирует правильность выполнения задания, корректирует их работу | Работа в группах Отчёт групп о проделанной работе | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
7. | Рефлексия | игра «можно- нельзя» Ломать деревья и ветки Сажать деревья Ходить и топтать траву и цветы Ходить только по тропинкам Рвать большие букеты цветов Любоваться ими Оставлять мусор в лесу Собрать мусор в яму и закопать Разжигать костры в лесу . У леса есть злейший враг - огонь. И все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течении нескольких часов. Лесной пожар страшен. Не разводите костры в лесу. Беречь лес от пожара В лесу шуметь Разорять птичьи гнёзда? | Организует рефлексию. | Анализируют свою деятельность, делают выводы | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
8 | Выводы | : Столько жестокости и равнодушия к лесу. Леса могут погибнуть. Наша задача - не допустить этого. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью. Слайд № 15 Ребята, давайте не только знать правила поведения в природе но и сделаем первый шаг навстречу –посадим в школе и дома цветы и деревья. Презентация «Как прекрасен этот мир» Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою - Навеки родная Земля На ней мы с тобою родились Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей | Организует просмотр презентации | Анализируют свою деятельность, делают выводы | |